Ах, «Эрмитаж»! История проданной «Венеры» и поруганной «Данаи»

Один только министр финансов США «увёл» из Эрмитажа 21 картину на $650 тысяч. Благодаря этому господину у американцев теперь есть Рубенс, а в России больше нет ни одного ван Эйка.

297704 марта 2018
Ах, «Эрмитаж»! История проданной «Венеры» и поруганной «Данаи»

Каждый, кому довелось попасть в Эрмитаж, испытывает эстетический шок – это невозможно красиво.

Актёр Омской драмы Николай Михалевский много лет в одиночку жил воспоминаниями от культурного потрясения. Пока его младший сын Алексей не переложил их на искусный язык драматургии, старший, Тарас, - не подсветил искусным светом, а жена – заслуженная артистка России Татьяна Филоненко – не озвучила искусным глаголом…

1

Одним словом, не прошло и полутора лет, как спектакль «Эрмитаж» — плод семейного культпохода в «закрома» величайшей мировой сокровищницы — 2 марта представили на подмостках Театра Живописи, что в музее изобразительных искусств имени Врубеля.

Под музыку Шнитке и Шостаковича перед зрителем стремительно разворачивается печальная история про «наше (культурное) всё».

Про то, как Екатерина II утёрла нос выскочке-Европе, создав музей, достойный Лувра и галереи Уффици. Русскую императрицу прозвали «барахольщицей» за то, что она скупала оптом в один день всё, что немцы, французы и англичане собирали веками.

Про то, как художники исполняли высочайший каприз и с позволения папы римского одиннадцать лет скрупулёзно копировали ватиканские лоджии Рафаэля, пленившие воображение Екатерины Великой («чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть»), а итальянец Кваренги специально для этих 52 картин на сюжеты Ветхого и Нового Завета возвёл корпус галереи.

Про то, как семь поколений потомков основательницы Эрмитажа покупали по всему миру бесценные шедевры, а Советская власть, прикрываясь индустриализацией и спасением голодающих, за бесценок продавала их Западу.

Начав в 1928-м с табакерок, шпалер и гравюр, спустя два года СССР продал за границу 577 тысяч картин и прочих произведений искусства. Один только министр финансов США Меллон «увёл» из Эрмитажа 21 картину на сумму $650 тысяч. Благодаря этому дальновидному господину у американцев теперь есть Рубенс, Веласкес, Боттичелли, а в России больше нет ни одного ван Эйка.

Когда-то Николай I приобрёл для музея Северной Пальмиры «Мадонну Альба» Рафаэля и «Венеру с зеркалом» Тициана. Большевики пустили с молотка и эти шедевры. Теперь Вашингтонская Национальная галерея искусств не отдаст их ни за какие коврижки мира.

Невыносимо смотреть и слушать, что от когда-то первоклассного собрания Рембрандта в Эрмитаже не осталось и половины, и что чудом уцелел его «Блудный сын», про которого потрясённый Ван Гог когда-то сказал: «Надо умереть много раз, чтобы так написать»…

Вроде бы по-христиански надо порадоваться за Мельбурн, Амстердам и Филадельфию – там теперь любуются нашим Рафаэлем, Веронезе и Перуджино. Но выходит лишь стон, да скрежет зубовный. Как у Ахматовой, «всё расхищено, предано, продано»…

«Сначала наш спектакль родился на экране, - рассказал на пресс-конференции о своём детище режиссёр Николай Михалевский. - Экран в свою очередь родился благодаря ангельскому терпению видеодизайнера Яны Майнснер. Он занимает всю заднюю часть сцены и дополняет интерьер маленькой квартирки главной героини – экскурсовода Эрмитажа. Экран – главный: на нём зрители видят шедевры из коллекции музея и хронику.

Затем полгода трудились над фонограммой. Звукорежиссёры Александр Гордеев и Юрий Огородников колдовали над звуком, посекундно выверяя его с изображением и текстом актрисы».

Шесть зданий вдоль набережной Невы, три миллиона экспонатов и двадцать километров пешком, чтобы обойти всю экспозицию Эрмитажа петербургского — как вы догадываетесь, объять необъятное в омском «Эрмитаже», что длится всего один час и пятнадцать минут, невозможно.

«В бескрайнем море материала про Эрмитаж шёл мучительный поиск своего голоса: а что мы хотим сказать про музей?» – подтвердил эту мысль режиссёр.

Было отсмотрено невероятное количество видеоматериала, в том числе «Русский ковчег» Александра Сокурова и фильмы с участием директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Выбирая «солисток», в первую очередь ориентировались на искусствоведческие тексты таких гуру, как Паола Волкова.

«Мы сразу поняли, что нам не обойтись без «Данаи» и «Блудного сына» Рембрандта, без жемчужины Эрмитажа Эль Греко, «главного художника авангарда» Пикассо и «художника радости жизни» Анри Матисса».

Ещё один герой «Эрмитажа» — мужской голос. Он принадлежит актёру театра драмы Ивану Маленькому. По замыслу Михалевского, это и голос Эрмитажа, и внутренний голос самой героини. Режиссёр придумал закадрового героя — «внутреннюю поддержку, которая очень важна для женщины», почувствовав, что одной Татьяны Филоненко будет мало, что она должна быть с кем-то в диалоге.

А в финале журналистам представили… «Данаю» — копию неизвестного художника XIX века с картины Рембрандта из фондов музея изобразительных искусств имени Врубеля. Обнажённую дочь царя Акрисия, пленившую Зевса, режиссёр также зачислил в «полноправные члены команды, трудившейся над спектаклем».

Всё дело в том, что когда в 1985-м в зале Государственного Эрмитажа настоящая «Даная» подверглась нападению маньяка, нанёсшего два ножевых удара и облившего её кислотой, наша «Даная» мужественно подставила «сестре» своё хрупкое женское плечо. Целых 12 лет петербургские реставраторы «сверялись» с омичкой, восстанавливая былую прелесть голландской красавицы.
Когда картина вернулась в родные стены, Николай Михалевский сделал про героиню спектакль.

Нынешний — «Эрмитаж» — он тоже начал с истории ужасного покушения на подлинник великого Рембрандта. Потому что в конечном счёте биография любой картины – это и есть биография Эрмитажа.

«Идея моей истории проста, — говорит автор, — это два пространства. Первое – Эрмитаж, уединение, одиночество. Второе – экскурсовод, которая каждый день приходит в Эрмитаж, а потом покидает его, уходя в своё маленькое пространство. Уединение и отшельничество».

Самую сложную роль Николай Михалевский, как водится, отдал жене-актрисе. По его коварному замыслу нужно, «чтобы ровно час пятнадцать она и была, и её не было».

Удалось ли Татьяне Филоненко исполнить режиссёрскую задумку, зритель может увидеть на премьере спектакля «Эрмитаж» 4 марта.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:предоставлено Омским Драмтеатром

Теги:искусствоЭрмитажмузей имени ВрубеляТатьяна Филоненко


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

284401 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

282901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6309101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6504221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх