
Главная Взгляд Елена Мамонтова: «Еще никогда так осознанно и уверенно я не думала о влиянии спектакля на повседневность»
Елена Мамонтова: «Еще никогда так осознанно и уверенно я не думала о влиянии спектакля на повседневность»
Тележурналист и театральный блогер в своем паблике — о предчувствии больших технологических перемен, вызванном спектаклем Театра имени Евгения Вахтангова «Солнце Ландау» в постановке Анатолия Шульева.
8820 мая 2025
— Еще никогда так осознанно и уверенно я не думала о влиянии спектакля на повседневность. Как будто мы стоим на пороге важного открытия, которое круто изменит нашу жизнь. А сколько таких изменений уже пришлось пережить!
В Театре имени Евгения Вахтангова состоялась громкая премьера о гениальном ученом, который внёс фундаментальный вклад в квантовую теорию. Он немного «не успел» к созданию квантовой механики, которая, по словам доктора физико-математических наук Алексея Семихатова, стала «самым лучшим способом объяснения мира, при этом абсолютно безумным»!
1Невероятные научные открытия спустя десятилетия находят отражение в массовом производстве чего-то принципиально нового, что буквально переворачивает нашу жизнь. Человек неоднократно становится тому свидетелем. Стоит просто отмотать ленту памяти, допустим, на тридцать или сорок лет назад и обратиться к истории через личный опыт.
Телевизионный журналист, свежий выпускник МГУ, я попадаю на работу в омский филиал холдинга ВГТРК. Вернее, сейчас это место так называется, и нам удобнее понять, что это была за организация: с огромной передающей вышкой на ее территории, большим зданием со съемочным павильоном в триста квадратов, редакциями, монтажными аппаратными и кабинетами сотрудников. Но тридцать лет назад мы работали в условиях только-только подступающей компьютеризации. То есть, компьютеров в редакциях вообще не было. Журналисты писали тексты от руки и сдавали в «машбюро», где их под копирку на печатных машинках приводили в божеский вид. Для этого в штате было пять машинисток. На съемках у оператора в руках был аппарат под названием «Кинор», а в нем – 120 метров пленки, которых хватало ровно на десять минут видео. Вот тут оттачивалось мастерство: журналисту нужно взять короткое и содержательное интервью и дать оператору четкое ТЗ для набора видеоизображения. Но уже начали появляться более удобные камеры VHS, на которые можно было снимать часами. А вот для сбора информации у каждого автора имелись свои хитрости.
Однажды мне как собкору «Первого канала» пришло задание сделать сюжет о выставке военной техники, которая проводилась в Омске. Сейчас уже не секрет, что один из крупнейших танковых заводов находился именно в этом городе. Получить пропуск на полигон, снять материал – это половина дела. А вот за историей создания танков Т-80 и их модификаций решила обратиться к коллеге Леониду Мутовкину, который трудился для канала «Россия». На студии знали, что у Леонида Александровича самый богатый архив. Создавал он его кропотливо, вырезая важные статьи на производственные, политические и общественные темы и раскладывая в коробки из-под обуви. Вот такой у нас был «Гугл» тридцать лет назад. «Лёнь, — протягиваю я игривым голосом. – дай мне инфу про танки?» Леонид Александрович достает граненый стакан, огурец из банки и «Столичную». Наливает полстакана: «Пей!» И ведь пока с ним не выпьешь, «Гугл» не срабатывал. Надо сказать, Лёня при любом градусе умудрялся сохранять светлый ум и блестящую память. А в коробках из-под обуви – ценнейшие статьи и история от царских паровозов до современной гусеничной техники. И это только одно направление. Коробки расставлялись по полкам. Стеллажи уходили в потолок.
Как быстро вошли компьютеры в нашу журналистскую жизнь, я уже подробно не помню, потому что удобное и функциональное заходит незаметно, заставляет себя полюбить тихо и навсегда. Скажу только, что дома у меня стоял компактный лэптоп с 1991 года. А вот запомнилась еще одна яркая страница, когда в те же 90-е меня сделали главным редактором редакции «Культура», а всему руководству студии выдали мобильники: тяжелые черные кнопочные телефоны с торчащими антеннами и массивным аккумулятором. И смешно, и страшно.
Но вместе с этим процессом незаметно подступавшей лучшей жизни приходили более качественные видеокамеры, которые уже завоевали Москву и теперь добирались до провинции – это огромные и тяжелые Бетакамы. С ними студия получала в больших коробках монтажные пульты и мониторы для аппаратных видеомонтажа. Молодые инженеры не успевали разобраться в эффектах, которые тысячами были зашиты в программном управлении, и я до сих пор помню порядок цифр, которые надо набрать на пульте для особенных склеек, микшеров, компрессий и прочего, что помогало быстрее работать и создавать красивое видео.
Сейчас вот смотрю на эти когда-то дорогущие кассеты «Бетакам», на которых до сих пор хранятся мои первые документальные фильмы или важные программы, и не понимаю, как это стало ненужным. Сегодня всё снимаешь практически сам, с помощью мощной камеры своего телефона…
Возвращаясь к началу, в котором московский Театр имени Евгения Вахтангова выпустил премьеру «Солнце Ландау» о гениальном ученом, внесшем фундаментальный вклад в квантовую теорию, только обозначу один занимательный факт: на премьерном показе в зале присутствовали ученые из «Сколково», которые в данный момент занимаются строительством квантового компьютера, способного решить ключевые проблемы человечества. По всему миру этот процесс начался и идет с начала двухтысячных. А в теории одна из первых моделей квантового компьютера была предложена как раз сорок лет назад.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
— Психолог
— попутчица
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии