Спасибо Вам, Доктор Румянцев
Чудеса бывают. Не только спущенные с неба. Сделанное вовремя и сделанное правильно может стать чудом. Теперь мне кажется, что самое большое счастье – знать, что ты участвовал в таком чуде…
219504 ноября 2020
На эту мысль навела меня история, рассказанная в вагоне поезда. Ехали мы в плацкарте, держали путь на Москву. Моей соседкой оказалась пожилая, хорошо одетая дама, погруженная в свои думы, с устремленным в окно взглядом. Худощавая, с прямой спиной, аккуратно покрашенные волосы уложены на затылке. Хороший вариант! Не люблю пустой болтовни с незнакомыми людьми. Хотя по молодости я, наоборот, стремилась разговорить всех и каждого. Казалось, мир полон интересных, необычных историй, а мне все пригодится, надо собирать. Эх, журналистская молодость…
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.»
Наш кумир Евгений Евтушенко вдохновлял и вел за собой. Было ли услышанное мною от сотен разных людей действительно интересным? Или только казалось таковым по наивности моей души? Теперь уже не знаю. Ибо я глубоко разочарована во всей своей профессиональной деятельности, я совершенно потеряла тот молодой, жадный интерес к людям, их душевному миру.
Мы поколение, на котором история ставила эксперимент. Самый длительный эксперимент по созданию справедливого общества. Он завершился, оставив горький осадок у большинства участников. В основе создаваемого образа общества находился иллюзорный символ, идеальный человек. Способный на благородные поступки, способный ради интересов коллектива или другого человека пойти на жертвы. Идеализация человека признана уже как один из изъянов социализма. Действительно, то высоко нравственное и духовное, что щедро добывалось из богатой классики и внушалось нам как общеупотребимое, было достоянием мизерной части любого общества. В реальности же человек устроен весьма приземленно. Каждому из нас дана своя жизнь, чтобы в этой истине убеждаться и убеждаться. Всюду корысть правит миром и людьми. Что ж тут может быть интересного?
Так я размышляла, поглядывая на свою попутчицу. Небось, сейчас прикидывает, как поменьше потратить в дороге, не зря удивилась, что чай у проводницы уже стоит 20 рублей. Знаю таких московских дамочек, у них одни разговоры — про цены, скидки, распродажи. Выгодно купить, выгодно прожить. Моя попутчица вполне может быть москвичкой.
Объявили остановку в Челябинске. Смотрим на перрон, наблюдаем летнюю суету дорожной жизни. Вдруг среди спешащих пассажиров появляется необычная фигура. Это подросток. Он очень неловко и медленно движется на костылях, как-то странно волоча ноги. Вглядываюсь и вижу, что его кроссовки развернуты носками… назад. Рядом идут две женщины, одна из них везет сложенную конструкцию, похожую на коляску. Видимо, тоже для мальчика. Они медленно двигаются вдоль нашего вагона. Похоже, прибыли на их станцию.
Вдруг вижу, что с моей попутчицей творится неладное. Она буквально впилась в стекло, провожая глазами удаляющуюся группу с мальчиком на костылях. Потом откинулась на сидение и тихо, горько, закрыв лицо ладонями, зарыдала.
Скоро поезд тронулся. Мы уже не увидели знакомые фигуры за окном.
Соседка потихоньку успокоилась. Но за окно уже не смотрела, а ушла в свои горькие думы.
— Знакомые ваши были? — спросила я вдруг, потому что поведение попутчицы как бы требовало участия.
— Нет, что вы. Я из Бердска. Здесь никого не знаю. Просто… этот мальчик, его ноги… такая беда. С моим внуком могло быть так же…
И она опять заплакала.
— Ну вы лучше расскажите.
Пришлось-таки мне вступить в длинный разговор, о чем я не жалею. Нина Петровна (так звали соседку) – библиотекарь по профессии, на пенсию уходила с должности заведующей.
— Сын у меня в Москве. Женился. Очень ждали первенца. Учитывали гороскопы, следили за благоприятной экологией и диетой, начиная от зачатия, кончая всеми премудростями вынашивания плода.
Был выбран роддом на Тверской, с хорошими традициями. Все родные ждали этого счастливого события. Ну и дождались… Женщина опять уткнулась в сложенные ладони. Потом продолжила:
— Было это десять лет назад. После обеда 3 ноября — звонок по городскому телефону. В трубке голос сына.
— Мама, ты только не волнуйся… Понимаешь, у меня родился сын инвалид.
—… где и что у него не так??
— У него оба коленных сустава вывернуты наоборот…
—…Оба? Значит, это не травма, врожденное?
— Да.
— Что врачи?
— Они говорят, что такое у них впервые. Они не могут ничего сделать…
Эти жуткие секунды-минуты…Что-то обрушилось на тебя. Неотвратимо, неисправимо… Я отчетливо помню свои ощущения. Одна часть меня сжалась в рыданиях (за что? Почему мне?). Вторая часть меня сказала твердо в трубку: «Звони сюда через час».
Это мой ангел-хранитель говорил моим голосом. Потому что я плохо представляла тогда, что я вообще могу сделать в сложившейся жуткой ситуации, когда малыш в роддоме на Тверской, а я в Бердске. Я старая пенсионерка, мне 60 лет…
Села за компьютер, кинулась набирать в поисковике выражения: «врожденные вывихи коленных суставов», «у новорожденного колени вывернуты наоборот», «вывихи коленных суставов при родах»… Теперь уже не вспомнить, что я там набирала. Но я вышла на ЭТОТ САЙТ!
А если бы не вышла?..
Помню, мозг работал в эти минуты, как многонаправленный механизм, и я корила себя за трусость и безответственность! Я виновата. Я должна была отговорить сына от рождения ребенка! Потому что диагноз его отца не обещал хорошего… В конце концов можно взять ребенка в роддоме, усыновить.
…Господи, о чем я сейчас думаю? Не хватило мне смелости, не хватило ума, теперь-то надо искать выход… И тут, на том самом сайте я вижу фото новорожденного с вывернутыми коленками! Слезы льются, вот он, наш малыш такой же где-то на Тверской…
Читаю дальше, читаю… Итак, редкая патология, один на 600000 тысяч. Мало известна в роддомах. Вот почему на Тверской растерялись… Что делать? Счет идет на часы! В первые 10 часов после рождения можно легко поправить, нужен специалист…
Сколько времени? Уже три часа прошло после рождения! Сайт создан питерскими докторами. Читаю, читаю… Румянцев Николай Юрьевич — это его специализация. Так-так, разница во времени… Его еще можно застать на работе. Но… завтра 4 ноября — ВЫХОДНОЙ, праздник…
Звоню сыну. Даю координаты Румянцева…
Я слушала попутчицу и теперь уже хорошо понимала, почему она так разглядывала мальчика с костылями на перроне. Она как бы смотрела в возможное и счастливо миновавшее ее. И жаль было того мальчика, у которого рядом не оказалось нужных людей. И невольно наворачивались слезы от воспоминаний о пережитых моментах.
— Так как же Румянцев? Фамилия-то какая особенная, почему-то актер Алексей Баталов вспоминается, он играл в фильме «Дело Румянцева». А следующий его герой доктор Устименко из фильма «Дорогой мой человек». В нашей молодости это были очень известные фамилии.
— Да уж, не говорите… После моей подсказки сын нашел доктора Румянцева в Питере по телефону, быстро прислал фото коленей малыша по электронной почте. Румянцев сказал: «Да, это мой случай. Хорошо бы, конечно, еще раньше… Я выезжаю. Давайте адрес роддома».
— И что, никаких разговоров о гонораре?
— Сын говорит, что им было не до этого…
Словом, практически в ту ночь с 3 на 4 ноября произошло чудо. Состоит оно из нескольких моментов. Во-первых, питерский доктор успел на сапсан и довольно быстро прибыл в роддом на Тверской. Во-вторых, его… допустили к новорожденному! Хотя Румянцев был работником роддома, находящегося в другом городе. Более шести часов провел доктор возле малыша, производя манипуляции с нежными хрящами новорожденного. Попросил только термос с крепким чаем поставить рядом.
Мать новорожденного очнулась от наркоза под утро, когда все было уже завершено.
Румянцев сказал, что ему еще нужно нанести визит в Москве. Отец малыша попросил назвать сумму гонорара. Она оказалась невероятно скромной. На попытку предложить больше доктор сказал : «Нет. Этого достаточно. Через год приеду на консультацию».
Конечно, история удивительная. И мы еще долго обсуждали с попутчицей детали.
— Вас, наверное, боготворят московские родные за то, что Вы спасли малыша от инвалидности? Засыпают благодарностями? – спросила я в надежде услышать радостное. – Ведь если бы не Вы… Потом, конечно, Румянцев. Но его-то Вы нашли! Не каждая бабушка могла бы так…
Нина Петровна как-то печально увела взгляд в окно. И почти сдерживала слезы. Потом заговорила:
— Если бы… Увы, никто уже не вспоминает. Ни разу не услышала просто «спасибо» за Румянцева. Видимся мы с сыном и его семьей крайне редко, не каждый год. Невестка ко мне относится более чем холодно. Сын держится в рамках приличия. А спасенный от инвалидности внук еще маловат, чтобы знать все это. Но когда он пошел ножками, как все дети в год и два месяца, я плакала от счастья… Конечно, мальчика наблюдают ортопеды и генетики, он регулярно проходит лечение, все же генетическое заболевание серьезное. Но внешне на походке, на свободе движений оно пока не отражается. Внук ездит на велосипеде, на лыжах, даже на роликах и на коньках! А Румянцев приезжал через год, навещал. Остался доволен. Сказал, что дальше уже можно обойтись без него… Удивительный, просто удивительный человек.
Немного помолчав, Нина Петровна добавила:
— Знаете, что меня больше всего удивляет? Ну ладно, я как бы родственница… Бывает, упрощаются отношения. Но как можно забыть доктора, который в выходной день приехал из другого города и вот так поступил… Он же спас нас! Вы только представьте, вы видели, что нас могло ждать, там на перроне… Говорю сыну, ты бы поздравил Румянцева с Новым годом… В ответ – «Это твои отстойные замашки. Он сделал свое дело, получил гонорар»… Меня оторопь берет! Как он переменился. Ведь в тот роковой день сын был исполнен благодарности, удивлялся доступности доктора. У нас не было никогда больших денег. Признавал, что действительно спасительный сайт Румянцев создавал – с коллегами… Я нашла их только благодаря сайту. Не рядовой он, редкий… Как это не ценить? Как не быть благодарным? Не понимаю…
Я сама поздравляю доктора с Новым годом. Нашла его электронный адрес. Однажды даже смогла передать маленький презент к Новому году через подругу. Сколько живу —столько буду помнить Николая Юрьевича и его благородное отношение к своей работе, к людям… Он по возрасту ближе к нашему поколению — за полтинник уже. У меня наивная мечта — вдруг попасть в Питер и увидеться с ним. Я бы… его волшебные руки поцеловала…
Нина Петровна опять заплакала.
Конечно, ей горько за сына. Нина Петровна говорила мне, что в ее сложной биографии доброе участие приняли разные люди. И она всегда находила возможность их благодарить. Что она считает важнейшим для человека качеством — быть благодарным. Но закончили мы обсуждение грустной темы светлой нотой. Главное — внук на ногах и радуется жизни. А сама Нина Петровна имеет основание для достойной самооценки: она была реальной участницей сотворения чуда. Одного этого достаточно, чтобы сказать, что не зря прожила…
В купе мы были не одни. На второй полке лежал молодой человек с экзотической стрижкой (полголовы выбрито и на макушке свернутая косица). Он был погружен в свой планшет, в ушах наушники. Нам казалось, мы ему не мешаем своими эмоциями. Но вот он спустился, прогулялся по вагону и присел к столику с бутылкой воды. Когда Нина Петровна отошла за чаем, парень молча протянул мне планшет, где крупно было выведено «Благодарность — это болезнь собак, не передающаяся человеку».
Со значительной усмешкой взглянул на меня и ловко запрыгнул на свою полку.
Вернулась Нина Петровна. Я поняла, что парень не хотел ранить ее этой странной фразой, но ему не терпелось поделиться хотя бы со мной. Вот уж чего-чего, а устраивать дебаты мне вовсе не хотелось. Честно говоря, я эмоционально уже устала от всей этой истории. Но в поступке парня было что-то логичное, исходя из всего услышанного. Все крайние позиции представлены…
Поезд благополучно прибыл в столицу, мы тепло распрощались. Нину Петровну встречал сын с цветами. «Все в рамках приличия» — вспомнила я фразу Нины Петровны.
Рассказ попутчицы долго не отпускал меня. Вернувшись домой к привычной жизни, я заглянула в интернет и нашла информацию о докторе Н.Ю.Румянцеве. И спасительный сайт нашла. Называется он «Предупреждение детской инвалидности». Оказывается, Н.Ю.Румянцев является врачом-экспертом Неонатальной ортопедической группы Международного фонда предупреждения Детской инвалидности. Румянцев врач-консультант отделения хирургии пороков развития новорождённых и детей раннего возраста перинатального центра Национального медицинского исследовательского центра имени В.А.Алмазова (г.Санкт-Петербург). С 2001 года входит в состав Международной группы по изучению врождённой косолапости (ICFSG – International Clubfoot StudyGroup). C 2010 года является членом Европейского детского ортопедического общества (EPOS). Клинический интерес – ортопедия новорождённых (включая переломы), тяжёлая врождённая косолапость, врождённые вывихи в коленном суставе. Выступал на международных конгрессах от Сеула до Праги.
Спасибо Вам, Доктор Румянцев!
Оригинал в Facebook автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83616 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
823921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75718 ноября 2024
Выбор редакции
637792333
Член Союза журналистов с 1975 года. Работа в газетах «Ферганская правда», «Молодой сибиряк», «Омская правда», «Деловая Сибирь». Автор публицистических книг, научных публикаций.
Специалист по связям с общественностью.
Сферы интересов: человек и общество, медиа-коммуникации, технологии гуманизации.
Записи автора
Виктор Чекмарев служил певцом творческого начала
688129 декабря 2023
247220 июня 2023
160529 декабря 2021
Маленький рассказ про большую жизнь
156309 ноября 2021
Уважение омичей к государству в руках А.Силуанова
113714 декабря 2019
180808 апреля 2019
1580325 января 2019
191714 января 2019
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии