Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»
Откровенно о себе и животных: дрессировщик Тигран Акопян о воспитании экзотов, буднях лапундера-пенсионера, «пряничном доме» для бегемота и верблюдов, а также тесных связях с Омском.
736212 декабря 2019
— Тигран, вопрос, который наверняка вам задают не реже, чем вопросы о животных, — о вашем знаменитом тезке Амаяке Акопяне…
— Вы правы, довольно часто его слышу. Никакого отношения к иллюзионисту не имею. Акопян — тот же Иванов, очень распространенная фамилия.
1— …в том числе, и в цирке. После учебы в эстрадно-цирковом училище вы летали под куполом, удерживая партнершу лишь зубами, катались на роликах, жонглировали булавами — и лишь потом пришли к дрессуре. Цирк — любовь с детства?
— Да, сразу прикипел душой… Родился в Ереване, мама моя работала в цирке, помогала завхозу, а я свободное время проводил рядом с ней. Подрос – занимался в цирковой студии, а после поступил в училище в Тбилиси. Когда началась война с Грузией, уехал с программой знаменитого Автандила Перадзе, заслуженного артиста Грузии, работал у него воздушный полет. Со временем посвятил себя работе с животными. Сначала — макаки и пони, потом — шимпанзе…
— Сейчас в Омский цирк вы привезли почти шесть десятков разных животных: это и верблюды, и бегемот, и лама, и лошади-ахалтекинцы, а еще крокодилы, питоны, дикобразы, носухи… Любимцы есть?
— Бегемотиха Юлиана и три моих шимпанзе. В них больше всего вкладываешь — от них и получаешь энергетически больше. Шимпанзе — умнейшие животные, к тому же подвижные и активные, с ними очень интересно работать. В номере они делают то же, что свойственно им в жизни: колесики, кульбиты, стойки на голове, танцуют… Последние десять с лишним лет работаю с верблюдами: чувствительные животные с «тонкой кожей», остро реагирующие даже на повышение голоса. Сейчас в российском цирке всего четыре бегемота и крайне мало крупных обезьян: законы всё ужесточают, купить шимпанзе сегодня можно за сумасшедшие 5 миллионов, но и это сопряжено с огромными сложностями — многие страны запретили ввоз-вывоз, никто не дает гарантий, что животное доберется до места. Экзотика в цирке со временем может исчезнуть. И всё же как артист с сорокалетним стажем хочу надеяться, что цирк с животными как жанр не умрет. Ведь даже манеж круглый для того, чтобы по нему бежали лошади… Мы не жестокие люди, мы вкладываем в свою профессию душу. Время показало и доказало, что наши животные живут дольше, чем в природе. Это не голословно: можно все архивы поднять и удостовериться в этом. Тот же макак-лапундер живет не больше 25 лет, а в цирке — до 40 лет. В моей труппе есть лапундер-пенсионер. Ему 28 лет — в пересчете по человеческим меркам около 90. Он уже не работает, ездит с нами, спит, ест, общается…
— Вы называете бегемотиху Юлиану Мухой — известная история о том, что в детстве она бегала как спринтер. Теперь весит почти две тонны — а имя прижилось…
— Так и есть. Тринадцать лет назад, когда мы взяли её в Алма-Атинском зоопарке, малышка была очень резвой и шустрой. Растущий организм все время хотел есть — и за едой она носилась с сумасшедшей скоростью. Часто звучало: «О, летит как муха»… Сейчас Юлиана — дама в самом расцвете сил, ежедневно получает на завтрак, обед и ужин 60 килограммов пищи: овощи, отруби, хлеб, сено. Как и с другими питомцами, главное в работе с ней — доброта, ласка и понимание, потому что с разъяренным бегемотом не справится ни один человек… Да и африканских шимпанзе не стоит доводить до агрессии.
2— Как вы поступаете, когда видите, что животное в данный момент не настроено на работу?
— «Ломать» никогда не буду. Самое разумное — дать отдохнуть несколько часов, а потом попробовать снова. Это не дрессура, это, скорее, воспитание — как с детьми. «Пряники» для каждого свои, а «кнут» никому не нужен.
— Вы в Омске не первый раз…
— Да, Омск для меня — знаковый город. Здесь я девятый раз. Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом сына наших воздушных гимнастов Анны и Ильи Жуковых. Они под куполом цирка рассказывают историю любви в номере «Ромео и Джульетта». С этим номером когда-то выступал и я: преемственность поколений… Анна из Омска, Илья из Ростова-на-Дону. Дане уже исполнилось шесть, он занимается акробатикой, жонглирует как минимум тремя предметами, мечтает о цирке…
— Ваша собственная дочь не всегда хотела идти по вашим стопам, но в итоге работает вместе с вами, правильно?
— Так и есть. Вергине училась в университете Ростова на антикризискного управляющего. А через полгода все равно попросилась в цирк и вернулась ко мне. Гимнастические азы у нее с детства, сейчас она выступает как акробатка на верблюдах и танцует в балете, а также ассистирует маме, Надежде Важдаевой, в номерах с собаками: бобтейлами и болонками. Да, в нашей труппе четвероногих есть и собаки!
3— Какие еще сюрпризы ждут зрителей новогодней программы омского цирка?
— Во-первых, зал будет декорирован таким образом, чтобы у зрителя сразу возникло ощущение праздника. Половина зала — джунгли, лианы, сфинксы, пирамиды, Африка, лето... Вторая — елки, гирлянды, сосульки, снег, зима… Холод и тепло одновременно. Зритель попадает в уникальное пространство, а на манеже его будут ждать сразу несколько Дедов Морозов из разных стран: африканский, китайский, индийский, австралийский… И, конечно же, наш, родимый. В финале грандиозной программы, где примут участие и животные, и гимнасты, и акробаты, и клоуны, зрителей ждет необычная 15-ярусная ёлка, парящая в воздухе, снег, идущий из-под купола цирка, фонтаны из блесток, и сам «новорожденный» Новый Год на пони. Великолепная атмосфера, удивительное зрелище, которое покорит и детей, и взрослых.
— Помните знаменитую сказку Гауфа? Если бы вы могли на сутки стать животным, то в кого бы перевоплотились?
— Ооо… В слона! Слон — самый любимый мой зверь. Когда-то думал приобрести, заниматься, но не получилось. На слонов продолжаю смотреть широко открытыми глазами, как на божество. Это из детства… Слон — спокойный, добрый, большой…. Я сам добрейший человек, мне кажется, мы похожи.
— Еще один вопрос-фантазия. В какой год хотели бы при возможности вернуться и прожить его снова?
— Счастливый период — мои 35-40 лет. Тогда ощущал подъем — и внутренний, и внешний. Был высокооплачиваемым артистом, профессия позволяла достойно жить, давала ощущение нужности, много гастролировал, в том числе и за границей. Сейчас мне 57 лет, и хотя мы по-прежнему входим в десятку самых востребованных цирковых коллективов страны, уже, признаюсь, чувствую небольшую усталость. Не хочу никого обидеть, но считаю, что из цирка надо вовремя уходить. В каком жанре ты бы не работал. Это ведь адский труд: устаешь не только физически, но и морально. Не скажу, что я стар для цирка, но после 60 уже вполне можно жить своей жизнью. Раньше думал, что кроме этой жизни другой нет, а сейчас приезжаю домой, в Сочи, пусть раз в год — но каждый раз вижу эту красоту, природу, понимаю: есть жизнь и на пенсии.
4— Чем мечтает заниматься дрессировщик на пенсии?
— Знаете, я ведь неплохой дизайнер: до эстрадного училища окончил технологический колледж в Ереване, учился моделированию и пошиву мужской верхней одежды. Азы есть, голова и руки помнят секреты кроя… Костюмы для артистов и балета сам не шью, но хорошо вижу нюансы и подсказываю — где подобрать, поправить, подтянуть, чтобы лучше сидело или придавало стройности. Люди, которые не знают о моем юношеском опыте, удивляются. В Сочи есть известный санаторий «Октябрьский», а при нем — зоопарк со множеством редких зверей и прекрасными условиями. Там, думаю, мог бы видеться со своими питомцами…
— Когда навещаете бывших четвероногих артистов, они вас узнают?
— Да, конечно. Был случай: один из шимпанзе шесть лет назад бросился на меня. Самец стремился стать вожаком, боролся за власть. Повредил мне руку, почувствовал кровь… Они ведь хищники. Нам пришлось расстаться. Отдал в хорошие руки, в Ростовский зоопарк. В прошлом году был там с гастролями, поехал в гости. Привез сладости, что он любит: мы перед сном даем обезьянам йогурт с фруктами, они пьют и спят как младенцы. Мой парень меня узнал, до того, как подойти, пошел сначала к другим шимпанзе и как будто на своем языке объяснял, что приехал папа... У меня слезы всегда появляются, когда вижу своих животных. Когда теряю — вообще и говорить не стоит…
— Как вам удается поддерживать себя в форме — и эмоционально, и физически?
— Признаюсь, многим цирковым артистам трудно вести образ жизни, который можно назвать здоровым — даже в силу того, что постоянно в дороге, в движении, в репетициях. Чтобы правильно питаться, приходится прикладывать усилия. Сам порой ем только вечером, перед сном… Потому советов давать не буду. Могу лишь поделиться опытом. За 2,5 года похудел на 53 кг. Ем всё, но маленькими порциями, совсем по чуть-чуть. Не ем очень острое и соленое, не перешагиваю за ту грань насыщенности специями, которой славится кавказская кухня. Даже слишком перченный харчо не ем. А мое любимое блюдо национальной кухни — долма. У меня все под Новый год собираются, знают, что будет вкусно. Я армянин, но учился в Грузии, пожалуй, грузинские блюда — самые любимые. Какая обширная кухня! Баклажаны, фасоль, специи… вы пробовали запеченную айву с грецким орехом? Желто-оранжевая, прозрачная, аромат непередаваемый — как такое не есть!.. Любым активностям предпочитаю пешие прогулки. Порой после тяжелого рабочего дня помогает восстановиться эстрадный концерт. Шесть лет назад в Омске был на выступлении турецкого хореографического ансамбля «Огни Анатолии» в Концертном зале. Очень понравилось! Может быть, в этом году тоже схожу на какой-то концерт омской филармонии.
℗
Фото:Сергея Барсукова и из группы "Цирк "Джамбо" Вконтакте
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83316 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
814921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75218 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии