В первый раз – в первый класс

В одной из статей мы говорили с вами о том, что важно учесть при подготовке к школе будущего первоклассника. В продолжение я предлагаю к обсуждению ещё одну волнующую тему: как помочь ребёнку в период адаптации к обучению в школе.

51714 сентября 2023
В первый раз – в первый класс

Адаптация (от лат. Adapto) – приспособление. Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза (равновесия) со средой. Адаптация социальная – это механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. Высокие показатели социальной адаптации – это умение работать, жить в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации.

Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но, несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются: начало школьного обучения, переход в среднее звено, переход к профильному обучению, период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.

Представьте себе, что вы переехали жить в другой город или в другую страну. Как вы думаете, сколько лично вам потребуется времени для того, чтобы привыкнуть к новому, почувствовать себя как дома, как рыба в воде? Месяц? Четыре месяца? Полгода? Приблизительно то же самое испытывает ребёнок, который оказался в новых условиях, в новой, пока ещё непонятной для него обстановке с новыми людьми в новых обстоятельствах? Так как в школу идёт «ваш ребёнок», то предположу, что приблизительно такое же время, которое обычно требуется на адаптацию родителю, понадобится ребёнку для того, чтобы почувствовать себя относительно комфортно и безопасно в обновлённой среде.

Какими же основными правилами не стоит пренебрегать родителям, для того чтобы адаптация их школьника случилась?

1. Познакомьте и обсудите вместе с ребёнком правила и требования, которые существуют в школе. Если что- то ребёнку непонятно, нужно объяснить, а возможно, инсценировать и проиграть школьный день. Ну и, скорее всего, какие-то правила отныне будут установлены дома. Следует ещё раз повторить, зачем они нужны и в чём помогут в дальнейшей учебной деятельности.

1

2. Нужно вместе с ребёнком составить распорядок дня, где пошагово указать в какие временные интервалы, выполняется определённая задача. Сделать такое расписание можно красочным и наглядным, и, конечно же, необходимо следить за выполнением, соблюдением этого распорядка.

3. Проявляйте искреннюю заинтересованность в школьных делах ребёнка, всячески подтверждайте значимость его нового статуса. Но не расспрашивайте первоклассника слишком навязчиво, ориентируйтесь на самостоятельное желание ребёнка рассказать о «школьных делах».

4. На первом этапе адаптации для первоклассника очень важна ваша эмоциональная поддержка и одобрение, пусть даже в незначительном достижении. Старайтесь находить то, за что можно похвалить ребёнка, поддерживая его желание добиться успеха. Но при этом не нужно забывать о том, что каждый человек имеет право на ошибку, и когда люди учатся, то не сразу всё получается, и это вполне нормально.

5. Не забывайте, что первоклассник – это все-таки ребёнок, и у него
должно оставаться достаточно много времени для игр и других занятий. Поэтому, следуя распорядку дня, находите место для отдыха, в том числе на свежем воздухе.

6. Ещё одним важным моментом является то, что теперь у вашего сына или дочери появился человек более авторитетный в некоторых вопросах, чем вы, – это его учитель. Поэтому уважайте мнение первоклассника о своём педагоге и никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте и не критикуйте учителя и школу.

7. Если на начальном этапе обучения у ребёнка появились специфичные трудности, ну например, логопедические проблемы, постарайтесь помочь ребёнку, используя дополнительную помощь, не стесняйтесь обращаться за консультацией к специалистам (учителю, логопеду, школьному психологу), если вдруг вас что-то беспокоит в поведении ребёнка или в его учебных делах.

Изучая адаптацию ребёнка к школе, методисты, психологи выделяют различные уровни, механизмы и показатели адаптации. Для экспресс-оценки адаптации предлагаю ориентироваться на предложенные Э. М. Александровской критерии:

  • эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);
  • усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;
  • успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);
  • эмоциональное благополучие.

Важной особенностью такого подхода является ориентация на следующий методологический принцип: отсутствие показателей адаптации одновременно выступает как наличие показателей дезадаптации. О том, в чём проявляется школьная дезадаптация, каковы её причины и как преодолеть школьную неуспешность, поговорим в следующих статьях.

Желаю, чтобы ответственный период прошёл как можно быстрее и благоприятнее, и рекомендую прислушаться к рекомендациям не только психологов, но и непосредственно тех, кто сопровождает детей на начальном этапе обучения. В видео вы из уст опытных педагогов узнаете ряд, возможно, очевидных, но часто упускаемых родителями нюансов, которые важны для успешной адаптации в школе.

2

 

Оригинал — в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 57 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 65 человек

Психолог




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Пожилые люди приходили ко мне беспомощными после ковида, боясь открыть рот. После курса результаты у всех хорошие»

Здоровье

«Пожилые люди приходили ко мне беспомощными после ковида, боясь открыть рот. После курса результаты у всех хорошие»

Когда по собственной инициативе к тебе на курсы по улучшению памяти записываются один за другим родственники — это, с одной стороны, невыгодно, но с другой — знак качества, «проверено на своих». Представляем Анастасию Селифонову — девушку, которая регулярно делает «крокодила», давно определилась «яйцо или курица», разбирает задачи как капусту и улыбается для иммунитета.

236224 ноября 2023
«Йога — это по любви, но хочется заняться ещё и боксом»

Здоровье

«Йога — это по любви, но хочется заняться ещё и боксом»

Днём она – директор крупной компании, а вечером – инструктор по йоге. Светлана Величева рассказала «ВОмске» о своих личных лайфхаках по здоровью и о восьми полумарафонов в разных городах России.

314507 ноября 2023
«Я был по-настоящему счастлив видеть радостные глаза детей»

Здоровье

«Я был по-настоящему счастлив видеть радостные глаза детей»

Омский тренер по плаванию Антон Московенко установил этим летом рекорд, переплыв вдоль одно из самых глубоких в мире, ледяное Телецкое озеро. Это был благотворительный заплыв: целью Антона было привлечь внимание к проблемам тяжелобольных детей, опекаемых центром «Радуга». Откуда черпают силы для таких поступков, пловец рассказал «ВОмске».

3441105 ноября 2023
Светлана Щиталина: «Улыбка обязательно перенастраивает тебя изнутри»

Здоровье

Светлана Щиталина: «Улыбка обязательно перенастраивает тебя изнутри»

Желтеть в юности от морковки, набивать холодильник морской и «сухопутной» капустой, нести чеснок в баню, при одном виде стресса музыку слушать, при другом — играть, а после 50 «докатиться» до полной марафонской дистанции — таковы фрагменты ЗОЖ-паззла, в итоге удачно сложившегося для омички Светланы Щиталиной. 

6723214 октября 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх