
Итоги недели с Александром Лихачевым
Известный омский эксперт в сфере ЖКХ — о высоких тарифах в регионе и сомнительных цифрах в статистических данных в масштабах страны.
7121 января 2026
— По итогам первой рабочей недели, прежде всего, я бы выделил результаты, связанные с тарифообразованием на 2026 год. Они вызывают у меня крайнее возмущение. Появились статистические выкладки по изменению тарифов на коммунальные услуги на 2026 год по регионам. Для заинтересовавшихся это Распоряжение Правительства от 25 ноября 2025 года №3413-р. Там расписана информация по всем территориям. Во-первых, в отличие от законодательства прошлых лет, в этом году тарифы будут повышаться не один раз с 1 июля, а дважды: с 1 января уже повысились на 1,7% и с 1 октября. Январское повышение я еще понять могу, хотя и оно тяжело для население — налоги повысились, и средства на них компаниям остается брать только из карманов потребителей, а октябрьское повышение возмущает. Фактически для того чтобы люди проголосовали так, как нужно власти на сентябрьских выборах в Госдуму, июльское повышение перенесли на октябрь. Чтобы люди раньше времени не увидели новые квитанции с подорожавшими услугами.
Вторая часть касается конкретно Омской области и конкретно самой методики. Я уже высказывался о том, что считаю эту методику необоснованной. Неофициально сотрудники Региональной энергетической комиссии говорят: мол, мы понимаем, что она неправильная, но у нас есть предельная стоимость, и мы не можем за нее выйти, поэтому обращайтесь в суд. На текущей неделе по интернет-ресурсам прошла информация, что АО «ТГКом» (это бывшие котельные завода ОЗКМ в Амурском поселке) подало в суд, так как посчитало, что правительство Омской области заведомо занизило ему тариф. В итоге «ТГКом» выиграл суд, и теперь правительство попросило рассрочку, потому что сразу вернуть 100 с лишним миллионов рублей оно не может. Вывод: нужно считать правильно, но существующая методика позволяет РЭК и правительству (любого региона, не только Омской области) манипулировать тарифами и нормативами. Приведу пример. Тариф делится на две части. Первая — это 13% — полностью распространяется на область. Кроме того, для отдельных сетей можно увеличить еще на 12,9%, причем вторая часть в разных регионах разная. Там, где власти больше думают о рядовых гражданах, например, в Красноярском крае, в Республике Алтай, в Кемеровской области, дали свою составляющую на уровне 2,1%. А в Омской области «на усмотрение области» — 12,9%. Что мы в результате получаем? В Республике Алтай общее повышение тарифов составило 13,7%, а в Омской области — 25,9%!
1А дальше эти 12,9% назначаются неравномерно. Тем организациям, которым палец в рот не клади, типа «Омск РТС» (дочка «ТГК-11»), «Россети», повысили нормально. Не повысили совсем, то есть оставили лишь 13%, двум организациям: «Омскгоргазу» (здесь понятно: он в стадии банкротства, и не платит НДС) и «Магниту». У последнего за пять лет повышение составило всего 10%. Возьмите другие сети и посмотрите, какое повышение было у них. За «Магнитом» ведь никто не стоит. Дело в том, что в свое время когда Назаров (Виктор Назаров — губернатор Омской области в 2012-2017 гг. — ред.) уходил, ему было все равно, кто будет регоператором, и конкурс проходил честно. В итоге победила тюменская компания, не аффилированная с провластными структурами. Поэтому ее можно гнобить? «Магнит» каждый год ходит в суд, но, как я уже сказал, методика необоснованна, которую можно крутить хоть налево, хоть направо.
В-третьих, повторюсь, правительство Омской области, к сожалению, считает, что омичи — самые богатые люди в Сибири. В Сибирском федеральном округе Омская область находится на первом месте с максимально возможным увеличением тарифа — на 25,9%. Для сравнения, в Алтайском крае, с которым мы примерно одинаковы по экономическим показателям: по ВВП, по зарплатам и т.д., — 12,5%. В Кемеровской области — 14,1%, в Томской области — 14,9% и т.д. Поэтому хоть в чем-то мы впереди планеты всей. Культурная столица, Молодежная столица и, наверное, Тарифная.
Вторая, не менее возмутительная ситуация связана с тем, что Правительство России опубликовало Индекс потребительских цен, который формально определяет во времени общее изменение цен на товары и услуги, которые потребляет население. Потребительская корзина утверждается Росстатом. Это величина, на основании которой делают разные расчеты, повышение выплат и т.д. Она используется для индикатора инфляции. По официальным данным за 2025 год инфляция составила 5,6%. С учетом этого уровня сделали корректировку социальных выплат. Однако фактическая ситуация искажается: кто поверит, что цены изменились именно на эту величину? Мы же все ходим в магазины. Да, действительно, я могу сказать, что цены на некоторую продукцию, например, на трубы, задвижки за год практически не изменились. Однако понятно, что в 90% случаев трубы и задвижки людям не нужны, их больше интересует мясо, масло, овощи и т.д. Считаю, что гораздо честнее было бы, если бы правительство призналось, что идет СВО, страна вынуждена тратиться на оборону, поэтому цены и повышаются. Лично я это понимаю. Но когда говорят, что ИПЦ составил всего 5,6%, то, конечно, доверие населения к чиновникам, которые так считают, падает.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 42 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 188 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— Коуч, психолог
— директор правового холдинга «Закон»
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске





























Комментарии