Омский футбол, или Команды, которых больше нет
История клубного омского футбола укладывается в каких-то 70-80 лет. Ещё живы многие люди, которые все это организовывали и участвовали в интереснейших баталиях...
728302 ноября 2017
Перед написанием очередного рассказа об истории омского городского футбола пробежал глазами турнирные таблицы конкурирующих «фирм» двух нынешних чемпионатов нашего многострадального города и насчитал несколько памятных названий бывших производственных команд из «прекрасного далека»: «Нефтяник», «Энергия», «Искра», «Шинник», «Авангард», «Молния» и «Локомотив». Только команда «Искра», как в старые, доперестроечные времена, имеет принадлежность к омскому телевизионному заводу, а все остальные попали с некоторых пор в иные, непроизводственные руки. То есть, поменяли «хозяина».
Но от упомянутых команд хоть названия остались, а остальных уже и в помине нет. Но история-то, история осталась! История клубного, омского футбола укладывается в каких-то 70-80 лет. Ещё многие люди живы, которые все это организовывали и участвовали в интереснейших баталиях, так замечательно скрашивавших жизнь им самим и многочисленным их поклонникам. Так найдем же этих людей, спросим их и расскажем другим в пример и назидание!
1А с какой команды начнем? Так по алфавиту и начнем! Какая первая буква в пока еще не измененном русском алфавите? А? Значит, первый будет «Аэропорт»! Вот и позвоню-ка я сейчас Евгению Александровичу Мальковичу — известному омскому производственнику и спортивному деятелю, который знает весь Кировский район и все, что в нем происходило за последние лет 60-70, и спрошу его кое-что о футбольном клубе «Аэропорт».
Позвонил! Вечером встречаемся, а пока вспомню-ка я свое детство и чем в нем мне запомнился тот самый аэропорт, куда прилетают и откуда улетают самолеты и на производственной базе которого зародился славный футбольный клуб «Аэропорт».
По поводу начала полета в Омск самолетов вот что известно: 14 июля 1925 года на заседании Омской губернской плановой комиссии было решено:
«Учитывая весьма важное значение для дела развития, как военной, так и гражданской авиации, наличие достаточных по размерам и удобных по местоположению аэродромов, отнести под аэродром в городе Омске площадь размером 146 кв. дес., расположенную в южной части земель г. Омска и захватившую часть земель г. Ленинска».
А уже 15 июля 1926 года в Омске завершился беспосадочный перелёт французских военных лётчиков Жирье и Дордилье по маршруту Париж–Берлин–Москва–Свердловск–Омск. Ну и, как говорится, пошла плясать губерния!
К 1958 году уровень обслуживания пассажиров достиг наивысшего развития и как свидетельство этому было построено шикарнейшее по тем временам здание аэровокзала в псевдоклассическом стиле. В нём были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения и телеграфом.
Теперь это были настоящие, воздушные ворота в наш город, возведенные при активном содействии молодого и инициативного во всех отношениях начальника аэропорта — Левина Льва Наумовича.
В ту пору все эти «ворота города» различного типа привлекали жителей Омска тем, что имели продуктовое снабжение значительно лучшее, чем остальные предприятия торговли. И, когда моя любимая бабушка Соня, жившая на ул. 2-я линия, желала чем-нибудь порадовать своих внуков, брала меня и моего брата, и мы ехали в Аэропорт. Ну, не было тогда ни «Курочки рядом», ни даже какого-нибудь «МакДональда». Оставалось только в Аэропорт!
В ресторан она нас, конечно, не водила, а вот в буфете мы часто сиживали, наслаждаясь шипучим крюшоном и кремовыми пирожными. Затем, прикупив несколько сортов различных конфет и ещё чего-то домой для взрослых, устраивались на лавочке с видом на летное поле и жевали милые сердцу сладости.
Шоколадные конфеты я не любил — они пачкали руки, а, попав в рот, быстро таяли и расползались во все зубные закоулки, отчего хотелось поскорее чего-нибудь попить освежающего. А вот карамельки с различной начинкой я просто обожал жевать. Зубы у меня тогда были очень крепкие, в отличии от сегодняшних мостов, установленных добрым доктором Кушнером.
Каждую обертку от очередной съеденной конфетки я внимательно прочитывал. С «Раковой шейкой» и «Московской» я справился запросто, а вот с надписью на бумажке с буковками нежно-зеленого цвета я немного замялся. В растяжку, по слогам я прочитал: БЕ-НЕ-ДИТ-КИН. Удивляясь, за каким лешим такую вкусную конфетку назвали именем какого-то неизвестного гражданина, я спросил бабушку Соню: «А кто это?». На что она поправила меня: «Не бенедиткин, а «Бенедиктин»! А кто это, узнаешь, когда подрастешь». Хотя, она, дочь ссыльных поляков-католиков, уж точно, знала о существовании «Бенедиктианского ордена» и изобретенного этими монахами бухла под названием Бенедиктин. «Ну и ладно!» — подумал я про себя, разжевывая очередную «Гусиную лапку».
Короче, с омским аэропортом я был знаком, когда футбольную команду там только ещё думали организовывать. То есть чутье на перспективу по футбольным делам обнаруживалось у меня с детства.
Ну, а сейчас настал момент познакомить читателей с историей возникновения и многолетнего существования футбольного клуба «Аэропорт». Евгений Александрович Малькович уделил мне немного своего личного времени и рассказал множество интересных фактов о футбольных буднях этого славного клуба работников омского авиасервиса.
Итак, в 1961 году начальник омского аэропорта Лев Наумович Левин принял в своем кабинете экс-игрока омского «Иртыша» Матусевича Виктора Леонтьевича, который предложил организовать производственную команду футболистов для участия в Чемпионате города. Доводы профессионала были с удовольствием приняты деятельным руководителем и работа закипела.
В. Л. Матусевич (на фото №1 он в составе «Иртыша»-58, стоит в верхнем ряду, крайний слева) выступал в составе «Иртыша» в 1958 году и провел 18 игр. После окончания профессиональной карьеры футболиста стал руководителем спортивного общества на заводе «Омсельмаш» (ныне «Омскгидропривод»), где его усилиями была создана футбольная команда, начавшая выступать во второй группе первенства города и в течении двух лет вышла в элиту городского Чемпионата.
А в 1961 году Виктор переходит на спортивную работу в омский аэропорт, где создает новый футбольный коллектив для решения самых высоких турнирных задач. Команду так и назвали — «Аэропорт», и она носила это имя вплоть до 1988 года, когда была переименована в «Спартак», став первым хозрасчетным клубом не только в Омске, но и во всей перестраивающейся стране. В первый же год выступлений клуб занял общекомандное четвертое место, а первая взрослая команда стала победителем Первенства области, которое разыгрывалось совместно городскими и сельскими футболистами.
В те годы все российские министерства и ведомства проводили собственные соревнования по различным видам спорта, в которых участвовали и команды омского аэропорта. Результаты выступлений омичей в Первенстве СССР по футболу среди аэропортов всегда были достойными. Вторые места в 1961 и 1962 годах, третье место в 1963 — красноречиво говорят о хорошем подборе игроков и серьезной тренерской работе. А в зональных соревнованиях Западно-Сибирского отделения Аэрофлота омские «летчики» не раз становились победителями.
На фото №3 запечатлен парад участников финала Первенства аэропортов СССР, который проходил в Омске на стадионе «Кировец». Справа стоит команда омичей. В турнире также принимали участие футболисты Москвы, Сухуми, Алма-Аты.
На фото №4 команда Омского аэропорта — победитель Кубка по футболу Западно-Сибирского управления гражданской авиации (ЗСУ ГА). В. Л. Матусевич сидит крайний слева.
Кроме Виктора Леонтьевича в те годы с клубом работали его коллеги-футболисты Владимир Вербицкий и Василий Миньков. Но в 1971 году трагическая смерть оборвала жизнь талантливого организатора и футболиста.
И в 1972 году в тренерский коллектив клуба влился Олег Эдуардович Пенкин, также бывший игрок «Иртыша» и курганского «Зауральца» и действующий игрок «Аэропорта». Вместе с Василием Миньковым они продолжали успешно руководить командой, участвовавшей в Чемпионате города и ведомственных турнирах. В первый же год работы Олега Пенкина на посту тренера был выигран Кубок ЗСУ ГА.
На фото №5 омский «Аэропорт» — победитель ЗСУ ГА 1972 года. Сидит с Кубком в руках О. А. Пенкин — тренер и капитан команды.
В этом же 1972 году закончилась славная история стадиона «Кировец», и матчи стали проводится на вновь построенном «Авиаторе», который расположился рядом с аэровокзалом и взлетным полем. Новый руководитель клуба О. А. Пенкин показал себя как грамотный специалист и дисциплинированный и обязательный человек.
Олег Эдуардович вне поля всегда был облачен в синюю форму служащего гражданской авиации, ко всем обращался на Вы и никогда, что для меня было особо важно, не спорил и не скандалил с футбольными судьями. Однажды, я особенно ярко почувствовал на себе его человеческие качества.
Как-то мне необходимо было добираться в далекий областной поселок Усть-Ишим для судейства игр Первенства области. Назначение получил накануне вечером и времени плыть туда по Иртышу на «Ракете» не было.
С утра мы со вторым судьей Борей Караевым приехали в аэропорт местных линий в надежде на лишний билетик в «воздушное такси» — знаменитый «Кукурузник». Билетов не было! Мы стояли в тихой задумчивости посреди кассового зала.
Неожиданно, сзади подошел человек в синей форме служащего гражданской авиации и поздоровавшись спросил: «Куда летите, Олег Юрьевич?». Я обернулся, это был Олег Эдуардович Пенкин. Я ответил: «По футбольным делам в Усть-Ишим, но почему-то в кассе нет билетов». Нам было дано указание стоять на месте и никуда не двигаться. Поговорив о чем-то с одной из кассирш, Олег Эдуардович сообщил, что за полтора часа до отлета два билета будут лежать в кассе №2. Вот в этом и заключались человеческие качества Олега Пенкина.
До отлета было ещё три с половиной час и мы с Борей успели ещё сгонять в центровой ресторан «Турист» и выкушать там по комплексному обеду с 0,7 литра «Портвейна 777». И в точно назначенное время, по расписанию, мы сидели в комфортабельном «Кукурузнике», плавно набирающем скорость по бетонной взлетной полосе омского аэродрома.
Чуть позже я судил футбольный матч городского Чемпионата между командами «Каучук»–«Аэропорт». Для «Аэропорта» начало было не совсем удачное, он пропустил два гола в свои ворота, и результат грозил стать плачевным для «летчиков». Олег Эдуардович, как обычно в синей форме служащего гражданской авиации, стоял недалеко от бровки. Стоял молча. Где-то в середине матча, когда я пробегал рядом с краем поля, послышался тихий, но четкий голос Пенкина: «Товарищ судья, я Вам билеты больше доставать не буду!» Игра закончилась вничью.
Клуб успешно продолжал выступать до перестроечных времен и, когда задули ветры перемен, клуб стал хозрасчетным, сменил название на «Спартак». В административно-тренерский аппарат пришли новые люди: Евгений Малькович, Виктор Шалаев, Сергей Комиссаров, Павел Феоктистов, Владимир Жигайло, Евгений Имреков, Анатолий Блинов. Продолжал работать и Олег Пенкин. Но это уже совсем другая, современная история команды, основанная на коммерческом руководстве. И об этом как-нибудь в другой раз.
Редкие фотографии мне любезно предоставил Евгений Александрович Малькович. Он же рассказал много интересных фактов о команде «Аэропорт».
Ну, а соединил это все воедино я — Олег Реснянский.
С уважением и любовью к своим читателям.
Читайте сами, рассказывайте другим!
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
624732424
Записи автора
Как в Омске появился Дом пионеров
3188128 июля 2020
Первомай омских физкультурников
125913 февраля 2020
Омский футбол в начале прошлого века
124717 октября 2019
Что было на месте «Арены-Омск»?
449428 июля 2019
Советский хоккей и немного о мировом роке
142628 мая 2019
198104 мая 2019
Виктор Ледовских — великий футболист современности
260822 марта 2019
Кто станет президентом Омской областной федерации футбола?
184415 января 2019
— попутчица
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии