Ему 4. И он изгой группы
Для кого это является проблемой? Для него это не является проблемой. Основная его проблема в том, что все думают, что с ним что-то не так.
44517 сентября 2024
- "...Мне нравится в детском саду, там интересно, много игрушек, много времени заняться своими делами, кормят вкусно, особенно картошка с мясом мне нравится, и кисель, и кофе, и нянечка там классная. я с ней часто болтаю, но долго не получается, она занята часто бывает"
- А когда бывает картошка с мясом, ты просишь добавку?
- Да! Всегда!
- Получается добыть?
- Да! У нас не все её любят и остаётся всегда. И нянечка мне никогда не отказывает, мы, кстати, с ней друзья!
- А как тебе воспитатели в группе? С ними ты дружишь?
- Не, не дружу. Они меня отвлекают все время и заставляют играть с другими ребятами
- А ты не хочешь с ними играть?
- Нет.
- А почему?
- Мне не нравятся игры, в которые они предлагают играть
- А свои игры ты предлагал?
- Да. в мои они тоже не хотят играть
- А вы часто друг другу предлагаете играть вместе?
- Ну, да. Постоянно!
- Но в итоге всегда не можете договориться?
- Редко. Но иногда играем
- И ты играешь в свои игры один, а ребята уходят играть в свою игру?
- Да.
- Нравится тебе одному играть?
- Да! Только меня воспитатели постоянно отвлекают.
Ему 4. И он изгой группы
1Я перевожу взгляд на маму.
Я уже с ней предварительно говорил по телефону. Я уже в курсе, что сын, с которым она пришла — поздний ребёнок. У неё уже есть двое детей 22 и 25 лет. Один — пиарщик, вторая — агент по недвижимости, соответственно. Все отлично коммуникативно развиты, у всех куча друзей и знакомых. У неё у самой с мужем куча постоянных социальных контактов как разовых, например — на выставках/театрах, так и постоянных — друзья/знакомые. Поведение младшего у неё вызывает опасения и недоумение.
- Расскажите, а в чем именно заключается проблема?
- Ну, сын же сказал, что основная проблема в том, что он в саду ни с кем не играет, просто один сидит за столом или на ковре и чем-то занимается. На занятиях ведёт себя активно, перемещается по группе свободно, со взрослыми очень хорошо идёт на контакт, а вот с детьми никак не получается. Тихо сам с собой поиграл, ещё сходил какие-то свои дела поделал. Воспитатели постоянно пытаются вовлекать в групповые игры, а он отказывается. Когда разговариваем с ним после сада, воодушевленно что-то рассказывает — чем занимался, что придумал, что получилось. Весёлый домой идёт. Когда я спрашиваю, играл ли с ребятами в группе, говорит, что нет, не хотелось, не интересно. Мои уговоры на следующий день с кем-то из группы поиграть ни к чему не приводят. Со взрослыми, братом и сестрой, другими родственниками ведёт себя открыто и расслаблено, очень контактный, без тени стеснения и зажатости.
Воспитатели говорят, что ведёт себя как изгой группы. Постоянно намекают сводить его к психологу. Я же и сама вижу, что это поведение — не норма, когда ребёнок не общается с другими детьми. В интернете читала, что это может быть синдром Аспергера. Очень боюсь, что это может быть аутизм и нужно что-то делать как можно раньше.
- Из слов С. я понял, что основная его проблема в том, что все постоянно отвлекают его от его дел, подсовывая ему игры с ребятами, с которыми он играть не хочет.
- Но ведь это и есть проблема!
- Чья проблема? Точнее — для кого это является проблемой? Для него это не является проблемой. Основная его проблема в том, что все думают, что с ним что-то не так.
- Ну, вот это и ненормально, что он ни с кем не общается. И, как вы выражаетесь, отвлекают его все от того, что хотят помочь.
- Помочь? А он просил ему в чем-то помочь?
- Нет. Но видно же, что помощь нужна
- Как вы это поняли?
- У ребёнка должны быть друзья.
- И если вы вместе с воспитателями будете принуждать его играть с ребятами, которые ему не интересны, он начнёт с ними дружить? ...Скажите как часто вы проводите время в интересных дружеских беседах с любителями зимней рыбалки?
- А почему я должна с ними время проводить? Я не занимаюсь и даже совсем не интересуюсь зимней рыбалкой.
- И вы считаете такой подход нормальным — мне не интересно с ними, я с ними не общаюсь. Верно?
- Вввввверно, даааа (протягивает она слова)
- А почему вы считаете, что ваш ребёнок не в праве использовать этот принцип? Почему он не заслуживает права поступить так же?
- Ну, это же не идёт ни в какое сравнение!
- Все мы хорошо с недавних времен знаем фразу — "вы не понимаете, это другое". Но нет, давайте смотреть на вещи реально и обращаться с ними, не соотнося с возрастом человека.
Вам зачем-то хочется, чтобы ребёнок против своей воли играл в ту самую "зимнюю рыбалку", хотя никакого интереса к ней не испытывает.
Чего вы боитесь, глядя на всю эту ситуацию?
- При чем тут я и почему вы решили что я чего-то боюсь?
- Задам вопрос по-другому — сформулируйте, пожалуйста, ещё раз, с каким вопросом вы сегодня ко мне пришли.
- У моего ребёнка нет друзей, он ни с кем не общается в саду, в группе ведёт себя как изгой. С этим нужно что-то делать
- И к чему это может привести в итоге?
- В смысле? (уже не сдерживая раздражения цедит мама мальчика)
- Каким образом это может повлиять на его дальнейшую жизнь, будущее?
- Он будет замкнутым, не сможет находить общий язык с другими людьми, не сможет строить отношения, не сможет нормально устроиться в жизни.
- Вот, именно это я и хотел услышать в ответ на вопрос о ваших страхах. Это те негативные мысли, которые вас пугают и заставляют предпринимать действия по "сближению" сына с другими ребятами.
Вы уверены, что так и будет, если он срочно не начнёт дружить с ребятами из группы?
- Вы задаёте странные вопросы. Откуда мне знать вообще!?
- А для чего тогда нужно предпринимать активные действия по "сдруживанию" С. с другими ребятами?
- Я просто знаю, что так, как сейчас, быть не должно и все!
- Интересно...
А теперь давайте все разложим по полкам по порядку.
2То, что вы называете замкнутостью сына-изгоя, лично мне являет удивительные способности вашего сына в его возрасте:
- Во-первых, умение вести диалог со сверстниками на предмет общности интересов и поиска единомышленников. А именно — он предлагает ребятам свою игру, а ребята ему свою, это происходит каждый день, но интересы их не совпадают.
- Во-вторых, с чувством собственного достоинства принимать отказы и потери. А именно — он не начинает самокопание и самоуничижение, он не обвиняет других, что все плохие и не хотят с ним играть.
- В-третьих, слышать себя и свои желания, и не отказываться от них, даже под гнётом авторитетных для него взрослых. А именно — он не бросает интересное для себя занятие и продолжает им увлечённо заниматься, невзирая на то, что все хотят этому воспрепятствовать.
Необходимо принять факт того, что не всем для счастья и комфорта нужны шумные компании и куча друзей вокруг.
Он ни разу не пожаловался на то, что ему плохо от того, что он играет один. Он не страдает от того, что никто не присоединяется к его игре или он не может влиться в игру других ребят. Другой вопрос был бы, если бы он очень хотел с ребятами играть, а у него никак не получалось и он страдал от этого. Изгой — это дословно "изгонять из жизни" (производное — "гоить" — жить), никто из коллектива его не изгоняет, не пытается вытеснить. Происходит мирный обоюдный процесс. Не исключаю, что через какое-то время все может измениться — дети взрослеют, появляются новые желания и интересы. Ровно с этими же ребятами он может начать играть, найдя что-то общее из новых желаний и интересов.
Как я вижу — основная проблема в том, что его поведение в социуме не укладывается в ваш опыт и представления. Ваши старшие дети были другими, иной опыт вам незнаком и он вас пугает. Рисует мрачные картины.
Тут есть один верный вариант действий — разобрать ваши страхи в личной терапии, посмотреть на них глубже, не открещиваясь от них. Дать им место. Не выдавать свои страхи за потребности ребёнка. Перестать сравнивать жизненные пути ваши и старших детей, и пытаться "подгонять" младшего под них. Перестать давать посыл о том, что с ним что-то не так. Однажды он может перестать этому сопротивляться и впустит в себя эту мысль. А после этого судорожно начнёт дружить с кем попало, лишь бы не чувствовать себя ненормальным.
Нужно развернуться лицом в сторону этого варианта. Это станет качественной отправной точкой в развитии новой стратегии, в которой будет место для любых проявлений ребёнка, а вы не будете рушиться и не принимать решения, делать выводы, руководствуясь страхами, превращая все в будущую катастрофу, свершение которой основано только на ваших убеждениях.
Вся цепочка размышлений понятна? Если готовы на все вышеописанное, то мы можем продолжать дальше
Вы пришли с вопросом — что с этим делать? Я могу рассказать что и даже как. А вы готовы к этому?
Оригинал на странице автора «ВКонтакте»
Фото:рисунок с in.pinterest.com
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
935921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
83118 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
72618 ноября 2024
Выбор редакции
Нейропсихолог, канистерапевт, детский психолог,
Записи автора
37403 ноября 2024
«Зачем мне вообще ходить в школу и учиться?»
63320 декабря 2023
«Почините ребёнка, он сломался»
93003 ноября 2023
Четыре составляющие хороших детско-родительских отношений
68228 сентября 2023
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии