«Академия»: авось, небось и как-нибудь?

Спектакль — вовсе не «Три сестры», а «Три омича», тоскующие о Москве, но не пытающиеся ничего изменить.

2167103 июля 2018
«Академия»: авось, небось и как-нибудь?

Великий и ужасный фестиваль «Академия», призванный, как писали в СМИ, подарить омичам уникальную возможность увидеть лучшие отечественные и зарубежные спектакли, оценить новые работы великих режиссеров и именитых актеров, меня разочаровал.

Возможно, этого бы не случилось, если бы мне удалось посмотреть фасад фестиваля — спектакли вахтанговцев. Но я увидела только изнанку — спектакль театра «Бора Станкович». И вовсе не потому, что спектакль скучный, а театр плохой. Напротив, он удивительный! «Бора Станкович» — единственное учреждение высокой культуры маленького сербского городка Вранье. На плечах его актеров лежит большая ответственность — развлекать и дарить прекрасное шестидесяти тысячам жителей. Поэтому ребята ставят абсолютно разный материал: от классиков до современников. Вот только труппу последнее время подстерегают неудачи: три года назад их помещение сгорело, и актеры ютятся в бальном зале дома офицеров. Каждую среду посмотреть спектакль на крошечной сцене собирается полгорода… Но это не мешает команде принимать участие в фестивалях по всему миру и организовывать один из самых важных культурных праздников  Сербии «Борины театральные дни».

1

Жаль, что отнестись к ним с подобающим уважением организаторам «Академии», на мой взгляд, не удалось. В этом году омские зрители увидели сербских актеров на камерной сцене омской драмы с пьесой Чехова «Три сестры». Камерная сцена  — это как бы и не сцена вовсе. Лично мне она напоминает, скорее, большую кладовку с расставленными по периметру стульями, из-за чего половина зрителей вынуждена смотреть исключительно в спины актеров. И пусть члены труппы уверяют, что привыкли к маленьким помещениям, и «Три сестры» готовили два с половиной месяца, теснясь в комнате размером семь квадратных метров, но вахтанговцев с их «Онегиным» и «Медеей» пустили на главную сцену. Конечно, театр Вахтангова — это бренд, но дискриминировать малоизвестные театры и заставлять актеров играть в таких условиях — как-то не по-человечески. Кроме прочего, в помещении камерной сцены нет кондиционера, и за два с половиной часа зал от духоты успел свариться. Актеры в частности.

Спектакль идет на сербском языке, и зрителю приходиться читать субтитры, выведенные на двух телевизорах. Сербская речь очень красивая, слышать и воспринимать Чехова через призму другого языка — непривычно, но увлекательно. И все бы ничего, если бы титры не отставали секунд на тридцать. В середине второго действия телевизоры вообще потухли минут на пятнадцать, и зрители только по мимике и жестикуляции догадывались, что происходит на сцене.

А на сцене происходило действо, достойное того, чтобы его посмотрел каждый омич. Герои пьесы мечтают стать счастливыми, да только в собственных грезах и амбициях забывают о том, что все мы создаем свое счастье сами. Делать что-то для изменения суровой действительности герои не хотят, лишь страдают и ноют. Как бы их не устраивала собственная жизнь, все остается по-старому. Персонажи тонут в тоске и забывают, как жить. Героев пьесы совсем не хочется жалеть. Но об актерах этого не скажешь — ребята почти весь спектакль ходят с глазами на мокром месте, искренне страдают, срываясь на крик и плач. Лица выбелены, под глазами у большинства красуются темные круги… И вот ты уже думаешь, что это не персонажи слабы духом, а судьба — натуральная злодейка. И спектакль — вовсе  не «Три сестры», а «Три омича», тоскующие о Москве, но не пытающиеся ничего изменить. Режиссер Трайче Горгиев несомненно талантлив и вдумчив, хотя у меня  почему-то было впечатление, что в режиссуру он пришел совсем недавно. Или просто воспитан на очень старой театральной школе — нового  видения пьесы он не показал: то ли побоялся, то ли слишком сильно уважает Чехова. Но нам-то и не нужно новое видение: мы и в старое глядимся, как в зеркало...

Актрисы, играющие Ирину и Машу Прозоровых, прекрасны — их героини получились чувственными и трепетными. Актер, исполняющий Соленого — очень харизматичен, несмотря на гадкий характер персонажа. Кулыгин очарователен — до боли любящий свою жену мужчина, старающийся заботой вернуть былую ласку. Увы, я даже не могу сказать вам имена актеров — они попросту нигде не указаны. Ни на сайтах фестиваля «Академия» или Омского драматического театра, ни в афишах, ни в программках, которых попросту не было. 

2

Так не уважать людей, прибывших за тысячи километров, чтобы сыграть единственный спектакль, надо уметь. Наверное, скученность и духоту камерной сцены можно объяснить нехваткой средств, как это сделал на пресс-конференции директор Омской драмы Виктор Лапухин. Но — уже не верю, как сказал бы Станиславский. Скорее банальное наше «авось, небось и как-нибудь»… Лично у меня актеры погорелого театра из Сербии вызвали большее уважение, чем организаторы «масштабного» омского фестиваля.

Автор:Ангелина Яковлева

Фото:автора и Никиты Аристархова

Теги:театр"Академия"люди


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 июня

Верны своим традициям

Верны своим традициям

139728 апреля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 11 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 162 человека

Еще не художник. Только учусь: студентка 1 курса Омского музыкально-педагогического колледжа.

Еще не журналист. Только учусь: редактор колледжного журнала «Бумеранг».

Я много еще не... Но точно знаю: весь наш мир держится на любви.

























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

137327 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

125023 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

141521 мая 2025
И Гергиев нам сладок и приятен

Светские хроники

И Гергиев нам сладок и приятен

23 апреля фестиваль-путешественник, придуманный генеральным директором Мариинского и Большого, на один вечер сделал остановку в Омске. 

427525 апреля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх