
Рэп, стендап и клоунада
Всё это — в спектакле Пятого Театра «Хлестаков. PS». У режиссёра Антона Коваленко герои гоголевского «Ревизора» — вовсе не персонажи 19 века. Вначале это вполне узнаваемые типажи, а в финале — инфернальные существа.
138112 сентября 2023
Городничего (здесь он назван по-современному, мэром) мы видим уснувшим на баббле, и страшный сон, в котором к нему приходят чёрные крысы, снится, похоже, с бодуна. Спящим его застают и чиновники. Очнувшись, он удивляется: «Господа! Я пригласил вас?», — и не без труда вспоминает, что собрал подчинённых, «чтобы сообщить пренеприятное известие» о приезде ревизора. Чиновники являются к мэру в клоунских нарядах. А как иначе? Перед начальством приходится ломать комедию! Да и сам мэр Антон Антонович (Евгений Фоминцев), собираясь предстать перед чиновником из столицы, напяливает по-клоунски скроенную из ткани разного цвета шинель.
Жена мэра Анна Андреевна (Мария Долганёва) — олдскульная рокерша со старомодным бумбоксом, ненавидящая дочку, увлечённую уже другими музыкальными течениями. Марья Антоновна (Алёна Фёдорова) — юная оторва, явно пошедшая непокорным характером в маму.
1
Бобчинский и Добчинский (Владимир Куражев и Михаил Синогин) здесь — «приживалы, слуги в доме мэра». А ещё в программке их характеризуют: «весьма артистичные натуры». Так и есть: они, напялив клоунские носы, и стендап-репризы разыгрывают, и музыкальные номера откалывают. У них постоянно в руках микрофоны, их бит задаёт ритм всему действию. Даже представляются они как битбоксеры: «До-до-до-до-добчинский!», «Бо-бо-бо-бо-бобчинский!».
В рэп-композиции превращаются и некоторые монологи Хлестакова. Скажем, история про то, что он «с Пушкиным на дружеской ноге», звучит в ритме рэпа: «Ну что, брат Пушкин? Да-да-да так, брат!». Окружающие и воспринимают это как собственное сочинение Хлестакова, после этого признание, что у него «есть много сочинений — «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма», принимается за чистую монету.

«А что, с Гоголем, с классиком, так можно было?», — задаётся вопросом зритель. А как иначе, если гоголевский текст он, зритель, знает, практически, наизусть? Поэтому интерес представляет интерпретация. И здесь начинается главное. В «обёртке» из всех этих современных «приколов» нам предлагают мистическое содержание.
Уже в самом начале, открывая представление, Бобчинский и Добчинский с таинственными интонациями декламируют:
«Иногда мне снится сон, как будто небо меня в себя втягивает.
Я попадаю в какой-то другой мир,
А в этом мире нет стены между живыми и мёртвыми»...
И эти строки из трека группы «25/17» прозвучат ещё не раз. На приёме мэра в честь высокого гостя тоже будет звучать эта композиция в аранжировке героев спектакля, а её финал — «Лишь бы мне опять приснился город. Город, которого нет», — станет рефреном ко всему происходящему.
Поэтому и Хлестаков (Станислав Горенбахер) — это не только мелкий чиновник, волею случая принимаемый за столичного ревизора, а ещё и «Инкогнито, некто в чёрном»: существо, посланное, похоже, из иных сфер. Порой, он появляется в облике чёрного человека-собаки, а ведь именно так изображали египетского бога Анубиса, того, кто был «стражем весов» в царстве мёртвых, кто судил уходящих в мир иной по грехам их. Этот Хлестаков, похоже, появляется здесь вовсе не случайно. С каким достоинством он носит кроваво-красных халат, превращающийся в мантию! Как уверенно чувствует себя, возвышаясь над остальными! И страх, охватывающий тех, кто его окружает, для него — норма: его, посланца иного мира, должны бояться! Осип (Александр Боткин) здесь вовсе не слуга Хлестакова, а «компаньон и доверенное лицо». Похоже, он тот, кто вовремя доставляет Инкогнито из одного мира в другой.
2
Так что ж это за «город, которого нет»? Художник Николай Слободяник создал некое инфернальное пространство: смертную тьму, пронизываемую то красным, то белым светом. В конце концов словно бы из этой тьмы возникает абрис фараоновой гробницы...
Так вот что случилось с местным «фараоном», то бишь, мэром: его настигло посмертное воздаяние. И всё происходящее — его видения «в том смертном сне». Поэтому и чиновники (Владимир Девятков, Василий Кондрашин, Сергей Худобенко и Дмитрий Исаенко), в которых он видел лишь фиглярствующих клоунов, в конце концов оказываются такими же, как Инкогнито, потусторонними существами с птичьими, бычьими да бараньими головами: они, похоже, сыграли роль проявителя, с помощью которого Анубис может совершить свой суд. Но ведь и им когда-то придётся быть в ответе за свою жизнь, если не на земном, то на небесном суде...

Понравился бы такой взгляд на его «Ревизора» Гоголю? Бог весть! Ему ведь и первая постановка этой пьесы в Александринском театре «не зашла»: он считал, что его «не поняли». Но ведь мы-то к Гоголю обращаемся, чтобы понять себя, своё время и задуматься о вечных вопросах. Если его текст идеально ложится и на такую трактовку, какую представил Пятый Театр, да здравствует Гоголь!
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото:с сайта 5ththeatreomsk.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 182 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
145722 октября 2025
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
97107 октября 2025
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
1835216 сентября 2025
31821412224
Записи автора
21706 ноября 2025
39403 ноября 2025
56729 октября 2025
113520 октября 2025
59219 октября 2025
Как играть на бирже? Или не играть?
70614 октября 2025
78008 октября 2025
73104 октября 2025
— психолог
— директор правового холдинга «Закон»
— Путешественница на пенсии
Яндекс.Директ ВОмске































Комментарии