Контекст. (Продолжение)

К чему это всё? А к тому, что если где-то и когда-то у тебя что-то получилось, нужно всегда разделять свои действия (вклад), которые к этому привели, и ситуации и обстоятельства, которые этому способствовали.

1169131 марта 2019
Контекст. (Продолжение)

Так вот. Продолжаем наблюдения за жизнью, поскольку, как мне кажется, это сейчас единственный более-менее достоверный источник информации о ней. Несмотря на то, что все мы видим вроде одно и тоже, но видим разное.
Вторая моя «встреча с контекстом» произошла, когда я решала узнать, что за чудо такое фасилитация. По принципу «раз непонятно что, то, возможно, будет что-то интересное». (Так в итоге и случилось). И поехала на тренинг к Наташе Карповой с легкой руки Елены Литвиновой.

И помню финал тренинга Наташи с выводом «Контекст — наше всё» (как по Штирлицу — запоминается то, с чем уходишь). Общий смысл (как я его поняла) в том, что любой вопрос, который мы хотим решить (в семье, бизнесе, в жизни) требует как минимум:
— уточнение формулировки вопроса (как мне/нам добиться/достичь/сделать что-то) 
— уточнение контекста/ситуации (предпосылок, расклада сил, личных факторов, ограничений и пр.), через призму которых и надо искать ответ на свой вопрос или строить планы.

1

Проще всего, как говорится, «на примере» проиграть эту ситуацию на себе. «Шкуркой» то своей точно весь этот «контекст» можно понять и прочувствовать.

Например, возьмем тему работы и бизнеса. Первую свою компанию я открыла в 1999 году и занимались продажей страшно сказать чего — высокотемпературных датчиков. Я тогда слабо разбиралась в этих штуках, но это не помешало. Благодаря нужному образованию по маркетингу, я быстро просекла, что есть клиенты, которым эти датчики очень нужны, но которые никак не планируют свои закупки. И поэтому им все нужно было «вчера и срочно», и по этой же причине за ценой они не стояли. Такая нехитрая схема, когда я чуть заранее заказываю товар (это были 2-3 основные позиции), и когда у клиента «горит» — он у меня уже есть (у других будет нескоро), позволила мне довольно быстро стартовать.

Дальше моей ищущей натуре очень захотелось, как это сейчас называется «пассивного дохода» и ничего лучше не придумала, как прикупить Газель, чтобы пусть её на маршрут . И вот думаю, как классно, сижу себе такая, люди ездят, а вечером так просто собираю «гарантированный доход». Здесь мой муж, как мог старался, и объяснял мне, что Лена, ну никак ты не сможешь это, ну бред. Помню его фразу: «Это тебе не … Здесь работают только два инструмента управления: мат и монтировка.» Из чего я поняла, что первое — это типа «пряник». Но сделала по-своему. И через 5 месяцев с огромной радостью (и такой же скидкой) продала свою чудо-Газель. И зарубилась — туда больше ни-ни. 
Поскольку рынок на тот момент был растущий, я быстро «отбила эти потери первым направлением, и все вроде ок.

Потом у меня случился огромный (почти 17 лет) мой кусок работы в образовании и в университете. Да, там тоже было место «бизнесу». В том плане, что мы делали курсы и программы по своей тематике, и делали это на 100% своими ресурсами (при ооочень большом «внутреннем налоге» в университете). И там 100 раз по ходу менялся этот самый «контекст».

Два года назад случился момент, когда я снова решилась пойти в самостоятельный бизнес. Теперь уже в тему тренингов и сессий для компаний. И да, этот бизнес пошел медленно, постепенно, с большим вложением своего времени, сил, ресурсов других людей. И вроде такое же большое желание «давай-давай» и опыта уже поболе и круг знакомых значительно шире. А труднее.

К чему это всё? А к тому, что если где-то и когда-то у тебя что-то получилось, нужно всегда разделять (1) свои действия (вклад), которые к этому привели и (2) ситуации и обстоятельства, которые этому способствовали.

Так уже мы, человеки, устроены, что для нас часто наш успех – это про то, что «я молодец», а неуспех – это «так случилось, ну не повезло». И те мои первые успешные шаги в бизнесе были успешны не только потому, что я молодец (да, я делала, не боялась, не сидела ровно на попе), но и потому что бизнес-среда была растущая, динамичная, много кому хватало рынков и денег. И еще мой личный контекст был иной – мы молодые, у нас нет еще ребенка и забот по этому поводу, времени – куча, энергии и здоровья не меньше. И да, ничего нет. В смысле квартиры, машины и пр. «минимального набора». А хочется. То есть глаза горят и хочется «копать и копать». Сейчас «контекст» иной – и все по-другому. Накопленный опыт, активы и пр. являются не только ресурсом, но и «якорем», который страхует и не дает «уплывать далеко от порта» (читай – текущей деятельности).

И поэтому когда я вижу, как сейчас со сцены предприниматели 90-х рассказывают молодым, как жить и вести бизнес, да еще и советы дают, я прямо сильно удивляюсь. Я нисколько не умоляю их заслуг и достижений. НО!

2

Эти все действия и приемы были успешны совсем в другом «контексте». В 90-е легко было заработать денег часто потому, что не было ничего. Рынки – пустые. Все берут все. Инфляция огромная и люди не берегут деньги, сразу бегут покупать. Информации о товарах или конкурентах – ноль. Все на личных контактах, 10 основных «мест продаж». Позже – в «Желтых страницах». Всё. Про уплату налогов я просто умолчу, потому как позиция государства тогда была совсем иная: «мы вам ничего не платим и взамен сильно не требуем». И эти условия – очень подходящие для начала предпринимательства.

В 2000-е «контекст» изменился. Государство уже стало «регулировать правила», но благоприятная ситуация на внешних рынках и рост доходов тоже способствовали ситуации «чего мелочиться». Берем и то, и это, и дорого-богато. Плюс интернет — новая ниша, интересная, никто ничего не понимает, но «и это тоже надо». И да, «контекст» для бизнеса снова отличный. А если бизнес еще и успевает по-ходу «окультуриваться» и соответствовать новой ситуации — вообще отлично. И (будем честны) не очень сильно надо было напрягаться.

Что сейчас иначе? Рынки сильно структурировались (понятно кто, что и для кого делает), информации — море (и в ней утопают наши «ценнейшие» предложения). Ценник на одно и то же — от нуля до миллиона, и трудно понять почему. У людей и компаний уже «всё есть» (и даже, кажется, в избытке), поэтому объяснять «А зачем еще и «что-то новое» надо» — очень надо постараться. Позиция государства — всё вижу и всё знаю.
И я сейчас лично не уверена, смогла ли бы я в этих «новых обстоятельствах» также быстро и удачно стартовать как 20 лет назад. Вот прямо сильно не уверена. И дело не в том, что совсем «не смогла», а в том, что это все было-бы медленнее, с минимальной маржой, с «прозрачной» налоговой системой, с большим количеством известных конкурентов, которые на расстоянии «в один клик».

Поэтому учиться молодому бизнесу можно сейчас только у тех, кто стартует сейчас. При схожем «контексте». Никакие чудесные «мэтры» не расскажут молодым о половине «рецептов» своего успеха, потому как там много «сомнительных моментов» (кому-то не заплатили, где-то взяли что плохо лежало, купили фабрику по цене гаража, подумаешь, начинали с сыном депутата» и пр.).

Поэтому контекст здесь — это опять «наше всё».

И сейчас погружаясь в проекты (свои или другие), первое, что делаем — «сверяем карту». В каких обстоятельствах нам предстоит это делать? Что из этого мы проходили и знаем примерно как работать. А что для нас впервые и там могут быть «сюрпризы»? Что нужно менять в своих привычках и действиях? Что делать, а что — перестать делать и навсегда забыть? Мы вообще реально сможем в этих условиях выжить или надо тихо «сворачиваться»?

И когда я читаю про «новые прожекты» в своем любимом Омске (особенно от разных важных органов управления) мне интересно, они понимают «контекст», в котором собираются это делать? Например, мы «постоим много детских садов…» (это при устойчивом снижении рождаемости?)» или «будем строить аэропорт» (это при сокращении численности населения и снижении трафика?).

Поэтому-то и у людей и инвесторов такое недоверия к этим планам. Они-то «контекст» точно знают. Потому как они в нем живут. Поэтому сейчас и дальше понимание «контекста» первичнее и важнее разных планов и идей.

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Елена Исаева

Фото:goldbusinessnet.com

Теги:эссе


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

25421 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

23722 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

963104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3419114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4489210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6274106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1048412 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх