
Бах, Брух и Александр Владимирович Чайковский нам в помощь
Омский академический симфонический приступил к гармонизации культурного пространства. По случаю открытия 81-го сезона и снятия карантина маэстро Дмитрий Васильев потревожил великие тени Моцарта и Бетховена. Из ныне творящих свою лепту в борьбе с мировым злом внёс профессор Московской консерватории Александр Чайковский. Его «Карантинная симфония» прозвучала как «мировая премьера» и была встречена овациями…
331821 сентября 2020
Праздник в Омской филармонии был столь долгожданным, что воспринимался как всенародный.
На крыльце концертного зала публика в солнечном и безоблачном настроении поздравлялась с открытием музыкального сезона, еврейским Новым годом и предвкушала. Хотелось мощного драматизма Баха, божественной лёгкости Моцарта, пронзительного космизма Бруха.
1В фойе почтенные меломаны наслаждались общением, да и вообще сибаритствовали на полную катушку, отрываясь за полгода самоизоляции, когда жили без увертюр, без интродукций, без фуг, без арий, без оркестра.
Почти шесть месяцев вынужденной разлуки и музыкантам и слушателям показались вечностью. И что бы там ни говорили про безопасные онлайн-трансляции, настоящий концерт невозможен без публики: а как она это воспримет?
Сиятельные губернские министры и аппарат мэрии демократично перемешались с докторами, профессорами, пенсионерами, школьниками, технической интеллигенцией и прочими меломанами.
За несколько минут до начала концерта в зале появилась министр здравоохранения. Г-жа Солдатова в чём-то полувоздушном, длинном и нежном с поясом олицетворяла веру в успех омской медицины и надежду на скорую победу над коронавирусом.
…И грянула «Увертюра на освящение дома». И вот уже по спине маршируют батальоны мурашек. А если не маршируют, то вряд ли это с Бетховеном что-то не так.
2Главный дирижёр Омского симфонического выбрал для встречи с публикой не самое известное сочинение венского классика, к тому же изобилующее названиями. «Увертюра к тезоименитству», она же «Именинная», она же «Освящение дома» была написана в 1822 году для пьесы Карла Майсля, открывавшей новый театр в предместье Вены — Йозефштадте. И вот спустя два века в ковидную эпоху маэстро Васильев прибегает к помощи немецкого гения и освящает зал Омской филармонии.
Это был Гимн Жизни, Ода к Радости. Монументальный и величественный до мажор окрылял, приободрял, возбуждал жажду к жизни и деятельности. Над залом витал дух непобеждённого автора «Героической» симфонии, которому «судьба стучалась в дверь», а он таки взял и не открыл злодейке.
И если дьявольский вирус ещё бродил где-то вокруг концертного зала, субботним вечером 19 сентября он позорно бежал. Трубные фанфары и сонм скрипок окончательно изгнали его с территории, где отныне и, надеемся, навсегда поселилась живая музыка…
Говорят, никто не исполняет «Кол Нидрей» лучше Юрия Башмета. Мне кажется, после выступления омички, а ныне учащейся ЦМШ при Московской консерватории Анастасии Ушаковой, многие усомнились в этом. И если не отдали победительнице Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского пальму первенства, то восхитились мастерством виолончелистки и невероятной пронзительностью, с которой была исполнена пьеса.
Молитва «Кол Нидрей» звучит в синагогах во время вечерней службы в праздник Йом-Киппур — день, когда иудеи соблюдают пост, каются в грехах и получают отпущение.
Немецкий композитор и дирижёр Макс Христиан Фридрих Брух, сочинивший пьесу для виолончели с оркестром «Кол Нидрей», был протестантом. Но нацисты искренне считали его евреем, потому что написать мелодию, когда с первых же звуков на глазах слёзы и в горле встало и невозможно проглотить, по их убеждению, мог только истинный еврей.
Вольфганг Амадей Моцарт написал Пятый скрипичный концерт ля мажор в 1775-ом, когда ему было всего девятнадцать. Руслану Турунтаеву, исполнившему произведение в сопровождении Омского симфонического, двадцать один. При столь нежном возрастом студент четвёртого курса Московской консерватории отмечен наградами престижных международных конкурсов и назван Владимиром Спиваковым «казахстанским Паганини».
А что слушатели хлопали между первой и второй частями концерта (чего делать согласно музыкальному этикету категорически возбраняется), так это не от невежества, а исключительно от избытка чувств и признательности блестящего таланта.
Кульминацией праздничного вечера стало исполнение «Карантинной симфонии» Александра Чайковского. Композитор словно примерил на себя ситуацию, в которой оказался его гениальный однофамилец Пётр Ильич Чайковский: Шестая «Патетическая» симфония была исполнена во время бушевавшей в Петербурге эпидемии холеры.
В первой части «Карантинной» слушатели ещё раз пережили вероломное нашествие вируса. Сумасшедший вихрь, адская скрипичная воронка стремительно закручивалась и, казалось, не оставляла никакой надежды. Но вот музыканты заиграли часть вторую. Робко, в тревогах и сомнениях мир пробуждался к жизни и жаждал прежних цветов и звуков. Исправить последствия опустошительного набега вируса могла только музыка.
Зал взорвался аплодисментами и долго не отпускал музыкантов.
На бис оркестр исполнил Баха, чьё 335-летие в этом году отмечает «всё прогрессивное человечество».
После разрушительных коронавирусных вихрей великий Бах вернул в зал божественную гармонию, радость бытия и укрепил всех присутствующих в мысли, что в конечном счёте всё будет хорошо.
Фото:Ильи Петрова/ИА «ОмскЗдесь», Вячеслава Андреева, пресс-службы Омской филармонии
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 55 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 64 человека
Самое читаемое
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Олегу Теплоухову...
1710623 ноября 2023
А также в области бюджета мы впереди Сибири всей…
143522 ноября 2023
Гороскоп на 23 ноября 2023 года
120022 ноября 2023
Выбор редакции
«Если нет стресса, значит, человек ничего амбициозного не делает»
8999126 сентября 2023
8374424 сентября 2023
13186214 августа 2023
— омичка
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии