
Омские угольные ТЭЦ на газе?
В потоке разных высказываний, ожиданий и огорчений, напишу своё мнение, почему нельзя, а самое главное, – почему не надо переводить ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 на газ, и что надо сделать, чтобы на головы омичей не сыпались мегатонны золы.
114631 августа 2023
Это будет не первое моё высказывание по проблеме, о которой я говорил и в 90-е, когда был природоохранным чиновником и участвовал во всяких совещаниях, писал и в нулевые, когда вместе с международными экспертами разрабатывали стратегию устойчивого развития Омска, регулярно выступал и в десятые, объясняя все риски и бессмысленные траты, которые повлечёт за собой перевод крупных угольных ТЭЦ на природный газ. Но время идёт, начальники меняются, вбросы в инфополе о переводе на газ продолжаются, и нужно снова и снова объяснять очевидные вещи.
Сначала о причине проблемы и это не столько технология, сколько политическое решение некогда популярного мэра Рощупкина, который в 90-е годы сделал очень вредную для экологии стратегическую ошибку (не единственную, к сожалению) – сотворил явного монополиста в области теплогенерации, закрыв десятки, если не сотню, мелких котельных, лишив город конкурентной среды и перспектив для эффективной (читай – недорогой и постепенной) экологизации городской энергетики. Да, те котельные топились мазутом и прочими так себе топливами, но их можно было модернизировать постепенно за приемлемые деньги. Но нет, победила кажущаяся «простота» решения, которая спустя десятилетия сильно портит жизнь горожан.
1С тех пор основную теплогенерацию для коммунального хозяйства (бизнес находит другие решения) взяли на себя очень неэкологичные ТЭЦ на экибастузском угле с зольностью 40-50%, то есть почти половина всего угля идёт в выброс, который, конечно, фильтруют на 95% (или около того), но даже при этом в воздух вылетает несколько тонн золы в час, а раз в 10-15 дней из-за особенностей технологии, в десятки раз больше (что омичи видят и чувствуют всеми частями тела и автомобилей), а все модернизации, которые проводит ТГК-11 – это красивая картинка, без существенного эффекта. Ситуация для современности реально катастрофическая, потому и возникают мысль – а можно как-то так «раз и убрать выбросы», например, заменив уголь на газ. Любой более-менее разбирающийся в технологии и экономике скажет – нельзя… но эта идея постоянно возникает в публичном пространстве. Значит это кому-то выгодно?
Не буду заниматься конспирологией, а просто отвечу кратко на два вопроса:
1. Почему нельзя перевести омские ТЭЦ на газ?
2. Почему не надо их переводить на газ?
Итак, ТЭЦ – сложное технологическое сооружение, которое создаётся под конкретный вид топлива, в нашем случае – под зольный уголь. Не вдаваясь в детали (будет интересно кому-нибудь – собирайте круглый стол с экспертами, обсудим), скажу – нельзя просто подвести трубу с газом и всунуть её в ТЭЦ. Это так не работает. По сути, надо не переводить ТЭЦ на газ, а строить новую ТЭЦ под газ. То есть, построить новую громадную газовую тэц, а ТЭЦ-5/4 закрыть. Решит это вопрос с экологией? Нет и я об этом уже писал.
Вот и получается: переводить ТЭЦ на газ кошмарно дорого, да и технологически практически невозможно, а строительство новой большой тэц на газе не решит экологическую проблему с воздухом в Омске, просто вместо золы мы можем получить в городе высокую концентрацию ещё более вредных окислов азота.
Что же делать? Менять систему – отказаться от крупной генерации тепла в одном месте с транспортировкой горячей воды на десятки километров с огромными потерями, и постепенно создать сеть локальных котельных, да ещё и использовать современные экологические технологии получения тепла (тепловые насосы, задействовать солнце, которого в Омске много и т.д. и т.п.). Да, это очень невыгодно ТГК-11 как монополисту. Да, цена за тепло для каждого омича может вырасти (но это не точно). Но станет чище, и мы должны делать выбор – либо продолжать травиться «задёшево», либо платить за чистый воздух.
Фото:с сайта irao-engineering.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 6 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 157 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
10137405 марта 2025
319958387147
По образованию системотехник и специалист эколог. Кандидат технических наук и доктор философских наук. Был инженером, научным работником, государственным служащим. Сейчас профессор Омского государственного университета путей сообщений и председатель Ассоциации «Экологический комитет».
Возглавлял региональное отделение партии Яблоко в 2008-2012 годах.
Сфера научных интересов – проблемы самоорганизации и управления, социальная экология, урбанполитика, стратегическое планирование, управление водными ресурсами.
Убеждённый либерал: человек сам в ответе за свою жизнь.
Женат, есть сын, дочь, внучка и внук.
Записи автора
29610 марта 2025
55823 декабря 2024
55305 декабря 2024
53520 августа 2024
73427 июля 2024
Ура! Будет третья плотина на Иртыше в Казахстане
95318 июля 2024
82117 июля 2024
Непыльный Омск. Как такое возможно?
54117 июля 2024
— попутчица
— Коуч, психолог
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии