Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

16818 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Хвалю детей за самостоятельность. Например, когда старшая дочь приготовит завтрак, приберется в комнате или поможет с младшей. Стараюсь замечать такие моменты и благодарить её. Иногда Злата сама напрашивается на похвалу: «Ты не сказала мне, что я молодец! Я вообще-то сделала большое хорошее дело!». В такие моменты я, конечно, щедра на комплименты и всегда говорю ей: «Спасибо, ты молодец! Действительно классно, что ты это сделала!».

Недавно младшая дочь удивила нас появлением юмора. У Веры синдром Дауна — это интеллектуальное нарушение, а юмор — признак интеллекта, поэтому мы были особенно удивлены. Но Вера с удовольствием шутит, и ей очень нравится, когда это замечают и смеются вместе с ней. Это классно, когда человек может «юморить».

1

Была удивлена стойкому интересу к чтению за последний год у старшей дочери. Она, если я не ошибаюсь, прочитала всего «Гарри Поттера». Самостоятельно брала книги в библиотеках. Потом начала искать другие книги, похожие на эту серию, а также произведения, связанные с мистикой. Она продолжает читать в соответствии со своими интересами, и для меня это удивительно, потому что я вижу, как сложно заинтересовать книгами современных подростков.

Я целенаправленно прививала ей любовь к чтению, все детство мы читали вместе книжки. Когда у нее появился интерес к ассортименту, по моему мнению, немного странному для ее возраста — мистические истории, детективы, ведьмы и колдовство, меня «царапнуло» в том плане, что это не совсем детская литература, не то, наверное, что я бы хотела, чтобы она читала. Но я понимала, что запрет приведет к тому, что интерес пропадет вовсе. Поэтому позволила читать то, что ей интересно.

Стараюсь читать с ней по вечерам книги, которые ей нравятся, чтобы мы могли обсудить их вместе. Недавно начали читать «Тома Сойера» из школьной программы и должны были прочитать «Сын полка». Заметила, что дочери не очень интересно. Предложила читать вместе: она читает одну главу, а я — следующую. После этого мы обсуждаем прочитанное. Разрешаю ей слушать аудиокниги, после одной главы мы можем прослушать следующую в аудиоформате. Стараюсь объяснить, зачем мы читаем, что хотел донести автор и какие смыслы заложены в книге. Сама читаю книги и показываю дочери, что это важно для меня. У меня всегда есть стопка книг рядом с кроватью, и у нас нет привычки проводить всё время перед телевизором. Когда приходит время ограничить экранное время, я говорю ей: «Давай займёмся чем-то другим, например, почитаем». Недавно она принесла «Круэллу» от подруги, и это меня радует, потому что показывает, что у неё сформировался навык чтения. Она умеет находить интересные книги и извлекать из них личный смысл.

Мы стремимся донести свою точку зрения спокойным тоном. Однако дети — это дети, и иногда проявляют упрямство. Когда возникает вопрос, касающийся их безопасности или необходимых действий, я могу пять раз спокойно повторить свою просьбу, но иногда это не срабатывает. В таких случаях не вижу ничего плохого в том, чтобы повысить голос, для меня это не является чем-то из ряда вон выходящим. Детям важно уметь справляться с различными стилями общения вокруг них. Я бы не хотела, чтобы они выросли ванильными зефирками и привыкли к тому, что все всегда с ними соглашаются и делают только то, что они хотят. Это моя позиция: я добиваюсь результата любыми способами. Если говорю, что что-то небезопасно или этого делать нельзя по каким-то другим важным причинам, то сделаю всё возможное, чтобы они перестали это делать, даже если мне придётся повысить голос. Но стараюсь использовать этот метод как можно реже. Обычно начинаю с убеждений: «Дети, я уже три раза просила прекратить разговаривать друг с другом в одиннадцать ночи». Если это не помогает, могу зайти в детскую и «гавкнуть», чтобы они поняли, что я действительно разозлилась.

Воспитание ремнем для меня не приемлемо. Если ты не смог объяснить ребенку разговорами, почему это не нужно было делать, значит, вам надо совместно пройти этот урок.

2

У младшей дочери учусь отстаивания своих границ, это для меня совершенно феноменальная штука. Она никогда не позволяет дотрагиваться до себя. Если в лифт, например, заходит мужчина, который ей годится по возрасту в дедушки и начинает говорить: «Привет! Можно я с вами поеду?» и параллельно гладить ее по голове, то получит в ответ агрессию в виде: «Убери. Не хочу. Не нравится». Я со своим советским воспитанием, конечно, к такому не привыкла. Мне становится жутко неудобно, потому что человек хотел проявить доброту, а она, маленькая злючка, ругается на пожилого человека. При этом понимаю, что с точки зрения личных границ это правильно. Никто не имеет права нас трогать, если нам это не нравится. Стараюсь объяснять окружающим, что ей некомфортно, когда к ней прикасаются чужие люди. Это замечательно, как она четко выражает свои чувства и обозначает свою личную зону, в которую никто не должен заходить.

У старшей учусь быть современной. Мне очень нравится то, с какой легкостью, например, она заходит в тему современного макияжа. Может сделать себе красный блестящий носик или точно определить, что является модным и с чем это можно сочетать. Стараюсь меньше ворчать и больше принимать новое, что приходит через нее, чтобы не стать закостенелой и не говорить: «Вот ваша молодежь...». Благодаря этому тоже ощущаю себя моложе.

Какое новое слово я выучила благодаря своим детям? В нашем случае речь идёт не о молодежном сленге, а, скорее, о расширении моего кругозора. Например, Злата увлекается кинологией, и я с интересом слушаю ее рассказы на эту тему. Она объяснила мне, что такое «аджилити» и «фристайл» в кинологии, а также рассказывает о породах собак, которые мне незнакомы.

Мне нравится читать с детьми, смотреть кино и мультфильмы, как современные, так и старые советские. Кроме того, мне доставляет удовольствие вместе готовить различные блюда.

Думаю, у старшей дочери есть зависимость от гаджетов. В какой-то степени она не представляет свою жизнь без телефона. Это связано с тем, что гаджеты очень плотно вошли в современную жизнь в последнее время. Мы с мужем работаем удаленно, и, как мне кажется, телефон стал продолжением наших рук.

Как мы с этим боремся? Во-первых, у Златы стоит ограничение по количеству времени, которое она может проводить в телефоне. Периодически это проверяю, и если вижу, что лимит был превышен, то идут «штрафы», например, на следующий день телефоном она пользуется меньше.

Мы стараемся разнообразить нашу жизнь: у нас с мужем есть свои увлечения, показываем дочери, что жизнь не ограничивается работой и экраном.

Младшей дочери мы выдаем планшет, только если считаем нужным. Она жутко любит мультики. Мы можем ей их включить, например, если у нас срочный рабочий звонок.

С учебой в школе не помогаю. Пока у нас учится только старшая. Ребенок должен самостоятельно справляться с домашними заданиями. Если у нее возникают вопросы, всегда готова помочь и объяснить. Но ежедневная рутина, постоянный контроль отсутствуют. В первом классе Злата пыталась убедить меня, что ничего не понимает, что я должна делать домашние задания за нее. Я четко дала понять, что это ее ответственность, и я не собираюсь заниматься этим. У нас с папой есть свои обязанности. Мы пережили несколько конфликтов на эту тему, но постепенно все наладилось. Злата научилась выполнять домашние задания самостоятельно и осознала свою ответственность за них.

3

Репетиторов у нас не было. Только в конце четвертого класса, перед выпускными экзаменами, мы нанимали знакомого педагога, чтобы проверить, все ли темы Злата хорошо понимает, так как мы увидели, что одна тема «западает». Злата также занимается на платформе Учи.ру по бесплатному тарифу, и я не планирую переходить на платный. Возможно, в старших классах ситуация изменится. Если пойму, что нужно увеличить интеллектуальную нагрузку, то готова рассмотреть возможность приобретения дополнительных сервисов или найма педагогов.

Примерно с семи лет мы приучаем Злату к самостоятельности. Мы отказались от более, так скажем, «крутых» гимназий в нашем районе ради того, чтобы она могла самостоятельно ходить в школу. Для нас это было важно, мы не хотели ее контролировать: привозить и отвозить из школы. По этой причине выбрали школу в пешей доступности.

Мы также даем Злате возможность путешествовать по городу. Например, после занятий по кинологии на Красном Пути ей нужно доехать до нашей дачи в Порт-Артуре. Объясняем ей, какие автобусы можно использовать, и у нее всегда под рукой телефон. Конечно, было и несколько аховых ситуаций, когда дочка вместо Порт-Артура поехала в Нефтяники. Она, конечно, испугалась и плакала, звонила нам, но мы её быстро успокоили и объяснили, как вернуться обратно. Всегда готовы в любой момент сорваться и выехать на машине, чтобы встретить её или помочь в сложной ситуации. Но планомерно воспитываем её как самостоятельного человека, стараясь использовать каждую возможность. Да, иногда волнуемся, когда она задерживается. В таких случаях звоню и спрашиваю, во сколько примерно она должна вернуться. Не устраиваю истерик, когда отпускаем Злату гулять одну, но прошу предупреждать о местонахождении. Она посещала школу безопасности, и я стараюсь делиться с ней примерами того, как вести себя в нестандартных ситуациях. Когда она ходила в детский сад, мы обсуждали, что делать при пожаре, объясняли, почему нельзя прятаться в туалете или шкафу. В этом процессе важно делиться опытом и учиться справляться с тревогой.

Считаю, что российское образование достаточно разнообразное и качественное. Оно позволяет поддерживать беседы, используя знания из различных областей, определять свои интересы и готовиться к будущей профессии. Однако замечаю, что школа немного отстает в введении современных знаний, умений и навыков, необходимых в нашей жизни, например, финансовой грамотности. Этот предмет должен был появиться в учебной программе уже давно. Но если каких-то предметов не хватает или они недостаточно объемны, родители могут взять на себя инициативу. Это можно сделать, например, записав ребенка на курсы или обсуждая важные темы дома. В настоящее время существует множество платных платформ с разнообразными образовательными материалами. Проблем с образованием точно нет, возможно, есть проблемы с некоторыми методиками. Замечаю, что подход к изучению иностранного языка изменился по сравнению с тем, как учили нас двадцать лет назад. Хотя часто проблема заключается не в самой программе, а в том, что дети могут быть ленивыми или недостаточно мотивированными. Возможно, им не хватает часов на изучение языка или поддержки со стороны родителей. Вспоминаю, как сама плохо знала иностранный язык в школе, и понимаю, что важно создавать условия для более глубокого освоения этого предмета.

Конечно, замечала у себя желание дореализовать свои мечты за счет ребенка. У меня никогда не было талантов в пении, танцах или рисовании, и мне бы хотелось, чтобы эти способности были у моего ребенка. Несколько раз водила старшую дочь на творческие занятия, но поняла, что у нее нет стойкого интереса к этому. Осознав, что неправильно пытаться реализовать свои амбиции за ее счет, быстро прекращала свои попытки привить ей свои увлечения. Стараюсь четко различать, где заканчиваются мои интересы и начинаются ее, позволяю ребенку жить той жизнью, которую хочет она.

Стараюсь воспитывать ребенка вне жестких гендерных установок. Как-то раз Злата пришла из детского сада и рассказала, что девочки готовили, а мальчики занимались «мужскими» делами. Мы обсудили, что и мальчики могут готовить, и девочки могут водить машины. Главное — выбирать то, что ближе по душе.

У нас с мужем возникают конфликты, когда он говорит дочке, что она должна быть аккуратной, потому что девочка. Мне это очень не нравится. Я сразу начинаю спорить, спрашивая, разве мальчик не должен быть аккуратным? Он отвечает, что к девочкам предъявляются более высокие требования. Я же пытаюсь донести до него, что такие гендерные установки неуместны, на мой взгляд.

Объясняю дочке, что можно выбирать профессию, исходя из своих интересов, можно выглядеть так, как ты хочешь, делать то, что интересно, заниматься абсолютно разными вещами.

4

Пока разговора о половом воспитании у нас не было. Понимаю, что пришло время начать эту тему, поэтому ищу подходящий контекст и смысл. Пока я только обозначила старшей дочери, что любовные отношения существуют только у людей старше восемнадцати лет.

Говорю Злате, что она может дружить с мальчиками, но любовь — в более взрослом возрасте. Кажется, что ее такой ответ удовлетворил. Вижу, что ей просто интересно общаться с разными людьми.

Чтобы я каждый месяц фиксированно выделяла сумму на карманные расходы — такого нет. Пыталась сделать это пару лет назад, выделяя Злате по 50 рублей в неделю, надеясь, что это поможет ей научиться обращаться с деньгами: копить и тратить. Однако результат оказался неожиданным — она просто начала покупать на Wildberries всякую мелочь вроде блеска для губ за 30 рублей или колечек за 100 рублей. В итоге наш дом заполнился ненужными вещами, и у Златы возникло ощущение, что у нее есть все, что она хочет. Это привело к тому, что, когда пришло время праздновать ее день рождения, дочка не знала, что хотела бы получить в подарок. И этот эффект мне не очень понравился. Сейчас  карманные деньги выдаются ей спонтанно, по запросу. Например, если она хочет пойти с подружками в парк аттракционов. 

Учу её разумно тратить деньги, отправляя в магазин. Мы обсуждаем, где она может тратить деньги нерационально. Объясняю, что не стоит выбирать самые дешёвые продукты, так как цена не всегда соответствует качеству, но и цена на самые дорогие товары тоже не всегда оправдана.

У нас есть традиция проводить каждые выходные, когда мы в Омске, на даче. Дача — это всегда про завтраки на веранде, про совместную готовку. Стараюсь много готовить, это всегда интересно, и по этой причине вовлекаю в это детей. На даче можно не бояться рассыпать муку, не бояться перепачкаться... Здесь всегда есть возможность провести время вместе, при этом каждый занят чем-то своим. Этот совместный досуг на даче для нас очень ценен. 

От мамы я научилась не бояться «ввязываться» в новое в хорошем смысле этого слова. Всегда иду вперед со словами «дальше разберемся». Легко могу начать дело и в процессе получить много дивидендов для себя. Не боюсь что-то начинать.

От папы переняла умение и желание облагораживать место, в котором ты живешь. «Графы не живут в грязи» — принцип моего отца. Когда мы приезжали на берег реки отдыхать, папа первым делом брал пакеты и начинал собирать мусор. Мог в частном секторе начать выравнивать дорогу общего пользования — прокапывать канавки, чтобы убегала вода. Старался сделать все для того, чтобы то место, в котором он живет, стало лучше.

Категорически отказалась от принципа навязывания детям своего вкуса и стиля. Мои родители говорили мне о том, что нужно быть поярче. Особенно это любила мама. А я до сих пор не люблю яркие цвета и не люблю, когда кто-то говорит, как мне нужно выглядеть. У меня был случай, когда я заказала себе два платья: серое и синее, папа, увидев их, спросил: «А нормальных цветов не было?». Я, конечно, очень расстроилась. Поэтому я совершенно спокойно отношусь к тому, как одеваются мои дети. Разрешаю им носить любую одежду: одеваться в черное или в «вырвиглаз», вставлять в уши кресты. Любая свобода в самовыражении.

Конечно, были такие ситуации «мам, купи!» и «не пойду!». С младшей дочерью так точно. Иногда, когда мы находимся в общественных местах, Вера может перегрузиться, устать, и в такие моменты она громко и настойчиво выражает свои желания, например, когда не хочет уходить или, наоборот, идти куда-то. Чувствую себя некомфортно из-за внимания окружающих, но понимаю, что важно придерживаться принципов воспитания. Поэтому стараюсь спокойно объяснить ей: «Пожалуйста, нам нужно это сделать». Иногда, если терпения не хватает, могу сказать это более настойчиво. В любом случае, стараюсь говорить уверенно, подчеркивая, что моя просьба должна быть выполнена. Для меня важно сохранять ту линию, что взрослый в семье определяет действия детей. Да, мне придется столкнуться с недовольством Веры и взглядами других людей, но в воспитании маленького человека очень важно устанавливать границы и придерживаться их.

Какой он — лучший вариант профилактики наркомании, алкоголизма? Когда мои дети станут чуть старше, через год-два, я собираюсь смотреть фильмы на эту тему и, конечно же, разговаривать об этом. Считаю важным объяснять, как это работает и почему не стоит даже начинать. Нужно искать альтернативные способы получения удовольствия. В нашей семье алкоголь практически не употребляется, за исключением редких случаев, например, на семейных праздниках на столе бывает немного вина — обычно по бокалу на человека. У меня нет универсального рецепта, но верю, что лучший способ — это свой пример. Мозг может получать удовольствие от множества других вещей, а не только от веществ.

Точно не считаю себя гиперопекающим родителем. Я достаточно пофигистична. Мои дети могут проводить время самостоятельно, и я не чувствую необходимости развлекать их каждую минуту или придумывать множество игр. Верю, что родители должны жить своей взрослой жизнью, а дети должны адаптироваться к ней. 

У ребенка должен быть опыт самостоятельной жизни, иначе взросление и накопление жизненного опыта не произойдут вовремя. Мы не сопровождаем Злату на секции — она должна сама уметь справляться с транспортом и возвращаться домой. Ребенок учится планировать свой день и контролировать время выхода, чтобы не опоздать. Это навыки самостоятельной жизни.

Приучаю ли я детей к ЗОЖ? ЗОЖ — понятие большое, поэтому постараюсь разложить все по полочкам. В нашей семье нет алкоголя и курения. Мы уделяем большое внимание основам здоровья, включая хороший сон. У нас не принято задерживаться за играми или телевизором до поздней ночи, поэтому в девять-десять часов вечера «отбой». В этом году мы стали посещать спортзал. В нашей жизни есть прогулки, поездки, совместный отдых. Что касается питания, мы предпочитаем домашнюю еду и придерживаемся принципа умеренности. Фастфуд в нашей жизни присутствует, но в разумных пределах, без «гиперобжирания». Например, иногда мы можем заказать что-то из ресторанов или позволить себе гамбургер, когда Злата с папой идут на матч «Авангарда». Учу детей внимательно относиться к своему самочувствию во время еды: говорю им, чтобы они слушали свой организм и не переедали, но при необходимости всегда могли взять добавку. Также мы стараемся регулярно посещать врачей. Приучаем детей заботиться о своем здоровье, принимаем витамины и БАДы.

Хороший родитель должен прежде всего устраивать ту жизнь, которая нужна ему. Он взрослый человек, он живет так, как нужно ему, делает то, что хочет он, а дети уже существуют в его системе координат. Родитель их любит, живет с ними, делает что-то для них, но родитель первичен. И когда придет период сепарации, ребенок спокойно уйдет и будет строить свою взрослую жизнь.

Что бы я изменила в воспитании детей, если бы у меня была возможность вернуться на несколько лет назад?… Мне очень нравится, как складываются наши отношения с детьми. Я очень их люблю и считаю, что они у нас замечательные. Поэтому, пожалуй, я ничего не стала бы менять.

Автор:Екатерина Шевчук

Фото:предоставлены героиней

Теги:правила воспитаниядети

Комментарии


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

61203 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

176727 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

156523 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

165721 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх