Геннадий Хабенский отметил юбилей с друзьями

Май едва вступил в свои права, но главным музыкальным событием месяца уже, без сомнения, можно назвать концерт в честь восьмидесятилетия заслуженного работника культуры РФ Геннадия Хабенского.

1156009 мая 2023
Геннадий Хабенский отметил юбилей с друзьями

Шутка ли, Геннадий Яковлевич на сцене почти шестьдесят лет! Омичи рождаются, взрослеют, обзаводятся внуками, а Хабенский по-прежнему играет на скрипке и струнах наших душ…

Круглая дата случилась четыре месяца назад: 29 декабря 2022 года. Но, будучи человеком невероятно щедрым, Геннадий Яковлевич решил сделать праздник для всех. 6 мая. На сцене Концертного зала. Тем более, как сказал старинный друг Хабенского Владимир Георгиевич Аксаментов: «Гена — единственный музыкант в городе, который может набрать зал вместимостью 1200 человек».

Публика, разумеется, не оставила юбиляра без миллиона белых роз, но лучшим подарком, конечно же, стал аншлаг.

Вместе с педагогами, родителями и учащимися ДШИ №6, где Хабенский вот уже 45 лет преподаёт скрипку и руководит Камерным оркестром и Ансамблем скрипачей, Геннадию Яковлевичу аплодировали министр культуры Юрий Трофимов и королева романса Светлана Бородина, экс-главврач «Евромеда» Слава Шуголь и актёр Омской драмы, заслуженный артист России Олег Теплоухов, заслуженный работник культуры РФ Владимир Шалак и бизнес-леди Татьяна Ушакова с сыном Александром, гендиректором холдинга «МКР-медиа», общественник и бывший председатель исполкома ОГС Геннадий Павлов и музыкальное училище имени Шебалина едва ли не в полном составе.

Концерт открыли «Жигой» Телемана. Юбиляр душевно солировал, маэстро Дмитрий Васильев с оркестром чутко аккомпанировал, дух Георга Филиппа Телемана незримо присутствовал, расположившись где-то между Александром Муралёвым, прежней первой скрипкой Омской филармонии, и Андреем Лопатиным — первой теперешней скрипкой.

Семьдесят три года вместе с музыкой, пятьдесят семь лет с Омским симфоническим, сорок пять лет с учениками ДШИ №6 — посоревноваться с Геннадием Яковлевичем в долголетии на ниве скрипичного искусства вряд ли кто отважится.

В далёком 1949-м году мама, бывший военврач, привела сына в музыкальную школу №1, которая была тогда в городе единственной. Гениным педагогом по скрипке стал Михаил Владимирович Максутов, оркестр вёл выдающийся скрипач, основатель Омской скрипичной школы Вильгельм Яковлевич Шпет. В музыкальном училище имени Шебалина Хабенский учился у харбинца Георгия Михайловича Сидорова. Уральская консерватория подарила встречу с Наумом Абрамовичем Шварцем. Правда, штурмовать цитадель имени Мусоргского пришлось дважды. Владимир Георгиевич Аксаментов вспоминал: «Помню, как мне позвонила Хая Иосифовна: «Вовочка, его не приняли в консерваторию! Великий Мусоргский в гробу перевернулся: моего сына не взяли». На второй год Гена поступил».

Учёбу прервала служба в армии. Но именно там, в Оркестре штаба Сибирского военного округа, случилась встреча с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. И когда спустя несколько лет на госэкзамене уже в Новосибирской консерватории Хабенский исполнял Первый скрипичный концерт Шостаковича, слова композитора «Я желаю вам больших творческих успехов!», звучали и как ободрение, и как благословение.

Ещё учась в Новосибирске, параллельно Хабенский играл в оркестре под управлением Арнольда Каца. В 1966-м он одним из первых был зачислен в Омский симфонический оркестр, а 16 декабря 1966 года дал первый концерт вместе с новорождённым коллективом.

Лицо омской культуры, легенда омской сцены, педагог с большой буквы, сам Геннадий Яковлевич скромно величает себя «обыкновенной рабочей лошадью от искусства», а свою скрипку называет «адским инструментом». За то что «пока научишься извлекать из него человеческие звуки, надо будет пройти через всё нечеловеческое».

…И звучал божественный Концерт для скрипки с оркестром ля минор в трёх частях Антонио Вивальди. И изумлённый зал не без священного трепета прикасался к созданному волшебниками из параллельной реальности — вселенной классической музыки…

Что может пожелать выдающемуся музыканту министр культуры Омской области Юрий Трофимов? Правильно, здоровья. А что он может вручить юбиляру в этот торжественный вечер? Правильно, поздравление в рамке и цветы.

«Будете поздравлять, дарить подарки — встану и уйду», — предупредил Хабенский директора Омской филармонии. Но госпожу Лапшину на испуг не возьмёшь: у меня, говорит Ирина Борисовна, для этих целей специально обученные люди у дверей стоят. Смело шагнув на сцену с букетом и портретом, она рассказала публике, что ночами писали Геннадия Яковлевича в образе мушкетёра, потому что не каждый, как он, целует дамам ручки. Теперь пусть вешает портрет куда хочет, смотрит и радуется. А цветы, собственно, не ему, а моему любимому педагогу — Юлии Николаевне Хабенской.

По словам Ирины Борисовны, в этот вечер Геннадий Яковлевич «должен ощущать себя счастливым человеком», ибо «такое счастье» — в восемьдесят выходить на большую сцену — «не каждому дано».

Ещё он, конечно, патриот. И на провокационный вопрос: «Почему вы не в Израиле?», невозмутимо отвечает: «А что мне там делать?»

Большой мудрец, философ, юморист — это тоже всё о Хабенском. Анекдоты Геннадия Яковлевича знают, наверное, все. Однажды, вспоминала со сцены директор омской цитадели искусств, мне позвонила встревоженная распространительница билетов: «Хабенский заболел!» — Спрашиваю: «А что случилось?» — «Он зашёл в филармонию и не рассказал анекдот».

Экс-директор департамента культуры города Омска Владимир Васильевич Шалак рассказывал:

— Мне кажется, у Геннадия Яковлевича нет врагов: он же к каждому с улыбкой, с анекдотом. Помню — дело было в 90-м году — идём с женой в воскресенье с рынка, несём в авоське картошку. Навстречу Хабенский:

«Здравствуйте, Владимир Васильевич!» Заглядывает в авоську и расплывается в улыбке: «Мне так приятно, что ничто человеческое вам не чуждо!»

…А «Юбилей с друзьями» идёт своим чередом, и профессиональных музыкантов сменяет оркестр ДШИ №6 имени Евгения Светланова. Дети под руководством Геннадия Яковлевича мастерски, по-взрослому исполняют сначала вечную «Серенаду» Франца Шуберта, а затем «Снежинки» Александра Цфасмана.

Кто работал с подрастающим поколением, тот двумя руками подпишется под словами Владимира Георгиевича Аксаментова: «Нет более сложной работы, чем работа с детским коллективом». Геннадий Яковлевич как-то в шутку обмолвился: «С детьми работа скрупулёзная, но достаточно кровавая». А уж что говорить про самих юных «Моцартов», каждый второй из которых искренне убеждён, что музыкальная школа — это тюрьма для маленьких детей. Ну, по крайней мере, первые три-четыре года точно.

«Секретный педагогический приём», благодаря которому удаётся добиться «такого качества исполнения», раскрыл Владимир Георгиевич Аксаментов — «по совместительству» директор школы искусств:

— За 36 лет, что я руковожу школой, мне ни разу не довелось слышать, чтобы кто-то из учеников не пришёл на занятие в оркестр. Даже если Геннадий Яковлевич назначает репетицию в выходной в восемь утра. Ну не было такого за 36 лет! У него педагогика такая. Он влюбляет в себя прежде всего мам, поэтому, наверное, и с детьми не возникает никаких проблем. Надо в воскресенье в восемь утра — будем! Надо в субботу в шесть вечера — будем! Надо репетировать дополнительно — не вопрос! Генин оркестр — единственный коллектив в школе, в отношении которого мне не нужно применять административный ресурс. Харизма, помноженная на талант, творят чудеса. С тех пор как Хабенский руководит коллективом, дети буквально не вылезают с концертных площадок.

На юбилейном концерте виновник торжества предстал не только в ипостаси солиста, но и композитора. Много лет Геннадий Яковлевич сочиняет парафразы на темы популярных мелодий. Один из них на песню Тихона Хренникова «Московские окна» в исполнении автора, Ансамбля скрипачей ДШИ №6 и Омского академического симфонического триумфально завершил первое отделение. Публика отбила все ладоши, Маэстро Васильев от удовольствия пританцовывал, а автору этих строк очень не хватало трансляции на большие городские экраны, чтобы ЭТО мог видеть весь Омск.

1

Во втором отделении концерта бал правил джаз. Маэстро взял в руки электроскрипку и облачился в белый пиджак. Скинув чёрную схиму скромного служителя муз и жреца венских классиков, он превратился в истинного короля синкоп и повелителя джаза.

Высекать искру юбиляру помогали Квинтет под управлением Юрия Полякова и Manhattan Jazz Band под руководством Валерия Перминова.

Из-под «Облаков» Джанго Рейнхардта со свистом летела «Звёздная пыль» Хуоги Кармайкла и напирал «Караван» Дюка Эллингтона, и публика уже ощущала себя не частью дикого степного Прииртышья, но модной тусовкой крутого джем-сейшна где-нибудь в недружественной Франции.

«Одинокую гармонь» Бориса Мокроусова неутомимый именинник сыграл не для всех – для каждого в отдельности. И улыбался каждому: в партере, на балконе, на галёрке.

Поздравления от главного дирижёра Омского симфонического Дмитрия Васильева вылились в пронзительный «Список Шиндлера» Джона Уильямса.

А под знаменитую мелодию Шолома Секунды «Для меня ты самая красивая», больше известную как песня «В Кейптаунском порту», жгли по-пионерски.

— Вот эта чума, — начал свои поздравления Валерий Васильевич Падучих, однокашник Хабенского по музыкальной школе, — мне сказал: «Придёшь с подарками — убью!» Я пришёл с вещдоками.

И подарил юбиляру старинную фотографию, где, по его словам, Геннадий Яковлевич «с чёрной бородой», а также редкий питерский журнал «Арт-электроникс» со своими литературными опусами.

— Шо мы имеем? – вопрошал со сцены возбуждённый концертом поздравитель. — Мы имеем, шо ты, Гена, подарил нам именины сердца. Штоб ты всегда был на сцене, а мы в зале. И так до 120 лет, по-библейски!

В финале омская легенда исполнил на рояле вместе с оркестром дивный «Меланхолический вальс» собственного сочинения. В шутливом «последнем слове» он назвал оркестрантов «родственниками» и не отказал себе в удовольствии отметить: «Посмотрите, какие у нас женщины! Может, ещё из-за этого и живу». Следом забрал у маэстро Васильева палочку и лихо продирижировал «Пустячком» Лероя Андерсона. А счастливый Дмитрий Владимирович, которому тут же вручили медные тарелки, как студент, во все глаза смотрел на Хабенского и ждал, когда ему уже позволят сделать феерическую музыку.

Автор:ВОмске

Фото:Вячеслав Андреев, VK-паблик Омской филармонии

Теги:Геннадий ХабенскийюбилейОмская филармонияклассическая музыка

Комментарии



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Валентина Фоменко

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

305312 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

326011 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

331106 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3347203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх