Артём Томилов, режиссёр: «У меня две идентичности — Омск и Санкт-Петербург»
15 ноября омичи могут стать участниками мировой премьеры фильма «Артëм Томилов» (18+). Он будет демонстрироваться в разных городах России и мира, в Омске показ пройдёт в арт-пространстве «Барак» в 19 часов. О ком этот фильм Олега Циплакова? Он — и о герое спектакля, премьера которого три года назад состоялась в «Пятом театре», и о реальном Артёме Томилове, создателе этого спектакля и экс-омиче. Недавно Артём вновь побывал в Омске и провёл в театре «Заново» два спектакля в формате «театра соучастия», когда зрители становятся участниками театрального действа.
217614 ноября 2024
Артём согласился рассказать, как он, парень из Кордного посёлка, «дошёл до жизни такой»: организует театральные проекты в Санкт-Петербурге, Москве и других городах; почему нечасто бывает в Омске; каковы его ближайшие творческие планы.
— Артём, Вы выросли в посёлке, где большинство жителей были работниками Шинного завода. Как появился интерес к театру?
1— Да, тогда там жили преимущественно «шинники»: порядка семнадцати тысяч работников завода; сейчас здесь живут самые разные люди. Во мне с детства какое-то творческое начало срабатывало: я и рисовал, и разные идеи придумывал. Конечно, и спортом занимался, у нас же «на районе», как в Бразилии: все мальчики играли в футбол. Честно говоря, не могу сказать, что был чем-то одним увлечён. Меня интересовали и точные науки, учился в политехническом классе. Но больше меня привлекала тусовка, улица.
А ещё мы с классом ходили в театры. Наша классная руководительница Любовь Викторовна Карпман преподавала французский язык, и она же была куратором детской комнаты милиции. Нам с ней повезло: она была очень строгая, можно было и на учёт в детскую комнату милиции попасть, а с другой стороны, она спасала людей и культурно просвещала. Наш класс чуть ли не каждые две недели ходил в какой-нибудь театр. Мы, бывало, хулиганили, неприлично вели себя в театре, но всё же эти впечатления откладывались. Можно сказать, что с пятого по девятый класс ежегодно раз по двадцать ходил в театр.
— Что-нибудь запомнилось из тех впечатлений?
— Помню спектакль «Зимняя сказка» в Музыкальном театре: там был человек в костюме медведя; почему-то именно это запомнил. Некоторые постановки «Пятого театра» запомнились тем, что казались более дерзкими, чем академические. Хотя и Академический театр драмы нравился, там тоже было интересно. В ТЮЗ мы почему-то меньше ходили. То ли Любовь Викторовна его меньше любила, то ли там распространители билетов хуже работали, но, в основном, запомнились эти три театра: Музыкальный, Драма и Пятый. Из конкретных спектаклей особенно запомнился «Кавказский меловой круг» в Пятом театре. Точно помню, что ещё старшеклассником его смотрел, а потом пересматривал, уже поступив в университет. Это один из любимых спектаклей.
— Говорите, что учились в политехническом классе. А как пришло решение поступать на факультет культуры и искусств ОмГУ?
— Это не было оформленное желание. Знаю людей, которые чуть ли не с детства мечтали поступать в театральный. А я собирался в политех, потому что учился в политехническом классе и у меня были успехи в точных науках, правда, к 11-му классу, они сошли на нет. Зато в моей компании был парень на год старше меня, который поступил в ОмГУ на режиссуру, и он стал рассказывать, что там происходит. Благодаря этому другу чаша весов моих интересов качнулась в сторону креативной работы, ведь во мне это тоже было. Так как я был человеком увлекающимся, то меня просто затянуло в эту сторону. Мой выбор был, скорее, спонтанным.
— Не пожалели о нём?
— Как сказать! Я учился на специальности «режиссура любительского театра». Нашему курсу сильно не повезло: у нас каждый год менялись мастера, поэтому конструктивной жизнь курса нельзя было назвать. Мало кто мог себя «собрать» на какую-то последовательную театральную деятельность, хотя нам очень этого хотелось. И вот на четвёртый и пятый курс к нам пришла актриса «Пятого театра» Татьяна Казакова. И от неё веял дух театра, которого нам так не хватало! Она много рассказывала о прошлом омского театра. Я от неё, что называется, из первых уст, узнал о живой театральной жизни Омска. Она тогда и сама играла в театре, это казалось нам актом приобщения к чему-то важному. Мы были с ней большими друзьями, я её вспоминаю как женщину, которая помогла мне внутренне собраться. Татьяна Казакова рассказывала, что начало её карьеры совпало с началом карьеры Сергея Рудзинского: она и ещё несколько человек из ТЮЗа пошли за ним, вмсте делали «Пятый театр». Рудзинского я живым не застал, но видел один его спектакль — «Похвала глупости». И это реально отличалось от того, что я смотрел до этого: и по стилю игры, и по режиссуре, и по выбору материала, и по смелости театрального языка. Это мировой уровень! Недавно я про него вспоминал, когда думал о людях, которые жили в другое время и обладали такой волей, энергией, видением, что создавали то, что до сих пор помнят.
2
— Но потом Вы поехали в Петербург. Почему приняли такое решение?
— Хотелось какого-то жизненного простора, понимаете? Потому что район, всё мрачно, я стал уставать от этого, хотелось новой жизни. И уже было понятно, что здесь набор возможных мест работы ограничен. А тут ещё два моих однокурсника поступили в Театральную академию в Петербурге, Серёжа и Полина, и уже учились там на актёров. Я переписывался с ними, Серёжа рассказывал, как протекает учёба, и я чувствовал, что это, конечно, совсем другой уровень, и очень туда захотел. Стал каждый год пытаться поступать, получилось с третьего раза, уже после защиты диплома в ОмГУ.
Поступил я на факультет театра кукол к декану факультета Николаю Петровичу Наумову. Отучился там четыре семестра, и меня отчислили: омские привычки вылезли наружу, дикость всякая. Мне говорили: «Мы тебя ценим, но надо взять себя в руки». Не взял. Был отчислен, но потом восстановился на заочном и прошёл все пять лет заново. Это был для меня, кстати, очень крутой вариант — учиться заочно, потому что я в этот момент уже попал в независимый Театр Поколений в Петербурге и, по сути, профессионально практиковал театр каждый день. И здесь я занимался драматическим театром, а на сессиях — театром кукол, это было очень здорово, потому что я благодаря этому соединял разное и мыслил максимально широко; чувствовал себя и практикующим человеком, и учащимся одновременно.
— А у кукольников какая-то особая система обучения?
— Нельзя говорить, что в театральных вузах учат по какой-то одной системе. Системы разных театральных лидеров прошлого в конкретном учебном заведении, у конкретного мастера синтезируются в определённую школу. На кукольников учат так же, как и везде: конфликт, действие, сопереживание зрителей, поиск, эксперимент, — всё то же самое, только выразительные средства другие, поэтому там есть свои нюансы. Но, по сути, школа та же. Тем более, что современный театр кукол опирается и на куклу, и на живого человека на сцене, поэтому там всё универсально.
— Если учились «по школе», то как возник Ваш интерес к новым театральным формам? Как пришли к тому, чем сейчас занимаетесь?
— Я просто любознателен, делаю разное потому, что мне это нравится. В какой-то момент, занимаясь и кукольным, и драматическим театром, я стал смотреть и на перформанс, и на новые типы театра, которые появились в мире, а потом стали известны и популярны в России. В новых театральных формах тоже много разного. Можно говорить о радикально новом, таком, к чему где-то вообще не привыкли, чего не видели, а можно говорить о новом подходе внутри известного. Скажем, мой авто-фикшн спектакль «Артём Томилов» не является ультрарадикально новым, там было довольно много традиционного, и я специально его таким делал: хотел, чтобы при всех новых подходах от него веяло чем-то узнаваемым, ведь я делал его в Пятом театре, который знал, от которого у меня есть своё ощущение. Мне кажется, он получился именно таким: и новым, и старым одновременно.
3— Для меня как зрителя новый опыт был в том, что мы находились в одном пространстве с актёрами, и каждый из них, пока не выходил с монологом, реагировал так же, как зритель: чему-то смеялся, от чего-то замирал, на что-то реагировал спонтанным замечанием. Они были с нами. Или нами.
— При этом у них были роли, они стояли напротив вас, как на сцене. В этом спектакле можно говорить о новом подходе внутри известных обстоятельств. Я выстроил много различных элементов, которые можно назвать новым языком. Но в то же время он не настолько радикален, чтобы вызвать у зрителя стресс, непонимание, дискомфорт. Это была моя стратегия. А, допустим, о том, что недавно делал на площадке «Заново», можно говорить как о новой форме театра.
— В этом формате Вам даже актёры были не нужны. У Вас есть концепция, Вы её предлагаете, и все в эту игру играют. Причём, в этой «бродилке» каждый был, вроде бы, сам по себе, и в то же время все были вместе. Это тоже интересный опыт.
— Там соединялась автономия и коллективность. С одной стороны, Вы — одна, с другой стороны, без всех участников этого бы не было. Здесь действительно не нужны актёры, которые играют роли, такой театр делается самими людьми с помощью ведущего. Почему мне нравится называть это театром? Потому что тут есть театральная природа. Нет драматического актёра, но природа театра остаётся: тут есть развитие действия, есть истории, есть персонажи, — многие элементы театра можно обнаружить в таком спектакле. Просто они распределены иначе, и эта культура называется «партиципаторный театр» или «театр соучастия», как его сейчас чаще называют. Наверное, если бы какой-то человек возразил: «Нет, театр — это когда на сцене люди роли играют», — то к этому стоило бы отнестись с уважением и терпением. И рассказать, что даже в Древней Греции театр не был таким, как мы позднее привыкли: там уже были примеры участия зрителей в представлении. Важно видеть саму природу театра и пытаться её объяснить, даже если это не похоже на наши привычки.
— Почему Вы считаете, что важно дать высказаться или как-то отреагировать тому, кто всегда был только зрителем?
— Типов современного театра очень много. Если говорить только о театре, где гостей спектакля вовлекают в соучастие, то исследователи уже сформулировали его идею: здесь человек переживает не только катарсис, возвышение, очищение, как в классическом драматическом театре, но ещё и свою агентность. Он вспоминает, что тоже художник, действующее лицо. Искусство, требующее от человека быть очень тихим, уважительным, с одной стороны, прекрасно в своей сакральности, а с другой стороны, закрепощает человека в неких привычках. А в партиципаторном театре нам дают возможность вспомнить, что вообще-то всё условно, что мы можем действовать, что мы можем в игровой форме нарушать привычные границы, прокладывать новые; что мы — авторы, что мы — созидатели, что мы — команда, что мы — общество. То есть, по сути, театр соучастия — это метафора общества, которое действует. Но она заключена в игру, в некое театральное действо. Это нужно нам для того, чтобы вспомнить, что у каждого в природе заложено творческое начало. Плюс ещё помнить о том, что мы что-то можем делать вместе, самостоятельно, не делегировать никому никакой ответственности, а брать её на себя. Конечно, если организаторы такого действия делают это неловко, то участникам это не нравится, им неудобно. Такое бывает, когда новое только устанавливается в культуре. Впрочем, и традиционный драматический театр не все умеют хорошо делать, и зрители плохого спектакля тоже могут испытывать неловкость. Но сегодня всё больше и больше людей умеют хорошо работать в партиципаторном формате, комфортно погружая людей в действие. И мы, те, кто занимается таким театром, много рефлексируем на эту тему.
Кстати, недавно мы с моим соратником Ваней Демидкиным провели независимый фестиваль перформативного театра «Хрупкий». В теоретическом поле нет пока такого понятия, но многие театральные люди уже используют это словосочетание в своей работе. Мы решили поставить его в шапку фестиваля, придать ему такую идентичность. Для меня лично перформативный театр — это соединение «классического» драматического театра и перформативной эстетики: интерактивность, вовлечённость людей. То есть, синтез всего.
4Так вот, там мы формулировали нашим зрителям, что делаем его на принципах ненасильственной иммерсивности, то есть мягко погружаем людей в действие. Для нас очень важно, чтобы люди на старте поняли, что мы их пригласили в комфортное пространство и не требуем обязательного соучастия, а только предлагаем, и всегда остаётся возможность наблюдательной позиции, никто не будет за это ругать. Мы понимаем, что люди должны сделать свой выбор: нравится тебе просто наблюдать ситуацию, где другие участвуют — наблюдай. Хочется тебе на середине уйти — никто не обидится. Хочется участвовать — делай это хоть сначала, хоть с середины. Всё можно. Но здесь должны быть хорошие ведущие. Это умение не сразу у нас появилось, что нормально. Но теперь всё больше и больше людей умеют так работать с группой.
— Почему сейчас это актуально?
— Потому что это — про солидаризацию, тепло, участие людей, а ведь одна из главных проблем нашего общества — в том, что мы атомизированы. Я сейчас приехал в Омск, и первое, что вижу — у меня во дворе люди ни о чём не могут договориться: водители пытаются срубить все деревья под автостоянку или где-то без предупреждения сверлят весь день, даже в тот час, когда дети должны спать. То есть, никто никого не слышит. Знаете, какая-то трясина! И этого так много, что я для себя вижу единственную цель в работе — направить свои усилия на рефлексию, чтобы показывать: лучше жить друг для друга, а не только для себя.
— Тогда, наверное, Вам и документальный театр интересен: то, что называют «вербатим». Вы им занимаетесь?
— Да, время от времени. Сейчас я еду в Москву, и там в Театре.doc, который как раз и распространил в России технику вербатима, у нас будет лаборатория, посвящённая исследованию мошенничества. Нас будет 30 человек, мы попытаемся понять, какие могли бы быть спектакли на эту тему. В том числе, думаем, что стоило бы использовать документальный материал: взять интервью у жертв мошенничества или у следователей, которые занимаются этими делами, или у мошенников, если мы таких найдём. Вербатим будет одной из техник, с которыми мы будем работать, это интересно и правдиво.
— Будете этот проект делать с профессиональными актёрами Театра.doc?
— Не только. Это такой тип лаборатории, куда могут прийти люди, которые ставят спектакли, выходят на сцену, и люди, которые, например, занимаются наукой. И люди, которые только-только входят в профессию, и даже любители, потому что здесь важен коллектив людей, который смотрит на проблему. К чему это приведёт? Может, появятся эскизы спектаклей, которые будут делаться театральными людьми, а может, это будут смешанные составы. Сегодня всё возможно.
— Получается, лаборатория затевается для того, чтобы погрузиться в проблему, и потом из этого, может быть, выйдут какие-то театральные проекты?
— Да. Есть такой способ производства спектакля, когда один режиссёр или группа привыкших работать друг с другом людей придумывают идею: «О, давайте вот так вот сделаем!», — и ставят спектакль. А можно разным людям собраться вместе, погрузиться в проблему, исследовать её и выдать в конце не только эскизы спектаклей, а ещё и задокументированное исследование. Мы хотим, например, попробовать этой группой собрать информацию про разные виды мошенничества, которые есть сегодня. Конечно, здесь — безбрежный океан, но мы попробуем.
— Цель какая? Раскрыть людям глаза, мол, есть такое и такое, не ведитесь на это? Или Вас это интересует потому, что там есть детективная фабула?
— Знаете, сложный вопрос. Раскроем ли мы людям глаза? Объявления об этом— на каждом подъезде висят. Но всё же мы свой вклад в это внесём. Плюс это — сигнал театральному сообществу: мы можем приходить внутрь социальных проблем, исследовать их, направлять туда свои усилия. Это будет увеличивать «пятно активности» внутри нашей жизни. Всегда важно, чтобы больше людей «активничали», если так можно выразиться, в правильную сторону. То есть, здесь комплекс причин: нам интересно; мы хотим внести свой вклад в решение проблемы; мы хотим понять, а какие ещё могут быть инструменты работы с этим. Очевидно же, что эта эпидемия только растёт. А вдруг у нас будут светлые мысли? Мы можем тогда их опубличить. Мне уже позвонили из одного издательства и предложили написать книжку по следам этой лаборатории. Если будет тираж, её прочитают, будет какой-то резонанс, проблема будет просвечиваться ещё по каким-то каналам. Думаю, важно, когда разные люди работают с проблемой разными инструментами. У нас есть театр — мы через театр с этим работаем; правоохранительные органы работают через свои инструменты. В этом и состоит суть социальной жизни: мы вместе что-то делаем, но каждый — по-своему.
— По итогу могут появиться и новые пьесы на эту тему?
— Да, ведь и драматурги будут участвовать в лаборатории, а Театр.doc заинтересован в том, чтобы у них получился спектакль. Но мы пока не знаем, каким он может быть. Когда мне только пришла в голову эта идея, я подумал: самый первый сделаю спектакль на эту тему! Такая амбициозная режиссёрская идея. Но потом стало ясно: тема настолько гигантская, что как бы я к ней ни подбирался, любой подход слишком мал по сравнению с тем, что в этой сфере творится. Поэтому большее, что я могу сейчас сделать — это попытаться объединить усилия разных художников для исследования этой проблемы. Нам нужно сначала исследовать, как с этим работать, а потом уже пытаться что-то сделать. Есть идея провести такую лабораторию не только в Москве. Пусть в разных городах появится несколько разных спектаклей, мало не будет, ведь проблема огромна. Поэтому сейчас я захожу в эту лабораторию, чтобы посмотреть, что будет.
— То есть, это чистый эксперимент?
— Абсолютно. Эксперимент по тому, как работать с этой темой.
— Получается, что проектная работа — Ваш принцип. Нет ли желания создать свой постоянный театр?
— Я работал в независимом Театре Поколений, это был хороший опыт. Создавали его другие, но в какой-то момент я попал в ядро, которое ведёт театр, строит его. Потом мы с друзьями создали театральную компанию «Перфобуфет», три года её делали. Это был бренд, под которым создавались проекты на различных площадках, была работа на этот бренд, были постоянные люди, участвовавшие в проектах — костяк. И была некая тусовка вокруг: время от времени кто-то из неё в одном проекте участвовал, кто-то — в другом. У нас даже был чат, который назывался «ТусОблако», мы туда могли скинуть анонс: хотим такую-то идею реализовать, у кого есть силы и желание принять участие? Кто-то говорил: «Я смогу, буду свободен». То есть, всё в потоке. Не «труппа», а «облако» людей без чётких границ. Мы закрыли компанию потому, что почувствовали, что этот проект идёт к завершению,. Нужно двигаться дальше. Думаю, если бы возникли условия для создания театра — и экономические, и настроенческие, то, возможно, мне это было бы тоже интересно. Пока таких условий не возникает. Зато проектная система обретает некоторую плотность: у меня впереди уже много планов. Я воспринимаю проектную работу как коридор, через который иду. Чтобы приступить к другой работе, скажем, к созданию театра, нужно сначала пройти этот коридор до конца. Проектная деятельность интересна ещё и тем, что позволяет делать радикально разное. Возможно, создание театра приведёт к сужению палитры, а я сейчас хотел бы ещё поэкспериментировать, побыть в широкой амплитуде. Наверное, такой ответ честнее.
— Вы работаете в разных городах, а каковы сейчас Ваши отношения с Омском?
— (Тяжёлый вздох.) Я вынужден разделять профессиональные и человеческие отношения. Личные отношения у меня прямые: здесь живут мои родители, много других родственников, друзей, которых я люблю. Здесь прошли первые 22 года моей жизни: детство, взросление. По сути, здесь сформировалась моя личность, и каждый раз, когда я сюда приезжаю, попадаю в поток серьёзной внутренней работы, потому что сравниваю себя нового с тем человеком, который здесь появился. Для меня это важнейшее место. Думаю, всю жизнь буду сюда приезжать и совершать эту работу. Это место, за которым я постоянно слежу: подписан на новостные паблики, читаю омские новости. Много друзей и подруг, которые, как и я, по разным причинам уехали из Омска, мы все общаемся и постоянно говорим про Омск. Кстати, люди, приехавшие из других городов, замечают, что бывшие омичи больше других говорят о своём родном городе. Почему так? Откуда этот культ? Потому, что Омск набрал эту странную популярность как город-мем или тут что-то другое? Надо исследовать этот вопрос. Возникают целые сообщества: омичи в таком-то городе, омичи — в таком-то. Это сложные связи с городом на уровне человеческих отношений. Я делал в Питере автофикшн-спектакль «Настройщик» о Паше, он бывший омич и много говорил об Омске. И у нас были люди из Омска, которые пришли специально на этот спектакль. Человеческие связи с Омском у меня прямые и неослабевающие. Мне кажется, что связь с городом остаётся в той же интенсивности несмотря на то, что прошло уже много лет. Я видел людей, которые теряют связь с прежним городом, это их выбор, а у меня по-другому. Я даже в своих соцсетях в статусе пишу через запятую «Омск, Санкт-Петербург». У меня две идентичности.
— А за театральной жизнью Омска Вы сейчас не следите?
— Я подписан на некоторые театральные паблики, есть знакомые, которые работают в театрах и постят что-то о своих премьерах. У меня нет полного представления об омской культуре, но, пожалуй, процентов на 35 я вижу, что происходит.
— У нас в городе сейчас много независимых театральных проектов, когда люди пробуют для себя что-то новое.
— Это тоже важный знак того, что многим стало тесно в официальных рамках, есть потребность расширить свой опыт. Мне тоже это интересно. Поэтому, приехав на День рождения своей мамы (сейчас это была основная причина моего появления в Омске), я подумал, что могу провести здесь два спектакля, которые организационно «завязаны» исключительно на меня. У меня была мотивация: ощутить тех, кому это здесь интересно. Это спектакли для 15-ти человек, то есть, в общей сложности ко мне 30 человек пришли, но этого достаточно. Было удивительно: пришли люди, с которыми я познакомился три года назад, когда делал спектакль «Артём Томилов»; пришли молодые люди, которые занимаются независимым театром или просто интересуются современной культурой. Когда выбирал место, сразу понял, что хочу сделать в пространстве «Заново». Во-первых, они по стилю мне подходят, во-вторых, у нас есть общие друзья: у меня «на районе» были два друга, Саша и Захар, которые сейчас — в довольно известной в Омске музыкальной группе «Печатная машина», они также сотрудничают с этой площадкой, через них я связался с творческим лидером «Заново» Женей Мальгавко, мы быстро и весело договорились и провели два спектакля. Круто было.
— Ребята из театра «Заново» тоже получили интересный новый опыт.
— Да! Они поддержали это всё своим соучастием, ведь такая вещь не раскроется, если все будут сопротивляться. Я очень воодушевлён, увидев площадку «Заново»: ребята, мне кажется, живые, современные, при этом уважительно относятся ко всему. Прозрачные, хорошие люди. В общем, мои отношения с Омском стремятся и в сторону профессиональных связей.
— Можно ли сказать, что Вы сейчас сделали удачный шаг в этом направлении благодаря сотрудничеству с театром «Заново» и интересу людей к тому формату, который Вы предлагаете?
— Я почувствовал хороший человеческий потенциал в городе, мне это было приятно. Здесь был особый принцип взаимодействия: шла работа с малыми группами, в этом процессе мы сближались. Но этот опыт рискует остаться локальным: я провёл два спектакля и уехал. А ведь можно делать спектакли для более широкой аудитории, например, сделать драматический спектакль на сцене — это, в перспективе, говорить с тысячами. Тут другой уровень, и спектакли будут другими. Но у меня пока нет контакта с омскими театрами. Когда я ещё учился в Петербурге, была такая мечта — в Драме поставить спектакль, но там я никого не знаю, возможно, они про меня даже не слышали. Получается, есть омич, искусство делает, но пока не для Омска...
— Надеюсь, что ещё будет возможность увидеть в Омске Ваши новые творческие проекты.
— Спасибо.
P.S. Когда мы разговаривали, Артём Томилов готовился ехать на лабораторию Театра.doc, а сейчас она уже завершается. В соцсетях Театра.doc сообщается, что подготовлен показ перформанса «Весь мир обман, а люди в нём реальны»: «это лоскутное одеяло импульсов, эфир опыта, калейдоскопическая картина небывало контрастных подходов».
Фото:из личного архива Артёма Томилова
Самое читаемое
Гороскоп на 27 ноября 2024 года
94926 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
82727 ноября 2024
Гороскоп на 29 ноября 2024 года
70628 ноября 2024
Выбор редакции
— Врач-сексолог
— Врач-психотерапевт, аналитический психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго
После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.
4004114 октября 2024
Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.
5124310 октября 2024
Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».
6815106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»
Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.
1101412 июня 2024
Яндекс.Директ ВОмске
179207 ноября 2024
Что нового на рынке седельных тягачей?
221502 ноября 2024
Brunello Cucinelli: искусство элегантности и гуманизма в моде
518308 сентября 2024
Тимур Турлов: казахстанский феномен в мире финансов
543304 сентября 2024
Комментарии