«Академия»: авось, небось и как-нибудь?

Спектакль — вовсе не «Три сестры», а «Три омича», тоскующие о Москве, но не пытающиеся ничего изменить.

2074103 июля 2018
«Академия»: авось, небось и как-нибудь?

Великий и ужасный фестиваль «Академия», призванный, как писали в СМИ, подарить омичам уникальную возможность увидеть лучшие отечественные и зарубежные спектакли, оценить новые работы великих режиссеров и именитых актеров, меня разочаровал.

Возможно, этого бы не случилось, если бы мне удалось посмотреть фасад фестиваля — спектакли вахтанговцев. Но я увидела только изнанку — спектакль театра «Бора Станкович». И вовсе не потому, что спектакль скучный, а театр плохой. Напротив, он удивительный! «Бора Станкович» — единственное учреждение высокой культуры маленького сербского городка Вранье. На плечах его актеров лежит большая ответственность — развлекать и дарить прекрасное шестидесяти тысячам жителей. Поэтому ребята ставят абсолютно разный материал: от классиков до современников. Вот только труппу последнее время подстерегают неудачи: три года назад их помещение сгорело, и актеры ютятся в бальном зале дома офицеров. Каждую среду посмотреть спектакль на крошечной сцене собирается полгорода… Но это не мешает команде принимать участие в фестивалях по всему миру и организовывать один из самых важных культурных праздников  Сербии «Борины театральные дни».

1

Жаль, что отнестись к ним с подобающим уважением организаторам «Академии», на мой взгляд, не удалось. В этом году омские зрители увидели сербских актеров на камерной сцене омской драмы с пьесой Чехова «Три сестры». Камерная сцена  — это как бы и не сцена вовсе. Лично мне она напоминает, скорее, большую кладовку с расставленными по периметру стульями, из-за чего половина зрителей вынуждена смотреть исключительно в спины актеров. И пусть члены труппы уверяют, что привыкли к маленьким помещениям, и «Три сестры» готовили два с половиной месяца, теснясь в комнате размером семь квадратных метров, но вахтанговцев с их «Онегиным» и «Медеей» пустили на главную сцену. Конечно, театр Вахтангова — это бренд, но дискриминировать малоизвестные театры и заставлять актеров играть в таких условиях — как-то не по-человечески. Кроме прочего, в помещении камерной сцены нет кондиционера, и за два с половиной часа зал от духоты успел свариться. Актеры в частности.

Спектакль идет на сербском языке, и зрителю приходиться читать субтитры, выведенные на двух телевизорах. Сербская речь очень красивая, слышать и воспринимать Чехова через призму другого языка — непривычно, но увлекательно. И все бы ничего, если бы титры не отставали секунд на тридцать. В середине второго действия телевизоры вообще потухли минут на пятнадцать, и зрители только по мимике и жестикуляции догадывались, что происходит на сцене.

А на сцене происходило действо, достойное того, чтобы его посмотрел каждый омич. Герои пьесы мечтают стать счастливыми, да только в собственных грезах и амбициях забывают о том, что все мы создаем свое счастье сами. Делать что-то для изменения суровой действительности герои не хотят, лишь страдают и ноют. Как бы их не устраивала собственная жизнь, все остается по-старому. Персонажи тонут в тоске и забывают, как жить. Героев пьесы совсем не хочется жалеть. Но об актерах этого не скажешь — ребята почти весь спектакль ходят с глазами на мокром месте, искренне страдают, срываясь на крик и плач. Лица выбелены, под глазами у большинства красуются темные круги… И вот ты уже думаешь, что это не персонажи слабы духом, а судьба — натуральная злодейка. И спектакль — вовсе  не «Три сестры», а «Три омича», тоскующие о Москве, но не пытающиеся ничего изменить. Режиссер Трайче Горгиев несомненно талантлив и вдумчив, хотя у меня  почему-то было впечатление, что в режиссуру он пришел совсем недавно. Или просто воспитан на очень старой театральной школе — нового  видения пьесы он не показал: то ли побоялся, то ли слишком сильно уважает Чехова. Но нам-то и не нужно новое видение: мы и в старое глядимся, как в зеркало...

Актрисы, играющие Ирину и Машу Прозоровых, прекрасны — их героини получились чувственными и трепетными. Актер, исполняющий Соленого — очень харизматичен, несмотря на гадкий характер персонажа. Кулыгин очарователен — до боли любящий свою жену мужчина, старающийся заботой вернуть былую ласку. Увы, я даже не могу сказать вам имена актеров — они попросту нигде не указаны. Ни на сайтах фестиваля «Академия» или Омского драматического театра, ни в афишах, ни в программках, которых попросту не было. 

2

Так не уважать людей, прибывших за тысячи километров, чтобы сыграть единственный спектакль, надо уметь. Наверное, скученность и духоту камерной сцены можно объяснить нехваткой средств, как это сделал на пресс-конференции директор Омской драмы Виктор Лапухин. Но — уже не верю, как сказал бы Станиславский. Скорее банальное наше «авось, небось и как-нибудь»… Лично у меня актеры погорелого театра из Сербии вызвали большее уважение, чем организаторы «масштабного» омского фестиваля.

Автор:Ангелина Яковлева

Фото:автора и Никиты Аристархова

Теги:театр"Академия"люди


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

14321 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

10922 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

904104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек

Еще не художник. Только учусь: студентка 1 курса Омского музыкально-педагогического колледжа.

Еще не журналист. Только учусь: редактор колледжного журнала «Бумеранг».

Я много еще не... Но точно знаю: весь наш мир держится на любви.



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3273114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4279210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6128106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1035912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх