В чем подозревают фирмы Голушко и Калинина
В распоряжение «ВОмске» попали копии документов, которые, возможно, легли в основу дела, в рамках которого 21 апреля прошли выемки в офисах «Омскгоргаза» и «Акции».
5669122 апреля 2017
В частности, это копия ответа Федеральной антимонопольной службы на запрос от 13.12.2016г. о предоставлении информации, отправленный Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Омской области. Информация касается тарифов на услуги по транспортировке газа ООО «Омскгазсеть», связанного с ХК «Акция». Эти тарифы были утверждены ФСТ еще в декабре 2012 года, вступили в силу с 1 января 2013-го и не пересматривались вплоть до нынешнего года. Специалисты ФАС же, проанализировав расчетные материалы, которыми «Омскгазсеть» обосновывала свои тарифы, сочли их завышенными в несколько раз. Рассматриваемые статьи расходов – на оплату труда, выплату дивидендов, амортизацию, аренду офиса и, собственно, газопроводов.
Начнем с оплаты труда. Заложенная в тариф среднемесячная зарплата персонала, занятого, по данным компании, в деятельности по транспортировке газа, составила более 55 тысяч рублей. Средняя по региону за обозреваемый период – вдвое меньше, не выше 26 тысяч. При этом загадка, какую именно «деятельность по транспортировке» осуществляли эти 22 «тарифицированных» сотрудника, учитывая, что арендованные газопроводы обслуживал их владелец – «Омскгоргаз». В УФАС полагают, что все эти люди – административно-управленческий персонал, чья численность в данном случае чрезмерна. То есть суммарные расходы на оплату труда (в составе которых, помимо зарплаты, есть еще добрая треть налогов и отчислений в фонды), заложенные в тариф, возможно, были завышены не в два раза, а существенно больше.
1Были заложены в тариф и дивиденды в сумме 5,8 миллиона рублей. При этом никаких документов, подтверждающих обоснованность включения в расчет этих выплат, к тарифным заявкам не прилагалось.
Интерес представляют и амортизационные выплаты. Единственное упомянутое имущество «Омскгазсети» - три легковых автомобиля: кроссовер KIA SLS и два Mercedes-Benz B-Klasse. Судя по тарифным заявкам, в 2015 году все три авто уже были полностью амортизированы. При этом модели B-Klasse только весной 2005 года начали сходить с конвейера, поставки в Россию пошли позже, то есть 10 лет полезного использования конкретно этих машин вряд ли успели пройти. То, каким образом (и почему) в повседневной работе «газораспределительной» компании использовались дорогие легковушки престижной немецкой марки, - отдельный вопрос.
«Омскгазсеть» зарегистрирована по адресу Интернациональная, 14, то есть в офисе холдинговой компании «Акция». Основные владельцы «Акции» – депутаты Госдумы и ЗС ОО Андрей Голушко и Сергей Калинин. Директор и учредитель «Омскгазсети» Александр Орлов, по данным СМИ, – муж родной сестры Голушко. И, несмотря на такие родственные связи, «Омскгазсеть» арендует почти три сотни квадратных метров в здании «Акции» по 800 рублей за «квадрат». Опять же, закладывая эту арендную плату в тариф. По мнению специалистов УФАС, в данном случае чуть ли не в два раза завышена площадь (по нормам для такого количества персонала достаточно не более 180 кв.м.), а ставка – в два с лишним раза (как аналог взят сравнимого размера офис неподалеку, на Тарской, 14, где «квадрат» стоил 350 рублей в месяц). Общее завышение в таком случае получается более чем четырехкратным. Или, если в рублях – примерно на 2 миллиона в год.
По фигурирующим суммам, впрочем, все вышеперечисленное меркнет перед статьей затрат «Аренда газопроводов». По трем договорам – с «Омскгазстроем» (учредители – Сергей Калинин и супруга Голушко Елена), «Сибирской Трубопроводной Строительной Компанией» (входит в структуру «Омскгоргаза») и непосредственно с «Омскгоргазом» – предприятие платило в год по 515 тысяч рублей (за 4 км трубы), 6 миллионов 296 тысяч рублей (31,5 км) и 268 миллионов 901 тысяче рублей (354,8 км). По расчетам же антимонопольщиков, заложенная в тариф арендная плата не должна превышать, соответственно, 265 тысяч рублей, 3 миллиона 386 тысяч рублей и 66 миллионов 92 тысячи. То есть по первому и второму договорам цифры расходятся примерно в 2 раза, по третьему – в 4 раза. В абсолютном выражении суммарная разница между заложенной в тариф годовой арендной платой за газопроводы и той, что рассчитали в УФАС, составляет без малого 206 миллионов рублей. Оптимизация затрат даже по одной только этой статье, по мнению антимонопольщиков, позволила бы снизить тариф на транспортировку в 2,2 раза. Если же прибавить вышеперечисленные статьи и умножить на 4 прошедших года, итоговая переплата будет стремиться к миллиарду рублей.
Впервые на сложносочиненное ценообразование в «Омскгоргазе» обратили внимание «Коммерческие вести», когда в 2014-2015 году разбирались с делом Владислава Ходуса. В ноябре прошлого года тему подхватил сайт «Омск-информ», оценивший ежегодные переплаты омичей (в конечном счете же эти деньги городской монополист берет с омичей и местных предприятий) в 300 миллионов рублей. Через несколько месяцев, уже в марте 2017-го, когда число публикаций на эту тему выросло, глава «Омскгазсети» Александр Орлов дал «КВ» интервью. В нем он отрицает, что тарифы его компании завышены, сравнивая цифры с тарифами в других регионах. Но на вопрос о целесообразности аренды газопровода у аффилированной организации г-н Орлов, по сути, не ответил. Необходимость самого существования «Омскгазсети» неочевидна. Эта «транспортирующая», «газораспределительная» организация формально гонит чужой газ по взятым в аренду чужим газопроводам, которые даже сама не обслуживает. Как говорится в письме ФАС, «заключение договора аренды … не преследует деловой цели».
Вероятно, в полиции с этой точкой зрения согласились. В начале прошедшей рабочей недели появилась неофициальная информация о возбуждении уголовного дела. В пятницу, видимо, в рамках его расследования прошли выемки документов в «Акции» и «Омскгоргазе». Источники "ВОмске" утверждают, что дело, возбужденное по статье 159 («Мошенничество»), касается как раз аренды газопроводов.
Фото:с панорамы Google Maps
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
82116 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
794921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
73318 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии