
Девичья память — и почему её покупают
Открытое интервью с неожиданным финалом: тренер по развитию памяти Анастасия Селифонова провела для своих интервьюеров тур интеллектуального квиза, научила быстро запоминать имена новых знакомых, заставила восклицать «Не может быть!», вдохновила успехами своих учеников — и в результате пополнила лист ожидания следующего курса фамилиями известных омских предпринимателей.
729229 марта 2025
На новом Открытом интервью обсуждали, может ли мнемоника улучшить спортивные результаты, запоминание стихов повысить доход, а «метод локусов» избавить от конфликтов с сотрудниками. Осторожно: вы точно запомните неожиданные факты о числе Пи и способностях человеческой памяти!
Что такое «открытое интервью»?
Мы приглашаем на роль интервьюеров разных людей, чтобы разговор получился многогранным, а герои показали себя с разных сторон. Вопрос может задать каждый, кто присутствует на встрече.
Кто в кадре?
Спикер:
Анастасия Селифонова, тренер по развитию памяти, концентрации внимания и образного мышления.
Интервьюеры:
Виктор Шкуренко, бизнесмен, руководитель «Торгового дома «Шкуренко» и проекта «Нетелефонный разговор»;
Андрей Коровин, совладелец и директор сетей «Парфюм-Лидер» и «Марафет»;
Павел Кручинский, председатель совета директоров ООО «Миард», президент «Омской коллегии оценщиков»;
Наталья Кручинская, супруга Павла Кручинского, по собственному представлению Натальи, «директор по эмоциональному состоянию компании»;
Александр Дерябин, Председатель омской «ОПОРЫ РОССИИ»;
Александр Смирнов, руководитель сети магазинов «Граф Рыбин»;
Юрий Межунц, предприниматель, топ-менеджер производства «Меж-Компани», которое входит в топ-5 омских переработчиков молока;
Яна Пашкина, руководитель цветочного сервиса MARMELAD;
Наталья Мацута, главный редактор информационного агентства «ВОмске».
Что за кадром?
Двухчасовая беседа, в которой нашлось место юмору, эмоциям, удивлению, недоверию и даже спорам, но главное — искреннему интересу. Сделать разговор о памяти по-настоящему запоминающимся помогла уютная атмосфера дореволюционного купеческого дома, воссозданная омским предпринимателем Юрием Чащиным в стенах ресторана «Осип Терлеев»: там гостеприимный хозяин накрыл для предпринимателей и журналистов чайный стол с десертами.
Почему Анастасия Селифонова?
Потому что эта яркая и харизматичная молодая женщина, выбравшая себе дело по душе, теперь успешно развивает и бизнес, и личный бренд. Десять лет она работала на омском телевидении журналисткой, а потом начала искать новые перспективы: в чём ещё может реализоваться? Узнала о курсе по развитию памяти, полетела в Москву, прошла его для себя — и её затянуло! А нас затянуло в водоворот энергии и знаний Анастасии, которая теперь сама тренирует людям память. Работает как индивидуально, так и с группами, онлайн и оффлайн. В живом формате в Омске к ней на курс можно попасть дважды в год. Также Анастасия проводит корпоративные тренинги, помогает поставить голос, подготовиться к публичным выступлениям.
Особое условие:
Можно задать вопрос любому участнику открытого интервью: вдруг у вас накипело?
В горы памяти
Гости рассаживаются, приветствуют друг друга и просят Анастасию солировать: всем здесь любопытно то, чем она занимается. Как-никак, собственная память волнует каждого.
— Спасибо за ваш интерес! — Анастасия говорит, что её нынешнее дело — бездонный океан, и здорово, что такая встреча даёт возможность хотя бы ненадолго окунуться в его волны. Метафора не случайна: Анастасия плавает с китами. «Пока делала это лишь единожды, но буду говорить “плаваю”, чтобы это стало регулярным», — улыбается Анастасия, которая планирует учиться фридайвингу. Пока же обливается водой по утрам — «выхожу и ведро ледяной воды на себя, уууух, для энергии!», а также бегает. (Подробнее об образе жизни Анастасии Селифоновой вы можете прочесть здесь).
Другое её давнее увлечение — альпинизм. В копилке личных достижений Анастасии — три ночевки на высоте 5800 метров (для сравнения, высота Эльбруса — 5642 м). И тут рождается ещё одно сравнение. «Когда узнала о курсе по развитию памяти, полетела в Москву к Татьяне Николаевне Мазиной и поняла: вот это моё, вот этим я хочу заниматься!» — Анастасия перечисляет: тут и помощь людям, и публичность, и постоянные открытия. Вдобавок ей нравится чувствовать себя первопроходцем: «как в горах — идёшь, тропишь, прокладываешь маршрут, несёшь ответственность за тех, кто идёт за тобой».
Педагог Анастасии, 76-летняя психолог Татьяна Мазина более половины своей жизни посвятила разработке уникальной программы по развитию памяти, и оттачивает её по сей день. Она свыше 20 лет преподавала в столичном Институте практической психологии и педагогики. Татьяна Мазина проводит семинары и тренинги в России и за рубежом, её имя в стране прочно ассоциируется с авторскими методиками по развитию памяти и успешным обучением предпринимателей, политиков, космонавтов.
«Татьяна Николаевна называет меня своим “филиалом в Омске”», — улыбается Анастасия, которая в родном городе тренирует людям память и концентрацию внимания. Работает со взрослыми, начиная с 14 лет, потому что с детьми нужно работать иначе, больше внимания уделять логике. «Мы же идем в сторону фантазии, креативности», — объясняет Анастасия.
— Могу похвастать: у меня проходила курс крупнейший медийный разоблачитель в России, блогер-миллионник Катя Конасова, — рассказывает Анастасия. — И она меня не разоблачила! Хотя и не планировала, а пришла с целью тренировать память.
«Можно удивлять других, что ты читаешь сотни книг в год, но вот вопрос: а сколько ты при этом запоминаешь? — рассуждает она. — При этом мы все сегодня в любом возрасте склонны учиться: повышать квалификацию, проходить курсы, овладевать новыми профессиями, языками и так далее. И часто это даётся сложно. Люди сетуют: “Эх, таким бы умным был, если бы с первого раза запоминал!”».
Анастасия объясняет: огромный информационный шум и многозадачность стали нашими спутниками — и вот уже человек понимает, что не способен запомнить три строчки. А память, как любая функция организма, требует тренировок.
Но на них отвечает взаимностью.
Практическая польза
Поскольку за столом много предпринимателей, нацеленных на результат, они тут же интересуются: есть ли реальная польза от таких тренировок? «Прикладной эффект какой? — тут же просит объяснить Виктор Шкуренко. — Лучше английский будешь знать?»
— Всё будешь лучше знать! Как правило, нам везде дают много знаний, но не учат запоминать, — Анастасия объясняет, что существуют методы, нацеленные на то, чтобы учить языки, цифры, стихи и многое другое. — При этом тебе уже не надо зубрить, как в школе или в институте. Ты получаешь эмоциональный отпечаток, и когда визуально вспоминаешь картинку, цепочка всплывает сама. Так мы на курсе с одного раза запоминаем таблицу Менделеева: сам элемент, его массу, название, написание, порядок.
— Неужели это реально? — удивляется Александр Смирнов.
— Абсолютно реально! — кивает Анастасия. — И это лишь первый слой! Память — как канат, сплетённый из нитей. Чем больше нитей, тем легче мы запоминаем.
Она приводит пример: одна предпринимательница, которая сдаёт в прокат коляски и костыли, пришла к Анастасии с жалобами на память: мол, «общаюсь с людьми, как правило, по телефону, и ничего не помню». Благодаря курсам она научилась запоминать по голосу имя, фамилию, адрес, детали заказа и даже номер телефона клиента.
Казалось бы, зачем? Но пригодилось! Однажды её сотрудники во время доставки потеряли договор. Куда ехать, кому звонить? Дама сказала: так, стоп, дайте мне десять минут тишины! Закрылась в своём кабинете, сосредоточилась — и вспомнила номер телефона клиента, который звонил ей месяц назад.
— А вот другой пример, — Анастасия обращается к Виктору Шкуренко, потому что героиня истории — по совместительству сотрудница его торгового дома, инженер по технике безопасности. — Женщине нужно было быстро подготовиться к сложному экзамену по промышленной безопасности: три области аттестации, сдача в Гостехнадзоре. Она не новичок, ведет несколько компаний. Раньше на одну область аттестации у неё уходила одна неделя. А после моего курса она за полтора дня подготовилась сразу к трем областям аттестации. То есть её скорость выросла фактически в десять раз. «Получается, у тебя стало больше клиентов? — спрашиваю её. — «Конечно!» «Ты окупила мой курс?» — «Конечно!» — хохочет она. Плюс она перестала брать работу на дом, всё успевает сделать в рабочее время.
— А одна девушка после курса заметила: «со мной коллеги перестали спорить! Потому что трудно спорить с человеком, который легко оперирует данными и знает, как и откуда в любой момент извлечь нужную информацию», — Анастасия очень ценит обратную связь от своих учеников.
«Бывает так, что результата нет? — интересуется Александр Дерябин и анонсирует мини-провокацию: — Вот одна моя знакомая жаловалась…»
«Знаю, о ком вы! Эта девушка на начальном тесте запомнила больше слов, чем на финальном. Но для меня, как и для неё самой, это всё же успешный кейс. Во всех остальных упражнениях она всё запоминала на 90-100 процентов — и это отличный результат! Недавно мы виделись, она учит французский и применяет методики. Говорит: “Те слова, что запоминаю, как раньше, не вспоминаются. А те, что по вашим методикам — легко!”»
«В общем, лишь один раз за время четырёх групп выходной тест показал результат хуже, чем входной», — Анастасия рассказывает, что в 99 процентах случаев тесты показывают, что результат улучшился. Девять из десяти участников уверяют, что начали иначе запоминать или что перестали забывать. «Ни разу не вышел из дома, забыв выключить свет». «Больше нет такого, чтобы поехал в магазин и не купил нужного», «Теперь ничего не путаю», — говорят они. Очень благодарны женщины, на которых обычно забота о детях, школы-кружки и прочая бытовая многозадачность.
«Развесил и пошёл»
Выясняется, что Нататья и Павел Кручинские в своё время проходили курс у Татьяны Мазиной. «Всё здорово, но есть минус: два дня плотной концентрации, а потом текущие задачи и жизнь берут своё… Не успеваешь адаптировать навыки. Растянутый во времени курс лучше», — рассуждает Павел Кручинский.
«Андрей, вы тоже были на таком курсе, верно?» — спрашивает Анастасия у Коровина.
«Два раза, — кивает руководитель «Парфюм-лидера» — Ещё до Мазиной этой темой интересовался. Есть такой психолог и педагог Станислав Мюллер, автор методики развития памяти. Начал сперва с ним, ещё в нулевые. Потом уже познакомился с Мазиной во время её визита в Омск. И мои дети ездили учиться к ней».
Виктор Шкуренко настойчиво просит хотя бы коротко объяснить, как это всё-таки работает.
— Виктор, смотри. Задействуется образное мышление и все пять органов чувств. Мы всеми запоминаем, — объясняет Коровин. — А методик множество. Самая известная — метод Цицерона, запоминание последовательности по хорошо знакомому пространству. Развешиваешь по комнате вопросы или задачи — и так они влетают в твою голову. Постоянно этим пользуюсь. Если надо что-то запомнить, начинаю развешивать у себя дома в кабинете.
— Есть несколько правил: всегда идете от двери, по часовой стрелке, на каждую точку добавляете объект, — Анастасия говорит, что таким пространством может быть и комната, и кухня, и хорошо знакомая дорога на работу, и салон автомобиля.
«Кем изобретены все эти методики?» — интересуется Наталья Мацута.
— Метод Цицерона, метод Симонида, «римская комната», «чертоги разума», «метод локусов» — это всё названия одного метода, самого растиражированного, ему 2,5 тысячи лет. Но методов множество! — Анастасия объясняет, что то, чем она занимается, называется эйдетикой. Это техника развития памяти, мышления и воображения с помощью ярких образов.
— Вот наглядный пример, как запоминать всеми органами чувств. Допустим, лимон, какой он? — спрашивает у аудитории Анастасия. — Верно! Кислый, жёлтый, шершавый, с наклейкой. Если ещё и юмор добавим, допустим лимон бесценный, потому что стоит «лимон» — не сможем не запомнить! Чем необычнее «запоминалка», тем лучше: так устроен наш мозг. Вот на дороге на какую машину мы с вами сегодня обратим внимание?
— На чистую! — хором кричат гости, приехавшие на интервью в разгар весенней слякоти.
— Правильно! А в другую погоду наш глаз и память на дороге «зацепит» копию нашей первой в жизни машины. Или такой же модели, как у нас. Или авто, которое несётся неадекватно быстро, или ретро-автомобиль, или, наоборот, редкий для наших дорог «Бентли». В общем, что-то необычное!
«Рыба ныряет в хлеб, вокруг фонтан крошек»
— И всё же: а как, допустим, выучить стихотворение? — вновь интересуется практичный Виктор Шкуренко.
— Смотря какое! И смотря кто учит. Потому что всем заходят разные методы, — Анастасия приводит в пример стихотворение Роберта Рождественского:
Все равно что за снегом идти
в Африку,
а за новою книжкой стихов —
в мебельный
и уныло просить
со слезой в голосе
адрес господа бога
в бюро справочном,
все равно что ругать океан
с берега
за его невниманье
к твоей личности,
все равно что подснежник искать
осенью
и, вздыхая, поминки справлять
загодя,
все равно что костер разводить
в комнате,
а гнедого коня
в гараже требовать,
и упорно пытаться обнять
облако,
и картошку варить
в ледяной проруби,
все равно что на суше
учить плаванью,
а увесистый камень
считать яблоком,
все равно что от курицы
ждать лебедя —
так однажды
решить,
будто ты
полностью
разбираешься
в женском
характере!
— Здесь нет чёткого и динамичного развития, действия, сюжета, — и тем не менее, оно легко запоминается, — Анастасия объясняет, что тут хорошо может сработать такая шпаргалка как «метод китайца»: допустим, у тебя 50 пунктов, и к каждому ты «привязываешь» отдельную картинку. — В простом варианте вы эти картинки «развешиваете» у себя в интерьере, в более сложном генерируете в своей голове, и вам уже не нужна опора, шпаргалка. Будто на крючки вешалки развешиваете по порядку пальто, куртку, кепку, сумку…
Она объясняет, что часто при изучении стихотворений, языков, терминов помогают фонетические ассоциации. «Например, “идёт она молча по улице трепетной”. Как запомнить определение? По какой она там улице идёт? Вот я представляю, что ветер треплет её шарф. Картинка-подсказка готова, “повесили”, запомнили», — резюмирует Анастасия.
— Получается, чтобы одно слово вспомнить, надо запомнить целую схему! — восклицает Виктор Шкуренко.
— Кажется, что этот процесс требует много усилий, но на деле скорость нарабатывается очень быстро, и это играет в плюс. Есть данные, что мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 тысяч раз быстрее, чем текст или речь. Так эволюционно сложилось, — Анастасия напоминает, что на наскальных рисунках охотник бежал за мамонтом задолго до появления письменности.
— Не потому ли мы в момент запоминаем песни, иногда мгновенно и полностью, безо всяких стараний? — спрашивает Яна Пашкина. — Мозг рисует картинки, а потом сидишь и думаешь: откуда я это знаю, а главное, зачем это мне?!
— Да, конечно, эмоции помогают нам запоминать! У полиглотов, обладающих способностями к быстрому изучению языков, всё на эмоциях! — Анастасия рассказывает, что существует даже специальный приём для трудных незапоминающихся случаев: если не можешь привести ассоциацию на слово, то надо проговорить его с разными интонациями. — Вот почему мы легко «цепляем» фразы из песен, из сериалов — эмоции подключаются! Плюс мы можем в этот момент пританцовывать, подпевать, гулять, бегать — и значит, тут нет стресса, который мешает запоминать.
«В магазин идёшь, а тебе накидали список продуктов, — приводит свой пример Андрей Коровин. — “Рыба, хлеб, молоко, масло”. Можно представить как рыба ныряет в хлеб, вокруг фонтан крошек, река молока и лужа масла. Увидел цепочку, поймал эмоцию и пошёл между прилавками. Уже ничего не забудешь купить!»
«Пошёл в магазин и поэтом стал», — шутит Виктор Шкуренко.
Симфония нейронного ансамбля
Интервьюеры спрашивают: если они равнодушны к поэзии, то где им может пригодиться такое образно-эмоциональное запоминание?
«Например, этот приём можно использовать, когда вы знакомитесь с человеком», — Анастасия рассказывает, как одна из слушательниц курса как-то пожаловалась: для неё Галя и Надя — имена-близнецы. Они «пустые», ни с кем не ассоциируются, запомнить невозможно!
Анастасия предложила: знакомясь с Галей, находить в ней черты птицы галки, например, обратить внимание на тёмные волосы или живую мимику. А Наде мысленно вручить в руки компас, символ надежды. «Так мы показываем нашему мозгу, который привык двигаться по определенным рельсам, что есть и другие пути!»
«Чем старше человек, чем сложнее пустить вагонетки по новому маршруту, — качает головой Юрий Межунц. — Но, насколько понимаю, возможно?»
«Мы этим и занимаемся! Учимся креативно мыслить, принимать решения в нестандартных ситуациях. И это лишь верхушка айсберга. Ведь когда мы заставляем мозг выходить за границы привычной “узкоколейки”, мы и весь организм вынуждаем работать иначе», — Анастасия рассказывает, как недавно разговаривала с клиническим терапевтом, фармакологом, врачом превентивной медицины. Она спросила доктора: почему после её курса люди начинают чувствовать себя лучше? Да и сама она не болеет уже шесть лет.
Врач объяснил ей: когда мы работаем с нервной системой и выстраиваем новые нейронные связи, то автоматически у нас улучшается работа и эндокринной, и иммунной систем, и системы кровообращения.
«Есть выражение — “нейронный ансамбль”. Представляете, как красиво! И когда одну функцию начинаем прокачивать, все нейроны, как в оркестре, начинают играть свои партии», — Анастасия рассказывает, что у неё есть личная коллекция эффектов от курсов, которых люди не ожидали, но получили бонусом.
Так, одна её ученица во время курса по развитию памяти стала лучше играть в теннис. Спортивный тренер заметил, что женщина начала иначе держать ракетку и чётче бить, даже поинтересовался, что случилось. Уже окончив курс, клиентка вновь обратилась к Анастасии: попросила помочь подготовиться к теннисному турниру.
«Ну уж в теннис начать лучше играть, — не верит Виктор Шкуренко. — Улучшить память, играя на корте, ещё, наверное, можно, но чтобы наоборот...»
«И наоборот тоже работает! Не зря профессия спортивного психолога очень востребована, хотя они работают не с телом напрямую, а с психикой, с мозгом! — убеждает его Анастасия. — Спортсменов настраивают специально, важна собранность, концентрация, внутренняя установка и сотня нюансов».
Она приводит аналогию из собственной жизни. «Сейчас учусь бегать, хотя бегаю уже пятый год. Раньше занималась без тренера. Казалось бы, что сложного? Следишь за пульсовыми зонами, постепенно увеличиваешь дистанцию — принципы прогрессии кажутся очевидными. Но в какой-то момент начала деградировать. Пробегала 12 км, потом всё меньше и меньше, потом гляжу — 5 км стало тяжело! Пошла к тренеру. Оказалось, что существуют упражнения, которые совершенно не связаны с бегом, но опосредованно сильно влияют на результаты. Сама никогда бы не подумала об этом!»
Анастасия говорит, что в итоге очень быстро улучшила результаты в беге. И в отношении тренировки памяти, объясняет она, тоже есть такие «неочевидные» упражнения. Это не только решение кроссвордов и «пять слов на английском в день» — но то, что «включит» память, проложит нейронам новые пути и повысит уровень айкью благодаря их новым комбинациям. Анастасия рассказывает, что советский нейрофизиолог, большой учёный, профессор Пётр Кузьмич Анохин посчитал: только чтобы записать количество возможных нейронных комбинаций, понадобилось бы 11 миллионов километров бумаги!
«Это всё о норме и НЕ норме. НЕ нормально, когда забываешь, когда болеешь, когда в сорок лет тебе тяжело запомнить абзац текста. Мы все можем больше, чем думаем. В нас много ресурса!» — восклицает Анастасия.
Бесконечное Пи и рассыпчатый голос
Павел Кручинский говорит, что нам всем иногда встречаются люди, которые обладают, как принято говорить, энциклопедической памятью. В пример он приводит омского краеведа Ивана Шихатова, которому «любые фамилии называешь — и он помнит!». «Это профессионализм, генетика или это боженька поцеловал в темечко?» — интересуется предприниматель мнением специалиста по памяти.
— Тут несколько составляющих: может быть и генетика, и мышление, которое работает особым образом. Тем более, если мы говорим про синестетов, — рассуждает Анастасия. — Кто такие синестеты? Вот я говорю что-то, и вы слышите мой голос «одной дорожкой». А у синестета он шел бы по разным каналам. Синестет мог бы сказать: «Какой у вас жёлтый рассыпчатый голос!» — и это не игра в ассоциации.
Она рассказывает: один из самых известных синестетов, Соломон Шерешевский, поражающий своей памятью и ставший объектом 30-летнего исследования великого учёного Александра Лурии, мог воспроизвести список чисел спустя 15 лет после того, как он его увидел. Ему надо было погрузиться в картинку прошлого, он вспоминал: «Вы сидели в жёлтом стуле, я в кресле» — и вуаля! Это особенности мозга.
— Конечно, тут есть и минусы. Если бы Шерешевский сейчас обедал с нами, пришлось бы обмотать приборы салфеткой, потому что звук мешал бы ему воспринимать вкус пищи, — добавляет она.
Анастасия рекомендует «Маленькую книгу о большой памяти» авторства профессора Лурии тем, кому интересно узнать историю о мнемонисте, чей канат памяти был настолько прочным, что позволял запоминать невообразимые объемы информации и воспроизводить их через несколько лет!
А пока она предлагает гостям интервью поиграть и спрашивает: «Сколько, на ваш взгляд цифр после запятой в числе Пи можно выучить?»
«Три? Тридцать? Сто тридцать? Семьсот?» — гадают собравшиеся. «Тридцать я вас научу с одного раза, — улыбается Анастасия. — Есть ещё варианты?»
Оказывается, 70 тысяч знаков. Сделал это 21-летний индийский студент Раджвир Мина. Он установил новый мировой рекорд Гиннесса, побив рекорд китайца, который удерживал его в течение 10 лет. При этом у него, рассказывает Анастасия, изначально была плохая память, которую он решил тренировать.
Она также рассказывает о Тони Бьюзене, британском психологе, который начал проводить мировые чемпионаты по запоминанию — и который изначально мог похвастать лишь самой обычной памятью. «Или вот! Мой любимый пример! Доминик О'Брайен, восьмикратный чемпион мира по памяти, человек, которого не пускают ни в одно казино мира — и это же человек, который не мог окончить школу и сдать свой родной английский! Знаете, как он начал тренировать память? Увидел по телевизору шоу, где устанавливали рекорд по запоминанию порядка карт в колоде. О'Брайен по методу Цицерона начал ассоциировать карты, расставлять их, и в 2002 году попал в книгу рекордов Гиннесса, запомнив 54 колоды! На карты в них он взглянул лишь один раз — и воспроизвёл расклад без ошибок».
Так что дело не только в генетике и в природных талантах, подводит итог Анастасия.
От цикла овцы до цифровой амнезии
Виктор Шкуренко интересуется, существуют ли научные исследования, которые дают точные прогнозы: «допустим, если вы в день запоминаете по абзацу, то через год будете делать это с производительностью уже в три абзаца?»
— Совершенно очевидно, что когда вы развиваете то, что вам нравится, будь то устный счёт, стихи, языки, — это помогает предотвратить деменцию и другие дегенеративные заболевания. Есть такой процесс — возрастной прунинг: слабые или неиспользуемые нейронные связи удаляются, — рассказывает Анастасия. — У новорожденного ребенка этих связей очень много, но в два года начинается оптимизация, потому что нейронные сети потребляют много энергии — и мозг обрубает то, что не используется. На карате ребенок не пошёл? — окей, отрезаем пока. Рисовать не начал — договорились, отсекаем. Но эта оптимизация со временем превращается в деградацию. После 25 лет — а сейчас ещё раньше из-за гаджетов — это проявляется всё более активно.
Анастасия рассказывает об исследовании, по результатам которого в 2000-м году человек мог концентрироваться на чём-то 12 секунд, в 2013 — лишь 8 секунд. «Минус 33 процента за 13 лет! Что происходит с людьми, ведь память снижается тотально! Люди разучились сохранять внимание!»
Она добавляет: психолог Джон Миллер в 1956 году провел эксперимент. Он предъявлял испытуемым цифры, звуки, слова и просил запомнить их, а потом считал максимальное число верных ответов. Во всех случаях получалось примерно одно и то же: в основном участники запоминали ряд не более, чем из семи (плюс-минус два) элементов — эту закономерность назвали «числом Миллера». Но сейчас это число — лишь 4-5.
Анастасия видит это и сама: «Раньше называю вам 20 слов — и вы запомните семь, значит, у вас хороший результат. Сейчас на входном тесте бывает 5, 2, даже ноль. Хорошая новость в том, что на выходном побольше! И даже если скорость не наработали, то объёмы точно! Так можно запомнить сотни слов».
Она мечтает провести исследование по результатам двух лет своей работы: «Чтобы не быть голословной, нужна выборка, эксперты, врачи, психологи. Мне и самой безумно интересно, ведь чем больше мы узнаём о мозге, тем больше мы о нём не знаем!», — приводит Анастасия слова академика РАН Татьяны Черниговской. Она говорит о том, что сегодня наука не стоит на месте, результаты старых исследований пересматриваются, и она может внести свою лепту, поскольку работает с главными «переменными» — с людьми.
Гости обсуждают, почему происходит такая деградация: бытовой потребности нет, нам помогают калькуляторы, шагомеры, компьютеры и другие гаджеты. «Причин много, — кивает Анастасия, — Тут и вирусная нагрузка, и лекарственная, и экологическая, плюс возросшая многозадачность и темп нашей жизни. В нашу эпоху диджитализации даже термины появились: “цифровая амнезия” и “эффект Google”. 53 процента людей даже не пытаются вспомнить то, что забыли, они идут гуглить или кричат “окей, Алиса, расскажи мне!” Наш мозг воспринимает телефон как своё отдельное хранилище, свой отдел! Его можно понять: его задача — сберечь нашу энергию. А в результате мы попадаем в ловушку».
Она добавляет: не надо думать, что у наших бабушек было мало задач. «Взять хотя бы “полный цикл овцы” — от рождения ягнёнка до вывязанных из шерсти носков. Многозадачность ого-го какая, не надо её недооценивать! А вот мы с вами начали подменять понятия», — Анастасия говорит, что многие понимают многозадачность как попытку делать несколько дел одновременно. А это работает лишь во вред.
— Когда слышу: «Еду в машине, учу английский», — думаю: нет, ты не выучишь английский. Не надо за рулём брать в руки телефон. 85 процентов ДТП происходят из-за невнимательности. Простите, если кому-то сейчас неприятно это слышать! Но когда смотрю по сторонам, вижу людей в телефонах: пешеходов, водителей. Да их Бог разводит, чтобы не столкнулись, не иначе! Многозадачность в этом смысле плоха. Мы скачем с одного на другое, слушаем лекцию — и пишем смс, учим английский — и следим за ребёнком на площадке, тренируемся в зале — и отвечаем на звонки. Почему у меня люди в два раза быстрее начинают выполнять свою обычную работу? Потому что убрали вот эту многозадачность. Мозг не умеет держать в фокусе несколько важных дел. Легенды о Юлии Цезаре, который мог выполнять множество задач одновременно, у нас популярны, а на Западе нет! Такое вот российское мифотворчество!
Анастасия замечает, что в какой-то момент мультитаскинг становится зависимостью. Нужно сосредоточиться на тексте или на книге — а рука сама тянется за телефоном. И от этой привычки сложно избавиться. «Такие скачки туда-сюда сжирают энергию и повышают кортизол, оттуда и стресс!» — резюмирует она и рассказывает, что одним упражнением они на курсах могут спокойно заниматься 40 минут, ведь память и концентрация — две стороны одной медали, они неразрывно связаны между собой. Каждое упражнение на развитие памяти дополнительно направлено и на концентрацию внимания.
Прививка от стресса
— Десять слов запомню, да и в быту нет ощущения, что с моей памятью что-то не то, — вслух рассуждает Яна Пашкина. — Но активно использую гаджеты, чтобы максимально выкинуть всё лишнее из головы. И команду учу делать записи, использовать задачники, списки, удобные онлайн-ресурсы. Не пойду в магазин со списком в голове, для меня это стресс!
Она спрашивает коллег: неужели таким способом борьбы со стрессом она осознанно портит свою память?
«Стресс уходит, когда человек точно что-то помнит и уже об этом не переживает, — Анастасия говорит, что часто слышит: «Зачем мне всё запоминать, я только забью свою голову!»
— Но чем больше мы запоминаем, тем легче нам осваивать новое, — добавляет она. — Не раз, наверное, слышали: «освоил три языка, четвёртый вообще зашёл как по маслу!» — потому что ты уже запоминаешь по фану, по приколу!
«Вы напрягаетесь, чтобы запомнить что-то и удержать это в памяти. А когда это на уровне автоматизма, это не может вызывать стресс», — Андрей Коровин добавляет, что благодаря этим методикам, наоборот, расслабляешься. И держать на этом фокус не обязательно. Запомнил, забыл, а если необходимо — достал и использовал.
«У меня нет проблем с тем, чтобы запоминать. Но есть серьёзная проблема с тем, что когда передал задачу сотруднику, у меня это из головы стёрлось», — говорит Юрий Межунц. Дальше он уже просто ждёт результата и не задумывается о дедлайнах. А когда они срываются, возникают проблемы. «Есть ли тут какой-то лайфхак?» — спрашивает Юрий.
— Вы когда-нибудь встречали официанта, который не записывает, но чётко выполняет заказ? — задаёт встречный вопрос Андрей Коровин. — Знаете, как он запоминает? Развешивает на вас блюдо! Ассоциативно «цепляет» ваши пиццу и суши на вашу причёску, на усы, на пиджак, на туфли.
«Эй, снимите лапшу с наших ушей!» — смеются гости.
— Так вот я на сотрудника «вешаю» эту задачу и дедлайн, как официант вешает на меня блюдо, — продолжает делиться своим опытом Андрей Коровин. Когда сотрудника нет в поле зрения, бизнесмен может не помнить о задаче и сроках, но как только появляется, «ярлык» всплывает тоже.
«А полезно ли злопамятным людям сходить на ваш тренинг?» — Наталья Кручинская спрашивает Анастасию, поможет ли курс забывать тех «сударей и сударынь», которые наступили на ногу, нахамили в магазине, не уступили место на парковке.
«Есть у меня такой знакомый, все обиды помнит! Всегда ему говорю: это не память хорошая, это неумение прощать», — смеётся Анастасия.
Встать с левой ноги. Специально
Павел Кручинский интересуется, знакома ли Анастасия с Анатолием Васильевичем Лысовым, 83-летним доктором медицинских наук, преподавателем медицинской академии? «Он уникальный человек, морж, великолепный оратор, — предприниматель под впечатлением от недавно случившегося знакомства. — Читает лекции — и ему рукоплещет студенческая аудитория. Так вот он говорит, что за последние три года расширил свою память на сорок с лишним процентов. В этом ему помогают стихи. Начинал с простых японских хокку, а сейчас может читать наизусть “Онегина” и сложные стихотворные строки по несколько часов подряд».
«Практическую пользу имеет любое запоминание. Когда человек ничем не занимался, а тут начал, это всегда ощутимо, — говорит Анастасия. — А стихи — тут и ритмы разные, и словарный запас. Любое новое делать полезно!»
Начать можно с самого простого и доступного. Андрей Коровин рекомендует сидящим за столом правшам развивать способность пользоваться левой рукой: держать в ней зубную щетку или ложку. «О, я этим пользуюсь!» — подхватывает Юрий. Он левша, который развил навыки амбидекстра: «В бильярд играю левой, в боулинг — правой. Пишу правой, пилю левой. И чувствую, как в голове будто рубильник переключается!»
«Отлично!» — Анастасия замечает, что две трети мозга отвечают за движения. Очень полезны с этой точки зрения танцы. «Мы с мужем вернулись к занятиям бальными танцами, и вот точно — ощущение, что мозг кипит!» — восклицает Наталья Мацута.
Эффект «голубого океана»
«После ковида у многих нарушения памяти, насколько известно», — Александр Дерябин спрашивает, обращаются ли к Анастасии те, кто «попал под раздачу» в пандемию, и каков для них эффект.
— Эффект будет для всех! — отвечает Анастасия. — У моей ученицы было 80 процентов поражения лёгких, очень серьезно переболела. Другая женщина в свои 60 с лишним лет четырежды перенесла ковид. «Как будто пыль смахнула с залежалых мозгов!», — говорят они. Потому что их типичные беседы с неврологами таковы: «Доктор, ничего не помню!» — «Дорогу домой помните? Ну и хорошо. Вот туда и идите!»
Кто-то, рассказывает Анастасия, спрашивает: почему для памяти нельзя попить БАДы или ноотропы? «Почитайте, какие у ноотропов побочные действия. Я как-то почитала и поняла, что мне из них нравится только повышение сексуальной активности — и больше ничего! — улыбается тренер. — Недавно разговаривала с клиническим фармакологом на эту тему. Да, действительно бывают ситуации после инсультов и черепно-мозговых травм, когда нужно работать срочно, подключать препараты. Но в жизни они не выведут на классный уровень. На средний — да, но вперед благодаря им вы не шагнёте. А вот с методиками тренировки памяти люди действительно совершают прорыв. Новые ресурсы в себе открывают!»
Люди, говорит она, приходят разные. Их приводят к Анастасии и последствия пандемии, и возрастные изменения памяти, и сложности в работе, и бытовая забывчивость, и новые цели, например, желание успешно сдать языковой экзамен. Да и просто — стремление быть более уверенным, ведь забывчивость отражается и на эмоциональном фоне. «Мы каждый день сталкиваемся со множеством мелочей и деталей, — рассказывает тренер по памяти. — Забыл ребенок дома клей-карандаш — и ты уже “недомать”. Так формируется чувство вины, оно расширяется ежедневно. А тут ты выходишь на другой уровень и будто становишься свободнее».
— Есть те взрослые, кому ваш курс не подходит? — уточняет Александр Смирнов.
— Существует такая ошибка в маркетинге — когда говорят «для всех». «Для всех» — это ни для кого. Но тут скажу: подходит для всех! — отвечает Анастасия. — Когда люди проходят курс, они сами говорят: «Да это всем надо! Как без этого можно жить!»
Но в идеале стоит заниматься один-два раза в неделю, а не сжатыми интенсивами, считает она. «Почему результаты у моих учеников такие восхитительные? Потому что даю навыки плавно, в течение месяца, чтобы ученики могли встроить их в жизнь, — Анастасия объясняет, что тут, как и везде, важен баланс: не только взять, но и унести. А для продвинутых есть и вторая, и третья ступень курса. — И пусть это с точки зрения моей экономики не так выгодно, но так эффективнее для клиентов. Мозгу нужно дать время перестроиться! Поняли, как запоминать имена — вышли и тут же встроили в жизнь. И не надо потом выкраивать специальное время: “у меня сегодня после работы, пробежки и урока пения ещё тренировка мозга!”»
Её спрашивают, каков спрос на эти услуги, растет ли он. «Спрос растёт», — кивает Анастасия. Она рассказывает: первые курсы провела для подруг, а потом потихоньку к ней начали приходить люди. Её имя постепенно стало ассоциироваться с тренировками памяти, её рекомендовали: «в Омске это лучше всех делает Анастасия Селифонова».
— И тут работает эффект «голубого океана»: ты один и тебе нужно сформировать потребность. У людей есть сопротивление, потому что трудно поверить, что ты всю жизнь не до конца использовал ресурсы своей памяти. Мог бы лучше, но не сделал! Разумеется, привычная реакция на это — «Ну что ты мне тут рассказываешь!», апелляция к возрасту, к авторитету, к жизненному опыту. Но когда люди пробуют, они понимают: можно стирать бельё руками в ледяном ручье, как наши прабабушки, а можно нажать на кнопку. Вот так можно и запоминать — «нажимая на кнопку»!
Кто-то не приходит, потому что боится неуспеха, говорит Анастасия. Быть уязвимым мало кто готов. «Но мы не ставим оценок! Лишь намечаем точку А и точку Б, куда придём. Готовиться к этому никак не нужно! Знаете, бывает женщина вызвала клининг, а перед этим прибирает квартиру, чтобы не стыдно было. Так вот, не надо передо мной “прибираться”!»
Зоны роста и киты амбиций
Анастасия работает над тем, чтобы вывести свой проект на международный уровень. Запрос уже есть из Казахстана, Узбекистана, ОАЭ. Записей не делает, потому что они снизят качество обучения, но дистанционно с ней уже сейчас занимаются из разных регионов России и из-за рубежа.
«А как планируете масштабироваться? Сотрудники у вас есть?» — спрашивает Виктор Шкуренко. «В команде пока два человека: маркетолог и ассистент по продукту», — рассказывает Анастасия. Она пока не готова нанимать тренеров, но планирует постепенно взять в проект директоров направлений, а самой сосредоточиться на тренингах.
— В Омске ёмкость рынка нам хорошо показала Светлана Дзюба, тренер по ораторскому искусству. Два раза в год по сто человек приходят. Я могу расти и по количеству групп, и по количеству людей в них — везде есть потенциал. Сейчас веду группы по десять человек, а могу вести по двадцать — без потери качества, это уже проверено. И в корпоративных тренингах расти по чеку можно бесконечно — если мы говорим про «Росатом», «Роснано», Т-Банк и так далее. Мне хочется таких масштабов! — делится Анастасия.
Кручинский задаёт ей вопрос про зону личного развития. «Всё здесь. Тут поле непаханое — и как для предпринимателя, и как для эксперта, и как для тренера! Методик много, идей много, развиваться можно бесконечно! — Анастасия признаётся, что ей бы хотелось, чтобы все самые известные люди тренировали память у неё. — Амбиции у меня, безусловно, есть! И все мои горы, и погружения с китами, и закаливание — всё это заряжает, дает энергию. А люди идут на энергию. Может, я и свои техники разработаю и внедрю, кто знает! Сейчас даже людей в пары объединила — и уже по-другому работа пошла. Есть задача этим обрастать и в этом расти. При этом я не готова быть голодным художником!»
Гости интересуются стоимостью курса. «Корпоративный формат в составе мини-группы стоит 210 тысяч рублей, большой 60-часовой курс — 480 тысяч. Хотела бы проводить больше корпоративных тренингов — это действительно может повысить эффективность команды. Ну а групповой курс, который подходит каждому и длится 16 часов, — 25 тысяч рублей», — рассказывает Анастасия.
«Мы готовы! Записывайте нас на следующий омский курс!» — наперебой просят Кручинские, Александр Смирнов и Юрий Мижунц. «Записала!» — смеётся Анастасия.
Авторам лучших вопросов — Анастасия выбрала победителями Павла Кручинского и Андрея Коровина — она вручает необычные книги: «Собачье сердце» Булгакова и «Старик и море» Хемингуэя, напечатанные в Зеркальном Издательстве. Это издательство создаёт книги с зеркально отраженным текстом. «Рекомендую читать вслух, отлично тренирует мозг!» — советует Анастасия Селифонова.
Мы запомним!
Фото:Вячеслав Андреев
Самое читаемое
Гороскоп на 26 марта 2025 года
100325 марта 2025
Гороскоп на 27 марта 2025 года
95426 марта 2025
Николай Бобровицкий: «Кто, если не мы?»
84326 марта 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
11265405 марта 2025
— омичка
— Психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Эксклюзив
Не на небе — на земле жил Ершов…
Жизнь снимала с него стружку по полной программе. Готовила к встрече со Сказкой Всей Жизни. Отсекала лишнее – уж сказочник, так сказочник. Чтоб все обомлели, ахнули, чтоб до мурашек и глаза на лоб полезли… 6 марта автору «Конька-горбунка» Петру Павловичу Ершову исполнилось 210 лет.
1237206 марта 2025

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта
Год спустя после победы на Кубке России восьмилетний Георгий Веселов выиграл и Первенство страны в аэротрубе.
8059110 декабря 2024

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»
Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?
90762208 декабря 2024

Такого джазопада давно не помнят здешние места
Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.
909104 декабря 2024

С джазом, драйвом, детьми и друзьями
«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»
8983129 ноября 2024
Яндекс.Директ ВОмске
Лечение алкоголизма в Ижевске. Программа «12 шагов»
221106 марта 2025
Акне у подростков: причины появления и как бороться с проблемой
193803 марта 2025
Работа из дома: плюсы и минусы
254824 февраля 2025
Комментарии