Конкурировать с «Ашаном» и «Магнитом» или заняться книгопечатанием?

Сегодня, когда практически на всех рынках значительно упал спрос, для многих собственников бизнеса серьезно встал вопрос куда дальше двигаться: искать ли новые ниши или пересматривать модель текущего?

2730711 ноября 2016

Очевидно, что на своем рынке все знакомо и понятно, и зачастую пересмотра соглашений с подрядчиками, поставщиками, более плотного общения со своими клиентами и сотрудниками,  т.е. изменения подхода к своему бизнесу  бывает достаточно, чтобы выправить ситуацию.

С другой стороны, если сама отрасль в стагнации и просвета не видится, конечно, и в идеале нужно искать незанятую нишу или создавать свою через инновации (поиск «голубого океана»). Там и конкуренции нет, и, как мы знаем, существуют новаторы, потребители, всегда готовые к экспериментам. Правда при всей простоте этого подхода редко получается даже у опытных компаний находить эти самые «голубые океаны».

1

Есть и третий вариант – выходить на уже сформированные рынки.

Нашим клиентам, засматривающимся на чужие рынки, мы предлагаем провести аналитику по ключевым параметрам, чтобы ответить на 5 вопросов.

Что говорят тренды? На какой стадии развития находится выбранный вами рынок? Какие технологии могут изменить его?

Это самый первый и «обманчивый» фактор, который нужно учесть. Технологии меняют правила игры. И рынки, которым пророчили скорую смерть, продолжают жить и развиваться, а те, от которых ждали стремительного роста, разочаровывают. Так, рынку бумажных книг ставят надгробный памятник уже лет 10, а  продажи «бумаги» во всем мире, в том числе в России, не только не упали, но, напротив, растут, пусть и медленно.  Еще несколько лет назад инвесторы в e-commerce рассказывали нам о грядущей смерти офлайновой торговли и переходе ее в онлайн. Развитие интернет-продаж предполагалось во всех сегментах розницы. Тем не менее взрывного роста интернет-торговли в нашей стране пока так и не дождались. Возврат инвестиций в e-commerce исчисляется годами — почти так же, как на рынке офлайнового ретейла. В этом смысле торговля онлайн и офлайн уж практически сравнялись. Входить в крупный e-commerce-бизнес на краткосрочной перспективе уже невыгодно в любом сегменте: все инвестиции уйдут на борьбу за долю рынка, захват и удержание клиента.

Очевидно, что есть рынки, по которым все ясно. Например, не имеет смысла рассматривать рынок печатных СМИ, или открывать компанию по созданию сайтов (хотя некоторые бизнесмены умудряются вляпаться). А вот для открытия уютного семейного кафе никакие тренды не страшны.

Есть ли на рынке, на который вы планируете выходить, крупные сетевые игроки? Сможете ли вы с ними бороться в лобовой конкуренции?

Это очень важный параметр. Тем не менее, если на изучаемом вами рынке господствуют федералы, как например, в продуктовом, строительном ритейле, это не повод отчаиваться и отказываться от идеи. Как пишет классик стратегического маркетинга Д. Траут – «найдите слабое место в силе лидера и атакуйте его». Например, в продуктовом ритейле конкурировать с «Ашаном», «Лентой» и «Метро» лоб в лоб – это безумие, но эти ритейлеры, при своем масштабе и возможностях, не пойдут, например, в города с населением 50-100 тысяч человек.  А, скажем, «Магнит» не сможет заменить уютные магазинчики «у дома» с фермерским ассортиментом продуктов.

Насколько бизнес зависит от персонала и можно ли снизить эту зависимость?

Самый лучший работник – это тот, которого нет, а функция все равно выполняется. Роботы-продавцы, роботы-журналисты и даже роботы-официанты – это реальность. Уже сегодня часть систем обслуживания потребителей автоматизирована. В любом крупном городе можно найти банкоматы, терминалы для оплаты различных услуг, автоматы для продажи еды, кассы самообслуживания, автоматизированные парковки. Но есть люди, обладающие особыми навыками. Вот их действительно трудно найти, поскольку их компетенции рождаются в основном только из опыта реальной работы. И если бизнес, которым вы планируете заняться, зависит от таких редких профессий, то стоит крепко задуматься. Я знаю медицинские центры, которые рады были бы расширяться, но не могут – из-за отсутствия персонала.

Какова чувствительность рынка к сюрпризам экономики?

Конечно, выбирать надо бы рынок со спросом, который не зависит кризисов.  Но много ли вы знаете таких бизнесов? Однако они все же есть. Они существуют и хорошо себя чувствуют благодаря стратегически верным бизнес-моделям. Приведу пример одного из омских бизнесов, который  занимаясь производством кожгалантерейных товаров, имеет собственную розничную сеть магазинов. Когда курс доллара падает, основной доход приносит его розничная сеть, которая торгует ассортиментом товаров из Китая. При росте курса бизнес концентрируется на собственном производстве и, надо сказать, это производство работает на полную мощь, потому что товар востребован оптовыми и розничными продавцами со всей России. Такая бизнес модель позволяет свести к минимуму зависимость от экономической погоды.

Имеется ли возможность тиражирования и масштабирования бизнеса?

Есть некоторые бизнесы, которые очень сложно тиражировать. Это уникальные, персоналозависимые компании, часто связанные со сферой услуг, например, рестораны с авторской кухней. Сменишь шеф-повара — и кухня не та, ресторана не будет.

2

Порой достаточно здравого смысла, чтобы не совершить ошибки, а иногда успех приходит вопреки здравому смыслу. Но ясно одно, бизнес это всегда риск и наша задача максимально просчитать эти риски, чтобы не было обидно за потраченное время, энергию и деньги.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 30 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 174 человека

Учредитель и директор маркетингового агентства «Делфи», член ESOMAR (Европейское сообщество изучения общественного мнения и маркетинговых исследований), член ООСП, организатор Клуба читающих бизнесменов, обладатель премии «Женщина – директор года» (Министерство экономики Омской области, 2007 год), победитель всероссийского конкурса «Лучший предприниматель года в области маркетинга рекламы» (Ассоциация молодых предпринимателей, 2010 год), «Медиаперсона-2010» (Омское Медиасообщество).

























Блог-пост

Илья Латыпов

— психолог

Нина Жарый

— Путешественница на пенсии


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

23523 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

45421 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

57619 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

68013 августа 2025

Валаам. Упрямство и послушание

Я тоже обрела смирение!

533112 августа 2025

Стиль жизни

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

78229 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

161207 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

978104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2698223 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх