
Рахманинов нам поможет
16 сентября Омск стоя аплодировал пианисту Александру Ключко, маэстро Васильеву и его симфоническому, открывшим сезон Глинкой, Чайковским и Рахманиновым — композиторами, которые посреди обыденности создали Космос. И он спасительной пеленой окружает нас. И в самое бездарное время помогает выкарабкиваться и оттянуть небытие…
7755619 сентября 2022
83-й сезон в Омской филармонии открывали при таком стечении народа, что избирательным участкам и в страшном сне ни привидится. Дети и пенсионеры азартно фотографировались у нового логотипа святилища муз. Арт-объект, водружённый посреди мраморного зала и напоминающий розовых фламинго, как магнит, притягивал к себе меломанов от пяти до восьмидесяти пяти.
Людская река почтительно обтекала и приветствовала почётного гражданина города Омска Геннадия Фридмана, возвышавшегося на ступеньках перед входом в зал. Вместе с Геннадием Шмерельевичем в этот дивный пятничный вечер послушать «неба содроганье, и горний ангелов полёт» прибыли чета Телевных и госпожа Шуголь. Усадить дорогих гостей вышла лично директор филармонии Лапшина. «Первая скрипка» Омска Геннадий Яковлевич Хабенский галантно раскланивался с мужчинами и красиво целовал ручки дамам: Славе Ароновне и Ирине Борисовне. Всё было так чинно и благородно, что моя соседка, растрогавшись нежными пейзажами, поведала компаньонке: «Я не понимаю, что можно делать сегодня в драмтеатре, когда все наши тут?!»
116 сентября в драме давали американца Теннеси Уильямса. Филармония же подняла на знамёна великих русских композиторов, в чьей музыке скрыто наше всё: коды, знания, формулы, пружины, причины. Это наш антидепрессант, антидот, антивирус.
На «разогреве» у Рахманинова выступил старший товарищ Глинка. Его чудный «Вальс-фантазия», посвящённый Екатерине Керн, дочери музы Пушкина, оркестр исполнил с упоением и более чем вдохновенно. От взволнованного дирижёра в зал пошли невидимые волны, токи, вибрации, так что в ту же минуту публика остро ощутила скрепы, связь с землёй, Родиной и народом.
Михаил Иванович и Дмитрий Владимирович подготовили благоприятную почву для восприятия главного «блюда» пятничного вечера – Третьего фортепианного концерта Сергея Рахманинова.
Как сказал однажды пианист Николай Луганский, это самый великий фортепианный концерт когда-либо кем-либо написанный. Таких кульминаций нет в музыкальной литературе. Ради такой музыки стоит жить. Она оправдывает несовершенство мира и любые горести и неустройства.
Концерт в переводе с итальянского означает «соревнование». Концерт -это искусство представления, где партия солиста сложна технически и эмоционально. Но в концертах Рахманинова фортепиано временами затмевает оркестр. В кульминационных моментах он смолкает и отступает перед напором и темпераментом солиста. Он – царь и бог. Это Рахманинов научил играть рояль как оркестр.
Генрих Нейгауз говорил: «Третий концерт Рахманинова требует не только умения, знания, многих часов, дней, месяцев упорной работы, но прежде всего стихийного таланта, уникальной, не часто встречающейся виртуозной одарённости».
2Профессионалы отмечают «фантастическую сложность исполнения Третьего концерта», рассказывая историю про «сверхчеловеческую технику пальцев и большие руки» самого Рахманинова, «способные покрывать 12 дюймов: от до первой октавы до ля второй».
Лет десять назад в Московском Доме музыки должен был исполняться Третий концерт, но перед самым выступлением солист скрылся, сбежав через пожарный вход. Одни потом говорили, что пианист попросту испугался, другие обвиняли в непрофессионализме оркестр и дирижёра. Спас ситуацию другой известный музыкант, случайно оказавшийся в зале. Он-то и сыграл Третий концерт.
А в фильме Скотта Хикса «Блеск» главный герой — талантливый пианист Дэвид Хельфготт — вообще сходит с ума, пытаясь постичь Третий концерт Рахманинова.
Технические и эмоциональные трудности Третьего не испугали восходящую звезду отечественной фортепианной школы Александра Ключко. 22-летний студент Московской консерватории сыграл концерт на заключительном туре I Международного конкурса имени Рахманинова, проходившего нынешним летом в столице, и получил первую премию из рук самого Дениса Мацуева.
В игре молодого виртуоза было всё, как, возможно, задумал автор. И дивные волны, накатывающие одна за другой, и мощные трагические срывы, и прозрачное интермеццо, и финал, полный мужественной воли и энергии, с железным ритмом, и мощный водопад триолей, несомненно, оставивший сокрушительное впечатление у публики. И кульминация — «колокольно-хоровая», потому что Рахманинов — от благовеста, от колокольного перезвона. Потому что русский человек рождался и умирал с колоколами.
Игре столичного гостя внимали со вниманием. Между частями уже не хлопали, телефон звонил только один раз. И если не считать, что в самом лирическом месте концерта, где пианист буквально выложил на клавиатуру сердце, какой-то нехороший человек уронил на пол номерки из гардероба, а в партере то тут, то там почтенные дамы лазили в шуршащие пакеты за одноразовыми салфетками, то публика в принципе вела себя достаточно культурно. Хотя, мне кажется, Рахманинов, глядя с небес на всё это, точно впал бы в жесточайшую депрессию.
…Ему было невероятно трудно жить на этой земле. При огромном росте и низком голосе, он был настолько чуток, тонок, невероятно добр и раним, так часто уходил в себя, что практически всё время находился в состоянии глубокой внутренней депрессии. Он был страшно мнительный и постоянно ходил к врачам. Что-то кольнуло в боку, и Рахманинов подозревал у себя онкологию: он обречён. Врачи проводили доскональное исследование, уверяли, что ничего нет, Рахманинов успокаивался. Но ровно до тех пор, пока не кольнуло в другом месте. И он вновь думал: всё, жизнь кончена, опухоль развивается в другом месте.
У Рахманинова была феноменальная, необъяснимая память. С первого раза он запоминал целые симфонии, и мог играть их на рояле не пять, не пятнадцать минут, а от начала и до конца. Всё что он слышал, он запоминал на годы вперёд, и в разговоре мог процитировать музыку, услышанную однажды много лет назад…
3Рахманинов учился у Чайковского. А Пётр Ильич всем своим ученикам ставил «пятёрки». Он не мог ставить «четвёрки» и «тройки», потому что, во-первых, студент огорчится, а во-вторых, если он занимался, значит, достоин «пятёрки». Поэтому после экзаменов студенты никогда не спрашивали у Чайковского, что он им поставил. Разумеется, «пять». Но когда в консерватории появился Рахманинов, Чайковский впал в замешательство. Он поставил ему «пять», а потом сверху, снизу, справа и слева пририсовал плюсы.
В 19 лет Рахманинов написал оперу «Алеко», и Чайковский так аплодировал своему любимому ученику, что чуть не выпал из ложи.
Рахманинов — это кульминация русской музыки. Он соединил лучшее Западной Европы и абсолютно неповторимое России, открытость эмоций Глинки и Чайковского и блестящую виртуозность Брамса и Листа.
Самый русский композитор покинул Россию с семьёй легально в 1917-м. У него не было иллюзий насчёт революции. Власти разрешили взять каждому члену семьи только по пятидесяти рублей. И всё. На границе Сергей Васильевич поклонился и поцеловал землю, которую больше уже никогда не увидит...
Родину нельзя унести на подошвах своих сапог. Родина осталась внутри как острая тоска по части самого себя, которого он где-то оставил. Россия — это прошлое, в которое невозможно вернуться, потому что оно не существует. Но это прошлое становится будущим рахманиновской музыки, и мелодии невиданной силы и красоты заставляют выживать, подниматься, открывают второе дыхание, меняют парадигму и отсрочивают смерть. Эта музыка вне времени…
В 1942-м, передавая в Фонд обороны СССР очередной чек от сбора со своих концертов, Рахманинов обмолвился: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Спустя почти восемьдесят лет после смерти Рахманинов вновь протянул нам руку помощи. Слушайте Рахманинова, потому что он навсегда. Рахманинов вечен, как сирень весной, небо над головой и земля под ногами. И, возможно, глупостей в этом мире станет меньше.
Фото:Вячеслав Андреев
Самое читаемое
Гороскоп на 2 декабря 2023 года
112601 декабря 2023
«Важно видеть не болезнь, а человека»
110901 декабря 2023
1034204 декабря 2023
Выбор редакции
Горсовет помог найти, где играет «Авангард»
5557125 октября 2023
Светлана Щиталина: «Улыбка обязательно перенастраивает тебя изнутри»
7045214 октября 2023
«Если нет стресса, значит, человек ничего амбициозного не делает»
9885126 сентября 2023
— Врач-сексолог
— журналист
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске

Когда по собственной инициативе к тебе на курсы по улучшению памяти записываются один за другим родственники — это, с одной стороны, невыгодно, но с другой — знак качества, «проверено на своих». Представляем Анастасию Селифонову — девушку, которая регулярно делает «крокодила», давно определилась «яйцо или курица», разбирает задачи как капусту и улыбается для иммунитета.
328724 ноября 2023

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Олегу Теплоухову...
…от твоего старшего я из Омска. А именно — от заслуженного артиста России, известного и любимого публикой актера Омского академического театра драмы.
2821623 ноября 2023

«Йога — это по любви, но хочется заняться ещё и боксом»
Днём она – директор крупной компании, а вечером – инструктор по йоге. Светлана Величева рассказала «ВОмске» о своих личных лайфхаках по здоровью и о восьми полумарафонов в разных городах России.
346907 ноября 2023

«Я был по-настоящему счастлив видеть радостные глаза детей»
Омский тренер по плаванию Антон Московенко установил этим летом рекорд, переплыв вдоль одно из самых глубоких в мире, ледяное Телецкое озеро. Это был благотворительный заплыв: целью Антона было привлечь внимание к проблемам тяжелобольных детей, опекаемых центром «Радуга». Откуда черпают силы для таких поступков, пловец рассказал «ВОмске».
3784105 ноября 2023
Яндекс.Директ ВОмске
Топ-10 мифов об имплантации зубов
46105 декабря 2023
Обменники криптовалют: основные преимущества и недостатки
107627 ноября 2023
Микрозаймы — оперативные решения финансовых проблем
138624 ноября 2023
Комментарии