Анджей Неупокоев: «Минкульту нужен совет из молодых и креативных»

Директор Северного драматического театра размышляет о реформировании региональной культуры в России на примере Омской области.

338106 октября 2017
Анджей Неупокоев: «Минкульту нужен совет из молодых и креативных»

Министерство культуры России опубликовало свои рекомендации для регионов. В документе приводятся формулы подсчета: сколько в городе или регионе должно быть театров, музеев, школ искусств и библиотек — в пересчете на душу населения. Омск, если считать по сложным формулам министерства, норматив «перевыполнил»: театров, например, здесь почти в полтора раза больше, чем требуется. Но хорошо ли это? Ведь бюджет на культуру от количества учреждений не вырастет — наоборот, придется «размазывать» скромное финансирование культурной сферы тонким слоем по большему числу ее объектов.

По просьбе «ВОмске» журналист Александр Жиров поговорил со своим земляком, директором Северного драматического театра имени Михаила Ульянова в Таре Анджеем Неупоковевым, которого иногда называют одним из самых эффективных менеджеров в омской культуре, о том, нужна ли театрам региона оптимизация.

1

— Анджей Анатольевич, вы в Фейсбуке обратили внимание на методические рекомендации федерального Минкульта. Можете объяснить, почему это плохо — когда культурных учреждений в регионе много?

— «Плохо» — это спорная формулировка. В свете методических рекомендаций Министерства культуры РФ, которые недвусмысленно дают понять, что каждый житель России должен иметь доступ ко всем культурным благам и объектам независимо от места проживания, хочется высказаться вот о чем. Исходя из принципов формирования объектов культуры во времена СССР и дальнейшего развития культурной сферы в перестроечные и постперестроечные времена, при формировании новых культурных ценностей и направлений возникла серьёзная проблема: заведения культуры стали множиться. Если исходить из цифр, приведенных в таблице Минкульта, мы обнаружим, что в каких-то регионах и уголках нашей необъятной Родины учреждений культуры не хватает, а в каких-то они в переизбытке.

Давайте попробуем разобраться, где находится эта тонкая грань официально рекомендуемого количества учреждений в городе, и какой должна быть их измеряемая эффективность, чтобы можно было смело говорить о том, что то или иное учреждение имеет право и дальше существовать или что где-то нужно открывать новые? Не получится ли так, что при сложной экономической ситуации в каком-то регионе, когда возникнет необходимость в дополнительных субсидиях, федеральный центр укажет на эти самые рекомендации и скажет: «А приведите в соответствие...».

— Это про цифры и статистику. А на основании каких показателей вообще можно судить об эффективности учреждения культуры? Бюджетное учреждение ведь не может окупать свое существование.

— Самым эффективным учреждением культуры у нас в стране является театр имени Евгения Вахтангова. Хочу подчеркнуть: именно «эффективным», так как даже в своей статье Кирилл Игоревич Крок, директор театра, говорит, что без бюджетного финансирования его театр сможет существовать только какое-то время. То есть речь о какой-либо рентабельности здесь даже не может идти — если говорить не об окупаемости отдельных проектов, а в целом о существовании учреждения. Ведь даже при совершенно разных услугах, которые учреждения культуры предоставляют потребителю в сфере культуры, мы покушаемся на кошелек одного и того же человека — конкурируем друг с другом в не самой «бизнесовой» среде. И для снижения этих издержек либо учреждение культуры должно быть оптимизировано внутри себя, либо эта оптимизация должна быть внешней — то есть, надо объединять разные учреждения в одно, или вовсе часть менее эффективных учреждений, как ни жаль, ликвидировать.

— Это характерно для всей страны? Или только для регионов?

— В Москве — совершенно иная история, конечно. Я не удивлюсь если театр имени Вахтангова, который живет по принципу «если ты не развиваешься, то тебя сожрут», будет открывать свои сценические площадки в регионах или вбирать в себя региональные театры, переводя их на более эффективные рельсы. Нормальный «бизнесовый» принцип любой сетевой компании.

И вот тут мы подходим к самому главному: пришло время региональной власти определяться. Два года назад один мною очень уважаемый руководитель в культурной сфере сказал: «Оптимизация нужна, но не при мне, я не хочу, что бы потом меня вспоминали — а, это тот самый, при котором закрыли-объединили-ликвидировали…»

— В итоге мы приходим всё-таки к тому, что в бюджетной статье по «культуре» у нас наблюдается серьёзный дефицит. Что делать при финансовом дефиците в сфере культуры?

— Я в большей степени сторонник второго варианта оптимизации — увеличить эффективность учреждения культуры на первом этапе возможно лишь путем создания кластеров: театрального, библиотечного, музейного, клубного и прочих — по видам предоставляемых услуг. Это должны быть крупные объединения. Но это лишь первоначальная, отправная точка. Давайте посмотрим на далеко не бедную Тюменскую область, которая считает свои бюджетные деньги и живет по принципу «земля не была бы такой большой, если бы отказалась хоть раз от песчинки». Там реорганизовали несколько учреждений культуры, объединили их в одно крупное учреждение. В него сейчас входит несколько театров, причем не только городских, но и из области, филармония и дома культуры. Кстати, я не считаю такой подход абсолютно правильным: не нужен такой винегрет, не нужно создавать из учреждений культуры какую-то дикую смесь — у каждого из учреждений есть своя специфика в работе. Но рациональная доля в такой реформе, конечно, есть.

— То есть реорганизация в сфере культуре нужна?

— Однозначно отвечу — да. Впрочем, тут, как всегда, есть своё «но». Реорганизация не должна быть ради реорганизации. Цель реформы не есть сама «реорганизация» — это лишь инструмент для достижения цели.

— И тут возникает законный вопрос, кто должен быть инициатором такой реформы?

— Если подходить объективно, инициативы исходят от «головы», а соответственно, в нашем случае это региональное министерство культуры. Минкульт, по сути, не занимается сегодня инициативами, не генерирует идеи и не задает вектор развития учреждениям. Но, друзья мои, разве это правильно? Министерство не должно быть органом статистики, в котором лишь фиксируют достигнутые результаты и раздают новые госзадания, а потом осуществляют контроль и надзор. Учреждения культуры должны работать как единый организм, и каждое из них должно выполнять определенную функцию — не дублируя и не переходя дорогу другому, не создавая конкуренцию на одной территории, а дополняя друг друга. Это ведь не бизнес — это социальная сфера: нет в провинции антрепризных театров, которые могут окупать себя. Поэтому, я думаю, некоторые функции, связанные с глобальным руководством процессом, должны в министерстве появиться.

— По-вашему, такую реформу могут запустить? Ведь принято считать, что в театральной сфере в Омске все нормально?

— Да, на протяжении множества лет только и слышно, что «Омск — театральная столица», «культурная столица». Да, у нас мощнейшие традиции в регионе, у нас множество творческих коллективов, которыми мы гордимся — и они представляют нас по всему миру. Но давайте определимся с понятием «столицы». Ведь характеризуют столицу не только количественные показатели. Столица — это постоянное движение вперед в качестве флагмана и новатора, в фарватере которого следуют другие регионы, не имеющие столь богатой культурной сферы, и черпают тенденции развития. Не может столица зиждиться лишь на консерватизме и традициях — должно быть развитие.

— Главный вопрос — с чего начать такую реформу? Вы бы что сделали в первую очередь?

— Знаете, министерство культуры в последнее время, претерпев оптимизацию, просто завалено работой. Но это и большой плюс: в рядах руководителей учреждений появились новые инициативные личности, полные новых идей. Нужно эти идеи систематизировать. При минкульте, я считаю, должен появиться совещательный орган, задачей которого станет еженедельное определение курса движения всей сферы. Кто может войти в состав такого совета? Оперативно реагировать на изменения должны креативные молодые руководители и ведущие специалисты — например, по одному от разных типов учреждений. Пусть им помогают с высоты своего опыта руководители учреждений культуры, имеющие за плечами базу реализованных проектов. И вот этот орган и должен начать генерацию движения областной культуры и задать вектор развития с постановкой цели, к которой должны стремиться учреждения области. Но, хочу подчеркнуть, этот орган не должен стать такой «стеной плача», к которой могут приходить с чисто психологическими целями — выговориться и забыть. В этом смысле я бы себя назвал реформатором, но не радикалом.

Я в этом отношении поддерживаю подход федерального министерства культуры, которое рекомендует поддерживать театры для различных слоев населения, но не советует им дублировать друг друга. На самом деле, театрального зрителя в Омске не так уж и много, часть аудитории театры потеряли за отсутствием адекватного предложения, а оставшуюся часть стали делить, дублируя друг друга.

Фото:Ольга Плахина

Теги:театрреформаминкульт


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

14321 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

10922 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

904104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3273114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4279210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6128106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1035912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх