«Нажмите «Ввод», Александр Леонидович»
Врио губернатора Александру Буркову на Enter пришлось нажать дважды. И даже после этого запущенная с месячной задержкой система оповещения Центра экологического мониторинга заработала не полностью.
2337213 июля 2018
О грядущем открытии этого центра большинство журналистов узнало весной — в контексте пояснений дальнейшей судьбы «экомобиля» - передвижной лаборатории, подаренной Омску в марте компанией «Газпром нефть». Первоначально его пообещали открыть 15 июня — такую дату волевым решением назначил первый заместитель председателя регионального правительства Валерий Бойко на апрельском заседании кабмина. Немного не успели (сам Бойко, кстати, тоже не успел — на церемонию открытия, но об этом позже). Министр Лобов, впрочем, заявил, что 15 июня Центр таки заработал — тогда были приняты на работу 4 диспетчера-инженера, которые начали «отрабатывать функционал». А «экомобиль» первые пробные выезды на замеры совершил еще чуть раньше — 5 июня. Но об открытии/запуске, например, новых заводов, согласитесь, говорят тогда, когда они выпускают первые партии серийной продукции, а не когда нанят директор или начались пусконаладочные работы.
Зеленый свет губернаторской кампании?
Конечный продукт в данном случае — электронная карта города, в зависимости от степени загрязненности омского воздуха окрашивающаяся в цвета светофорной гаммы: от зеленого — «все нормально, до превышения ПДК еще далеко» до красного — ЧП. Когда на церемонии открытия глава региона торжественно нажал — раз и, после пояснения, два — на Enter «системного» ноутбука, запустив процесс формирования карты, зал на мгновение замер. И потом облегченно выдохнул — всё хорошо, всё зелено — ни дать, ни взять город-сад.
1Пять к одному. Лучше бы один к пяти
Эта зеленая картинка в тот же миг отобразилась, по данным организаторов, на 52 видеоэкранах (речь идет в основном о табло МЧС, но вроде бы есть договоренности уже и с владельцами коммерческих мониторов) по всему Омску. «В вопросах экологии главное – открытость, прозрачность, достоверность информации, - заявил Александр Бурков. С открытостью вроде Ok.
Теперь о достоверности: карта формируется по данным с 10 существующих стационарных постов наблюдений за загрязнениями окружающей среды (ПНЗ) федерального учреждения «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Получается примерно 1 пост на 56 кв км или, грубо округляя, на квадрат 7,5 на 7,5 км. Поставьте датчик в один угол квадрата, небольшую условную трубу — в другой и примерно прикиньте, как скоро датчики поста (делающего к тому же замеры не постоянно, а периодически — несколько раз в сутки) выброс из этой трубы зафиксирует и, соответственно, отобразит на новой красивой карте.
Выступавшая на открытии центра начальник «Обь-Иртышского УГМС» Наталья Криворучко рассказала о планах восстановить еще два законсервированных в «лихие 90-е» ПНЗ, открыть один новый и кардинально перевооружить семь действующих, но когда федерация выделит заложенные на это 140 миллионов рублей и когда потом эти новые-обновленные посты заработают — неизвестно. Теоретически можно проложить по самым отдаленным от имеющихся ПНЗ районам маршрут и гонять по нему тот самый подаренный «экомобиль» (зря что ли нефтяники на него уже больше 20 миллионов рублей потратили + сейчас фургон дооборудуют не на один миллион — пусть «отрабатывает»). В так называемом исследовательском регламенте работы Центра такой вариант, как поведал глава минприроды, даже предусмотрен. Но сейчас, судя по другим прозвучавшим репликам, «экомобиль» работает по вызову — как экологическая «скорая помощь». Которая при этом только лишь «ставит диагноз» (вопросы про дальнейшее «лечение», кстати, на открытии задавали не раз, и не два — и молодые журналистки, и умудренный богатым опытом спикер ЗСОО Владимир Варнавский). Так что если почувствовали вредный запах , звоните 378-021 в любое время дня и даже ночи — четыре инженера-диспетчера Центра работают посменно круглые сутки.
Ну а пока ЧП не зафиксировано, повторимся, дежурные данные выдают 10 постов — на 52 экрана. (Побочная ассоциация — это примерно как раскидать миллионным тиражом рекламные листовки о скидках на какой-нибудь нужный товар, которого в магазин завезли штук сто). Запуск Центра ни одного поста не прибавил, сам он по сути — только система визуализации низкой детализации. Рисует горожанам цветную картинку за 15 миллионов первоначально вложенных рублей из областного бюджета (как минимум, на полтора поста хватило бы — если верить вице-губернатору Татьяне Вижевитовой, которая подсказывала «Десять миллионов» из-за спин журналистов главе региона, озадаченному вопросом о стоимости ПНЗ) + ежегодные 2,8 миллиона рублей на содержание Центра.
Чего нет в интернете
Не все эти уже вложенные средства, кстати, еще отработаны. «Эко-карта», помимо видеоэкранов на городских улицах и в ТЦ, должна отображаться и на специальном интернет-сайте, адрес которого министр Лобов на открытии Центра называть не стал. Просто потому, что сайт еще не готов. И когда будет готов — не сказал даже примерно, по выражению лица создалось ощущение, что сам не знает.
С одной стороны, пока такое незнание простительно — человек совсем новый и на посту, и вообще в регионе. Еще даже не все сотовые телефоны начальства знает (на глазах автора фиаско закончилась попытка г-на Лобова созвониться с г-ном Бойко, который, видимо, тоже не знал номер министра; в итоге пятью минутами позже они общались «в живую» — первый вице-губернатор прикатил в Центр уже после отъезда г-на Буркова и завершения программы мероприятия).
С другой стороны, загвоздка странная — вывести информацию на одну web-страничку проще, чем на несколько десятков мониторов, разбросанных по всему городу. Единственное разумное объяснение, приходящее в голову, — на сайт решили выводить больше данных, допустим в цифровом уже виде, и/или добавить какой-то дополнительный функционал (что-нибудь типа «Сообщить о загрязнении»), и разработчики в итоге не успели.
Эко-гвардия, экомобили и неэко-подарки
На помощь стационарным постам и мобильному, но единичному «экомобилю» призвали общественников — врио губернатора торжественно вручил удостоверения первым пяти «общественным экологам» (всего же ряды Омской экологической гвардии, как назвало себя это объединение добровольцев, насчитывают сейчас 50 человек). Кроме «корочек» каждый из первой пятерки гвардейцев получил «рабочий инструмент» - наручные «умные» часы. В них встроены камера для фото-видеофиксации нарушения (например, съемки несанкционированной свалки) и модуль системы Глонасс — для моментальной передачи в Центр точных координат места этого нарушения. Факт загрязнения воздуха первично волонтерам, правда, придется фиксировать носом — газоанализатора в часах нет, иначе бы они, наверное, стали совсем золотыми (цена гаджетов не называлась, как и то — была ли их закупка частью расходов на Центр или шла какой-то отдельной статьей).
Заинтересовавшийся «гвардейским снаряжением» спикер Заксобрания Владимир Варнавский задал вдруг с места вопрос, который в том или ином виде крутился у многих на языке (здесь стоит напомнить, что полное название новорожденной структуры — Центр экологического мониторинга и оперативного реагирования): Увидят они свалку, сфотографируют и место зафиксируют — а дальше что? Какая реакция, кто убирать будет?
В итоге и министру, и позже врио губернатора пришлось публично признать, что никаких действенных инструментов реагирования, воздействия на нарушителей, загрязнителей воздуха и прочей окружающей среды — будь то лица физические или юридические — непосредственно у местных властей нет. Все что они могут — сигнализировать в местные подразделения федеральных надзорных органов. Сейчас, правда, ведется работа по упрощению процедуры контроля за выбросами крупнейших промышленных предприятий — их руководству область предлагает подписать соглашения, предусматривающие, в частности, более оперативный, без лишних формальностей доступ на заводскую территорию при проверке. Проекты таких соглашений были направлены дюжине промпредприятий, подписаны пока только два, но принципиальных возражений, по словам г-на Лобова, не возникло ни у кого, идет согласование деталей.
2Факт получения такого проекта и уже отправку обратно немного откорректированного варианта автору подтвердил, например, присутствовавший на церемонии директор Омской производственной площадки Омск Карбон Групп Алексей Поддубняк. Параллельно его предприятие сейчас ждет ответа из Москвы, куда отправлено также касающееся экологии новое соглашение уже с федеральным центром.
Из представителей крупных предприятий на открытии Центра также присутствовали замдиректора «Газпромнефть-ОНПЗ» и депутат Горсовета Георгий Архипов, руководитель «Омскводоканала» Сергей Шелест. Г-н Архипов выступил с коротким докладом о масштабной экологической программе нефтезавода, центральным элементом которой являются новые многоступенчатые очистные сооружения закрытого типа. Г-н Шелест слово для доклада не брал, но продемонстрировал готовность помочь новому Центру делом — рядом с «экомобилем» была припаркована «водоканаловская» передвижная лаборатория контроля воздушной среды, в соседнем зале демонстрировались приборы и методики, для этого контроля используемые.
P.S. Вместе с удостоверениями и чудо-часами эко-гвардейцам вручили брендированные футболки и головные уборы — всё в полиэтиленовых пакетах с красивым фото глухарей и символикой Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. Но ведь пластик сейчас — едва ли не главный бич экологии Земли. Непродуманный, однако, выбор материала.
Фото:с omskportal.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии