Главная Стиль жизни Откровенная история Андрей Никитенко: «Школа как таковая и не нужна, учить можно и на пеньке…»
Андрей Никитенко: «Школа как таковая и не нужна, учить можно и на пеньке…»
«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История шестая, от Андрея Никитенко, основателя новой русской деревни «Аз Градъ», отца четверых детей и деда троих внуков – о том, почему для своих детей он не стал выбирать школу, а предпочел создать ее сам.
674203 ноября 2017
Известные омичи продолжают делиться тем, почему они выбрали для своих детей тот или иной вуз или школу. Андрей Никитенко – о том, почему его дочь учится в деревенской школе, и как за три года пройти с ребенком программу пяти классов.
- У меня четверо детей. Старшему, Виталию – 37 лет, Стасу – 27. Виталий с семьей живет в Москве, у него трое детей и четвертый, как говорится, «на подходе». Станислав – на юге. А 17-летний Данил и 9-летняя Ульяна живут со мной, в «Аз Граде».
1Когда росли старшие сыновья, я был предпринимателем и не помышлял еще о том, что буду жить в деревне, которую к тому же построю сам. Старшие дети заканчивали обычные городские школы. Данил первые два класса тоже ходил в школу – сначала в частную, а потом в обычную. Ценности в частной школе своеобразные, понты у ребятишек впереди всего. А потом мы с доктором философских наук, профессором Николиным создали свою школу, и сын перешел на семейное образование.
Как это вышло? Когда в 2008 году я объявил о создании поселения «Аз Градъ», тут же у нас с единомышленниками встал вопрос – как жить будем? Мы разделились на семь групп, начали прорабатывать темы туризма, производства, внутренних правил, образования и так далее. Самой многочисленной, как помню, стала группа, разрабатывающая «внутреннее законодательство» нашего маленького царства-государства. Там все сразу и переругались… Вообще, все группы, кроме образования, развалились после второго же собрания. А вот по образованию группа была самой малочисленной и самой эффективной. Изучили все методики – от Ольденбургской до Монтессори. Но, как говорится, на ловца и зверь бежит – как раз в это время познакомились со школой академика Щетинина.
На одной из наших общих встреч была 11-летняя девочка, которая училась у Щетинина. Она слушала наши обсуждения и рассуждения, а потом вышла перед аудиторией в 200 человек и спокойно начала рассказывать: поступила в школу год назад, определили быть ей биологом. Так и так: освоила биологию, анатомию, физиологию, генную инженерию – «сейчас преподаю».
Ребенку, напомню, 11 лет. Все выпали в осадок. Потом пришли в себя и напали на девчонку с расспросами – что за школа такая?
Взял у ее родителей телефон, звоню – и попадаю на самого Михаила Петровича Щетинина, основателя и директора школы. «Прилетай, да смотри», - говорит – Когда сможешь?» «Завтра!» Беру билет и тут же вылетаю в Краснодарский край.
Село Текос. Открытая территория. Дома, люди. Никто с расспросами не пристает. Гуляю, знакомлюсь с пространством. Посещаю уроки, смотрю, как семилетние шпендики ребятам на голову выше их дают знания… В школе нет классов и разделения по возрастам. Применяется метод погружения. Нет 5-6 разных уроков, как в обычной школе. Есть, к примеру, физика, в которую ты погружаешься полностью на две недели – и можешь потом сдать экзамен за три класса сразу. Ведут учебную работу на стыке наук. Пишут учебники сами каждый год. И прочие чудеса. Другой мир. Единственная школа, которую курирует Академия наук, а не Министерство образования.
У меня в голове все перевернулось.
Есть, конечно, и государственная система – хочешь не хочешь, надо сдать экзамены. Щетининские дети приходят, сдают, претензий у государства к ним нет.
Я раздумывал над тем, чтобы сделать филиал этой школы у нас. Но при этом понимал: должен быть педагог, руководитель, носитель... Кто будет им здесь, у нас?
Когда думаешь – решение приходит, а мысль материализуется. Ко мне пришел доктор философских наук, профессор педуниверситета Виктор Владимирович Николин. Он сам – отец десяти детей. Наши интересы сошлись, и в 2009 году мы собрали школу. Начинали с нескольких ребятишек, потом авторская школа разрослась до нескольких десятков учащихся…
Через пару месяцев после открытия николенской школы объявили: будем ее закрывать. Это была некая провокация. Зачем? Потому что мы должны отталкиваться от заказа родителей. Не может быть процесс образования оторван от семьи. «Мы воспитываем, а вы обучайте» - нет. Такого нет, и не может быть. Нельзя разделять неделимое.
Тогда люди начали думать, вовлекаться, вовлекать нас, и в итоге сформировался такой «заказ»: из мальчишки должен вырасти мужчина, из девочки – женщина. Суть зашита в самих словах. К примеру, «муж» и «чин»: умение быть хозяином себя, своей жизни, нести ответственность, быть добытчиком, охранником своей семьи, своего рода.
Данил тоже учился там. За три года прошел программу пяти классов, а потом уже мы перебрались в «Аз Градъ». Я вышел из проекта и сейчас за судьбой школы Николина не слежу.
Основной принцип воспитания – практика. Если ребенку никогда не пригодятся знания, зачем они вообще нужны?! А тут сын приходит и мне два часа рассказывает про грибки какие-то, да с таким воодушевлением... «Сынок, как это применить?» – «Пап, – говорит, – очень просто». Выводит меня на улицу: «Видишь, береза стоит? Видишь, как наклонена? Она больна грибком. Если ее не спилить, то другие березы будут заражаться». – «Так, вот тебе бригада, иди завтра в лес и показывай мужикам больные деревья». Он этого никогда не забудет.
Или физика, преломление лучей. Тут же озера у нас. Бросаешь зеркало в воду, и видно, как все работает... На базе этого примера ребенок очень легко усваивает информацию. Видит, что это не буквы в учебнике, а живое природное явление.
Тут вот еще какой момент: нужно не дать знания, а помочь ребенку вспомнить. У нас есть гены, которые хранят всю информацию. И если руководствоваться методикой вскрытия генной памяти, ребенок без особого труда сам все понимает.
…Зачем тратить время и забивать голову лишь тем, чтобы хорошо сдать ЕГЭ?.. Есть два слова – оценка и отметка. Оценить человека – или отметить его достижения – чувствуете разницу? «Мертвые» оценки никому в этой жизни не нужны. После девятого класса сын, можно сказать, окончательно перешел на самостоятельное обучение. У нас всегда так было: я давал ему то, что можно освоить достаточно быстро. Каждый год, например, мы отправлялись в путешествие. Брали с собой пару учебников физики. Ставлю задачу: мы за время поездки должны освоить эти курсы, приехать и сдать экзамен. Занимались по полтора часа ежедневно и сдали физику на «пятерку» за два класса.
Сейчас он поступил в Сибирский профессиональный колледж на факультет рекламы. В поиске себя, будущей профессии. При этом он умеет практически все. Водит машину, трактор, доит корову, владеет любым ручным инструментом, знает компьютер. Главное, в чем я сейчас уверен – что правда, честь и совесть в нем заложены.
Школа как таковая и не нужна. Учить можно и на пеньке, а воспитать – только собственным примером. Тут и задумываешься: а сам ты соответствуешь тому, чего хочешь от ребенка – или ты лишь хочешь, чтобы он воплотил твои некогда не сбывшиеся мечты? Наша проблема в том, что мы тащим из прошлого вещи, которые потом мешают нам жить. Как правило, родители требуют от детей того, чего они сами не смогли добиться. Те чувствуют ложь, поэтому всяко этому сопротивляются. Но потом точно так же поступают со своими детьми. Наша задача – изменить эту систему, сформировать другой подход к воспитанию, образованию,
Вот почему и для взрослых у нас существует система образования и самообразования – наша Русская Академия знаний, умений, мастерства «Разум». Образовательный процесс - взаимодействие с мастерами напрямую и практики. Специальности можно получить разные – экологическое проектирование и строительство, природное земледелие, печное, плотницкое, кузнечное дело, целительство.
Сегодня Академия «Разум» переживает новое рождение: мы запускаем Школу Жизни. Почему возник этот проект? Стало приезжать множество молодых людей, от 18 до 30, которые себя еще то ли еще не нашли, то ли уже потеряли – в общем, не видят своего места в жизни и не знают, чего хотят. Есть у них какие-то представления о жизни, а душа сопротивляется…
В Школе Жизни принцип такой: не дать знания, а научиться отказываться от «чемоданов без ручки», того, что ты тащишь по жизни, а оно тебе мешает. Быть самим собой очень трудно, но так здорово….. Учит этому сама среда, тот костяк, что уже сложился, дело, труд, да и природа выступает мощнейшим катализатором.
Спросите сегодня, у кого какое желание… Я прихожу к выводу, что люди разучились мечтать и желать. А это ведь двигатель... Мы будем учить мечтать. Мечтать осознанно. Правильно организованное пространство само сработает на результат. Все нужно показывать на своем примере. Вот есть бочка соленых огурцов. Свежие подкладывай – и они просолятся. Если среда соответствующая, то и с людьми нужные процессы происходят.
По поводу образования детей, конечно, с женой спорили жарко… Любая мама хочет, чтобы ребенку было легче, комфортнее, а так не воспитаешь мужчину…. Мужчина и женщина – это две противоположности. Женщине нужна стабильность, а мужчина гармоничен в движении и поиске. Хотя сейчас огромный перекос в природе, но изначально всегда было именно так… И вообще женщина не должна воспитывать мальчиков. Мой отцовский метод – создание контролируемых трудностей и радость их преодоления.
Дочка Ульяна ходит в деревенскую школу в Покровке. Люди там, как в старые добрые времена, болеют душой за каждого ребенка. Чем менее материально обеспечен учебный процесс, там больше внимания детям. Я сейчас староста школы, и меня радует, что родители включены в процесс, и там тот самый подход: не делится воспитательный процесс и обучающий. Признаюсь, кайфую там на праздниках… Редкие «бэтмэны» теряются среди обычных наших персонажей, чувствуется атмосфера любви, взаимодействия. И никаких понтов.
Я счастлив, что когда жена уезжает в город, Уля чувствует себя полноправной хозяйкой в доме. Для нее счастье – накрыть обед, прибраться. И она, и я от этого кайфуем. Настоящая хозяйка растет.
Воспитание – основной принцип «Аз Града». Ради этого все и делалось с самого начала, когда думал: что мы можем дать нашим детям, будущим поколениям, что заложим сегодня для завтрашней России?
Прошло пять лет, мы отметили юбилей нашей деревни. Завершился первый этап экспериментов, наблюдений, проб и ошибок. Перед нами стоят новые задачи: до 2020 года сформировать «первый круг» из 9-12 человек, где лучшие люди принимают совместные решения по важным вопросам. Эти люди – те самые «соленые огурцы», которые учат на своем примере, у которых слово не расходится с делом.
Внуки мои в Москве тоже на семейном образовании. Семилетняя Аленка уже трехзначные числа в уме складывает. Приезжают часто, гостят подолгу, не сомневаюсь, что все они вернутся сюда.
Фото:предоставлены героем
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
96914 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80415 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии