Возвращение

Вчера на камерной сцене «Пятого Театра» прошла открытая генеральная репетиция моноспектакля «Фрося». Это инсценировка Игоря Косицына и Татьяны Чертовой одного из рассказов книги «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).

167113 июля 2023
Возвращение

В «Пятом театре» уже есть спектакль по пьесе этих драматургов — «На вокзале. Под часами»; это тоже камерная история в режиссуре и исполнении актрисы Елены Заиграевой. Здесь же Игорь Косицын выступил и как режиссёр, а Татьяна Чертова — как помощник режиссёра. Исполнительницей единственной роли стала Елена Лукманова. 

Её героиня Фрося — практически, ровесница 20-го века — рассказывает, каким чудесным образом ещё девочкой попала в монастырь, причём, в Дивеевскую женскую обитель, основанную Серафимом Саровским. Как всегда чувствовала близость и защиту преподобного Серафима (хоть и почившего задолго до её рождения). Как, осуждённая «за веру», встречала сочувствие у тех, кто, казалось бы, должен порицать и Фросю, и её сестёр во Христе. Как на девятом десятке дожила до того дня, когда увидела в журнале статью о преподобном Серафиме и о родной для неё обители. 

1

Зачем эта история сегодняшнему человеку? Зачем мы вместе с Фросей проживаем её возвращение из духовного плена, из мира, в котором вера хоть и была запрещена, но всё же сохранялась в душе? Жизнь Фроси — пример верности своему духовному призванию. Как сохранить душу живу, когда рушится привычный мир? Разве не важен сегодня камерный разговор именно об этом? 

Актриса Елена Лукманова очень естественна в образе Фроси с её крестьянским говорком. И это при том, что у неё нет возможности «спрятаться» за декорации и реквизит. Камерная сцена — это, собственно, фойе второго этажа театра, где зрители и актриса — в одном пространстве. И эта близость не мешает актрисе, а, кажется, наоборот, подзаряжает её. Как и аскетичное оформление спектакля: большая икона преподобного Серафима Саровского да скамейка, на которую Фрося может иногда присесть. Ещё журнал «Душа», где она находит публикацию об обители. И её собственная тень на заднике сцены как память о прошедшей жизни, как дух ушедшего времени, как душа, что остаётся, когда тело истлевает... 

И, конечно, важна музыкальная составляющая спектакля. Вначале в рассказ героини пробиваются обрывки мелодии танго 30-х годов прошлого века, и это кажется противоречащим тому, о чём она рассказывает. Гораздо гармоничнее в её рассказ вплетаются и церковные песнопения, и народные мелодии в «живом» исполнении а капелла трёх прекрасных представительниц Вокального ансамбля "Проект П". Каким просветлённым становится лицо Фроси, когда они поют! Да и на лицах зрителей этот свет отражается! 

Но вот Фрося подходит к завершению повествования о своей жизни; понимает, что «плену» пришёл-таки конец. И вновь звучит танго, но теперь это не только мелодия. О потерянной Родине, куда возвращаются журавли, пронзительно поёт под аккомпанемент аккордеона Сергей Глухих: 

«Пронесутся они мимо скорбных распятий,
Мимо башен церквей и больших городов,
А вернутся назад — им раскроют объятья
Молодая весна и отчизна моя».

Так вот почему эта мелодия пробивалась сквозь горький рассказ героини, изгнанной из духовной отчизны, но сохранившей её в душе! Когда для Фроси «монастырём» стали тюрьма и лагерь, строки «Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный» отражали её переживания не менее точно, чем духовные напевы. И всё же она поднимается над этими горестными чувствами к свету, льющемуся вместе с музыкой. В финале Фрося меняет мирскую косынку на монашеский плат, и вскоре она уже не одна: к ней присоединяются девушки из «Проекта П», все вместе они растворяются в радостном песнопении...

Надеюсь, в новом сезоне спектакль появится в постоянном репертуаре, потому что очень хочется ещё раз пережить вместе с героиней её возвращение к духовной Отчизне. 

2

16+

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Анна Дунёва

Теги:Пятый театрпремьератеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека

























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Наталья Граф

— журналистка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

38314 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

86607 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

899105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

776203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх