Безумный сердца разговор

Спектакль вахтанговцев воздушен и тонок, как рисунок Пушкина, лёгок и стремителен, как пушкинский почерк.

280702 июля 2018
Безумный сердца разговор

Пушкин определил жанр «Евгения Онегина» как роман в стихах. Спектакль Вахтанговского театра (Театр имени Евгения Вахтангова), которым в Омске открылся Театральный фестиваль АКАДЕМИЯ / International Theater Festival ACADEMIA, хочется назвать театральной поэмой. Он воздушен и тонок, как рисунок Пушкина, лёгок и стремителен, как пушкинский почерк.

«Сюжет "Евгения Онегина" принадлежит не Пушкину, а русскому читателю. Массовому сознанию, метатексту, обобщенному образу. Пушкину принадлежат — стихи», — считает наш современник Пётр Вайль.

1

Поэтому создатели спектакля, и прежде всего — художественный руководитель Вахтанговцев Римас Туминас, и не пытаются скрупулёзно воспроизводить известный любому зрителю сюжет.

Это не пересказ, а погружение в поэтику Пушкина. Через изысканный и сложный пластический рисунок, через игру с «обобщёнными образами». Чего только стоят «карикатуры всех гостей» на именинах Татьяны! Или в буквальном смысле разодранное на цитаты юными девами её письмо. А Людмила Максакова! Она — то няня, «старушка бедная», то муштрующая девиц дама-танцмейстер «блистательна, полувоздушна», осанка примы, безупречный французский... Тут вспоминается провозглашённое Блоком: «Весёлое имя: Пушкин».

Один из исполнителей роли Онегина — Сергей Маковецкий, рассказал на встрече со зрителями, что для него работа над ролью началась со строк

«Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу».

Кто читает и перечитывает письмо? Не сам ли Онегин, уже поживший и понявший, что он потерял?

В спектакле есть и другой Онегин — Виктор Добронравов. Это ему пишет влюблённая Татьяна. «Прямым Онегин Чильд-Гарольдом» является к ней: «Вы ко мне писали. Не отпирайтесь...». Но Онегин-Маковецкий останавливает отповедь: он сам произносит этот монолог, как бы вспоминая всё, когда-то сказанное. И в этом столько искреннего сожаления, на которое не способен мрачный «Чильд-Гарольд»!

Действие развивается одновременно в двух планах: в настоящем и в воспоминаниях героев. Поэтому и образы то сливаются (няня-танцмейстер), то множатся как Онегин, Ленский. Ведь тот, кто «вовремя созрел» — уже совсем другой человек, не тот, что «смолоду был молод».

Впрочем, настоящая героиня спектакля, конечно, Татьяна. У Ольги Лерман она порывиста и сдержанна одновременно. Когда, измученная неразделённым чувством, она засыпает, кажется, вот сейчас начнётся: «Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой...». Но сон Татьяны неожиданно решён без театрального гротеска: когда зритель ждёт, что вот-вот выйдет «большой взъерошенный медведь», на сцене появляется... Ирина Купченко и с глубокой простой читает известные строки. Быть может, это повзрослевшая Татьяна годы спустя вспоминает свой пророческий сон? Не случайно Ленский дарит ей на именины плюшевого медведя...

2

И после окончательного объяснения Татьяны с Онегиным мы оставляем её в объятиях огромного медведя: «Она бесчувственно-покорна, Не шевельнётся, не дохнёт».... Кружится в странном танце судьбы под пронзительную музыку Фаустаса Латенаса...

В этом полифоническом «Евгении Онегине» есть всё, кроме хрестоматийного глянца.

 

Оригинал в Фейсбуке автора.

 

Автор:Елена Петрова

Фото: сайтов excava.ru и vakhtangov.ru

Теги:театр им. ВахтанговатеатрРимас Туминас


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1481223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

58118 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

89603 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

219027 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх