В первый раз – в первый класс

В одной из статей мы говорили с вами о том, что важно учесть при подготовке к школе будущего первоклассника. В продолжение я предлагаю к обсуждению ещё одну волнующую тему: как помочь ребёнку в период адаптации к обучению в школе.

84114 сентября 2023
В первый раз – в первый класс

Адаптация (от лат. Adapto) – приспособление. Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза (равновесия) со средой. Адаптация социальная – это механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. Высокие показатели социальной адаптации – это умение работать, жить в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации.

Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но, несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются: начало школьного обучения, переход в среднее звено, переход к профильному обучению, период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.

Представьте себе, что вы переехали жить в другой город или в другую страну. Как вы думаете, сколько лично вам потребуется времени для того, чтобы привыкнуть к новому, почувствовать себя как дома, как рыба в воде? Месяц? Четыре месяца? Полгода? Приблизительно то же самое испытывает ребёнок, который оказался в новых условиях, в новой, пока ещё непонятной для него обстановке с новыми людьми в новых обстоятельствах? Так как в школу идёт «ваш ребёнок», то предположу, что приблизительно такое же время, которое обычно требуется на адаптацию родителю, понадобится ребёнку для того, чтобы почувствовать себя относительно комфортно и безопасно в обновлённой среде.

Какими же основными правилами не стоит пренебрегать родителям, для того чтобы адаптация их школьника случилась?

1. Познакомьте и обсудите вместе с ребёнком правила и требования, которые существуют в школе. Если что- то ребёнку непонятно, нужно объяснить, а возможно, инсценировать и проиграть школьный день. Ну и, скорее всего, какие-то правила отныне будут установлены дома. Следует ещё раз повторить, зачем они нужны и в чём помогут в дальнейшей учебной деятельности.

1

2. Нужно вместе с ребёнком составить распорядок дня, где пошагово указать в какие временные интервалы, выполняется определённая задача. Сделать такое расписание можно красочным и наглядным, и, конечно же, необходимо следить за выполнением, соблюдением этого распорядка.

3. Проявляйте искреннюю заинтересованность в школьных делах ребёнка, всячески подтверждайте значимость его нового статуса. Но не расспрашивайте первоклассника слишком навязчиво, ориентируйтесь на самостоятельное желание ребёнка рассказать о «школьных делах».

4. На первом этапе адаптации для первоклассника очень важна ваша эмоциональная поддержка и одобрение, пусть даже в незначительном достижении. Старайтесь находить то, за что можно похвалить ребёнка, поддерживая его желание добиться успеха. Но при этом не нужно забывать о том, что каждый человек имеет право на ошибку, и когда люди учатся, то не сразу всё получается, и это вполне нормально.

5. Не забывайте, что первоклассник – это все-таки ребёнок, и у него
должно оставаться достаточно много времени для игр и других занятий. Поэтому, следуя распорядку дня, находите место для отдыха, в том числе на свежем воздухе.

6. Ещё одним важным моментом является то, что теперь у вашего сына или дочери появился человек более авторитетный в некоторых вопросах, чем вы, – это его учитель. Поэтому уважайте мнение первоклассника о своём педагоге и никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте и не критикуйте учителя и школу.

7. Если на начальном этапе обучения у ребёнка появились специфичные трудности, ну например, логопедические проблемы, постарайтесь помочь ребёнку, используя дополнительную помощь, не стесняйтесь обращаться за консультацией к специалистам (учителю, логопеду, школьному психологу), если вдруг вас что-то беспокоит в поведении ребёнка или в его учебных делах.

Изучая адаптацию ребёнка к школе, методисты, психологи выделяют различные уровни, механизмы и показатели адаптации. Для экспресс-оценки адаптации предлагаю ориентироваться на предложенные Э. М. Александровской критерии:

  • эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);
  • усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;
  • успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);
  • эмоциональное благополучие.

Важной особенностью такого подхода является ориентация на следующий методологический принцип: отсутствие показателей адаптации одновременно выступает как наличие показателей дезадаптации. О том, в чём проявляется школьная дезадаптация, каковы её причины и как преодолеть школьную неуспешность, поговорим в следующих статьях.

Желаю, чтобы ответственный период прошёл как можно быстрее и благоприятнее, и рекомендую прислушаться к рекомендациям не только психологов, но и непосредственно тех, кто сопровождает детей на начальном этапе обучения. В видео вы из уст опытных педагогов узнаете ряд, возможно, очевидных, но часто упускаемых родителями нюансов, которые важны для успешной адаптации в школе.

2

 

Оригинал — в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 21 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 170 человек

Психолог


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

35204 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1734223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

77618 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

104503 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх