
Мой глобус Омска. Таможня дает добро
Вдохновившись проектом «Глобус Омска» и историями его героев, я решил попробовать себя в роли журналиста и взять интервью у своих знакомых, покинувших Омск в разное время.
279924 апреля 2019
Первым на мои вопросы ответил мой друг Андрей Сердюк, живущий уже почти 8 лет в Забайкальском крае. Он рассказал о поиске себя в профессии, причинах переезда из Омска и трудностях новой жизни вдали от дома.
— Андрей, расскажи, кем ты работал в Омске до отъезда в Забайкалье.
1— В 2008 году, выучившись на преподавателя юриспруденции и истории в ОмГПУ, я осознал, что моя профессия не слишком востребована на рынке труда. В конце концов, после трех месяцев безработицы устроился преподавателем в Гуманитарный колледж. Проработав 8 месяцев в нищете (зарплата начинающего педагога даже с нагрузкой в 1,5 ставки была крайне низка), я принял решение искать другие варианты в жизни. Просмотрев сотни объявлений о
вакансиях, остановил свой взгляд на наборе инспекторов в Омскую таможню.
— И решил попробовать?
— Видимо, моя неосведомленность о «голубых кровях» таможенников помогла решиться на такой шаг. Я не имел представления, как устроена таможня, какие требования предъявляются к инспекторам, но, взяв направление с адресом таможенного поста в Черлаке, отправился из Омска на границу.
Ехать пришлось в машине с «товарищем по несчастью» — недавно уволенным юристом и его друзьями. Матерные песни и пиво лилось рекой из динамиков и горлышек бутылок. В машине было 6 человек, и только я с юристом были трезвы. По приезду в Черлак первым на собеседование отправился именно он.
По данным кадровой службы, заместитель начальника поста должен был принять у нас анкеты и, побеседовав, отпустить ждать звонка. Это должно было занять всего 10-15 минут, но мой новоиспеченный товарищ не выходил из кабинета больше часа. Наконец появившись, он произнес только одну фразу: «Там полный п…ц». И вот, настала моя очередь проходить собеседование.
— Неужели собеседование было настолько сложным?
— Оказалось, что зам поста устраивал тестирование IQ. Кроме того, задавал вопросы вроде «Почему вы хотите в таможню? Знаете ли вы, что таможенники мало зарабатывают?» и т.д. Добавилось еще и то, что я не деревенский, а городских, как известно, в деревне не жалуют. Хотя, все же, первым вопросом было: «Этот первый — твой друг?» (намекая на фразу «скажи мне, кто твой друг и я скажу кто ты»). Что ж, я заполнил анкету и сдал тест IQ, но зам поста неожиданно заявил: «Ты опоздал на конкурс, можешь ехать домой».
Когда возвращался с пьяными парнями в Омск, на душе было горько. Мало того, что я прогулял свою работу (в тот день у меня были лекции), так еще и ничего не добился. Пришлось забыть о таможне и дальше работать преподавателем.
— Но история на этом не закончилась, верно?
2— Примерно через 3 месяца после собеседования мне внезапно позвонил зам поста с одним-единственным вопросом: «Ты еще хочешь в таможню?». И я как на крыльях полетел на границу на повторное собеседование, но, прибыв, был разочарован. Передо мной стояли еще 10 парней, одетых в костюмы и пальто, а я был в своей старой рубашке и джинсах. Мы стали ждать выхода руководства. Выяснилось, что собеседование даже еще не начиналось — ждали какого-то парня. На крыльцо вышел все тот же зам начальника поста и, оглядев толпу, произнес: «Сердюк приехал?» Оказалось, ждали меня. Зам.поста провел меня по коридору и завел к начальнику таможенного поста: «Это тот, о котором я вам говорил».
Дальше началась беседа. Начальник выглядел довольно грозным и жестким мужчиной, с чуть хрипловатым голосом и прищуренным взглядом. Главным вопросом было мое желание работать вдали от дома. «Ну что ж, если парень хочет работать на границе, то надо это приветствовать». Тогда я еще не знал, что эти слова стали моим билетом в таможню, но возвращался в Омск уже с надеждой на изменения в жизни.
Спустя полгода, уволившись с Гуманитарного колледжа и не оставив себе пути назад, я снова отправился на конкурс в таможню. Вместе со мной на должность претендовало больше 15 человек. Но когда объявили результат по тестированию — 0 баллов, я понял, что нужно идти на биржу труда. Даже по своим ощущениям я понимал, что прошел собеседование не очень здорово. На следующий день на бирже труда меня записали работником социальной службы по благоустройству города — по-простому дворником.
— Насколько я помню, дворником тебе работать не пришлось..
— Да, я как раз выходил с биржы труда, и в кармане раздался телефонный звонок с неизвестного номера. «Уважаемый Андрей Александрович, хотим вас поздравить, вы признаны победителем в конкурсе на должность….» (Для победы в конкурсе нужно было набрать хотя бы несколько баллов по тесту и хорошо отвечать на вопросы устно. Но потом, когда я уже знакомился с результатами конкурса в личном деле, то многие из комиссии мне написали «отлично» и «хорошо» в оценке знаний при собеседовании, и даже 0 баллов не повлияло на мою победу).
Это было 19 октября 2009 года, и в тот день моя жизнь изменилась до неузнаваемости. Как оказалось, отвечал на вопросы я лучше остальных кандидатов. Вот тогда-то я и поверил, что в таможню можно попасть без блата и договоренностей.
В итоге я устроился на государственную границу на пост МАПП Ольховка таможенным инспектором. Основным мотивом было желание изменить свою жизнь, стать самостоятельным в материальной плане и, уехав на границу, зажить отдельно от родителей. Но это еще не было прощанием с Омском.
— Когда ты по-настоящему простился с Омском и по какой причине?
— Настоящим прощанием стало лето 2011 года, когда мою должность в Омской таможне сократили и предложили перевод в Забайкалье на монгольскую границу. Большинство моих коллег отказались от перевода, уволились и остались в Омской области. Мне же терять было нечего, искать другую профессию я не хотел и поэтому отправился в путешествие за Байкал. После переезда в Забайкалье у меня было много разных должностей, кроме того, я переехал с монгольской на китайскую границу.
— С какими мыслями ты уезжал в такую даль?
3— Я провел детство на Дальнем Востоке, поэтому меня спасали воспоминания о счастливых годах, когда, будучи сыном военного, я бегал по сопкам и лесам Облучья. В противном случае, я бы тоже, как и остальные приехавшие со мной омичи, собрал через пару месяцев вещи и уехал назад.
— Каким было первое впечатление от Забайкалья?
— Встретила меня разруха, грязь и нищета забайкальской глубинки. Приехав из города-миллионника, я оказался в деревне Верхний Ульхун с населением меньше 400 человек, разрушенным колхозом, отсутствием света по 2-3 дня в неделю, необходимостью топить печку и возить воду в бидоне с водокачки по дороге, сплошь усеянной коровьими лепешками. Помимо этого, я по сути остался один на один с собой. В первые месяцы никто из коллег не помогал устраиваться на новом месте, думая, что через несколько месяцев я сам сбегу. К тому же, меня там никто и не ждал — на занятое мной место уже должна была быть назначена местная девушка, поэтому большой радости мой приезд у коллег не вызвал.
Большинство людей, наверное, стали бы сторониться местного населения, ведь, как принято у городских считать, «деревенские все спились и бездари», а я, наоборот, первым делом пошел знакомиться с соседями и работниками ДК. Конечно же, сперва местные отнеслись ко мне настороженно, но, пообщавшись и предложив им свою помощь в обучении танцам, я был принят и стал для них своим.
— Где ты живешь сейчас?
— На российско-китайской границе в пгт. Забайкальск. Многим этот поселок ничего не скажет, однако 60% всего товарооборота России и Китая проходит как раз через Забайкальск. Между прочим, в 2018 году взаимный товарооборот между нашими странами превысил 100 млрд долларов.
— Чем, на твой взгляд, Забайкалье отличается от Омска и Омской области?
— Если сравнивать города Омск и Читу, то не будет слишком большой разницы в плане наличия крупных магазинов, торговых центров, клубов и т.д. Даже цены на 2019 год примерно одинаковые в этих городах, но, как говорится, дьявол скрыт в деталях. В Чите уровень жизни ниже, образовательный и культурный уровень тоже ниже, как бы неприятно это было слышать забайкальцам.
— А что насчет региона в целом?
4— Если в Чите еще более-менее жизнь двигается за счет торговли, то в районах она практически застыла. Строек нет, производств нет. Тот же Забайкальск за 6 лет моей жизни практически не изменился.
Все так же мусор летает по дворам, пешеходных дорожек нет, в связи с чем ботинки постоянно в пыли, из крана течет мутная вода, коровы ходят по помойкам и жуют их содержимое. Всюду висят вывески «Продам», малый бизнес закрывается, люди стараются уехать на запад. В общем, население не видит перспектив, поскольку школьное образование слабое, а медицина настолько ущербна, что людям приходится ездить к стоматологу или узкому специалисту в Читу за 500 км от дома.
В советское время существовал Забайкальский военный округ, поэтому все маленькие городки, где располагались военные, хорошо снабжались, и население жило относительно богато. Вместе с 90-ми пришла разруха, и на всем протяжении дороги Чита-Забайкальск можно наблюдать заброшенные ДОСы и разваленные воинские части.
Десятилетиями в Забайкалье ничего не меняется. Люди этим недовольны, поэтому каждый год из Забайкалья уезжает по 10 тысяч человек. Если взять статистику, то с 1991 года население сократилось на 300 тысяч — это как если бы одновременно уехали все жители Читы. А между тем, Забайкалье по размерам больше Германии, чуть меньше Испании, а население — всего-то 1 миллион.
— Не хочешь тоже уехать?
— В Забайкалье много бывших зэков, распространена культура АУЕ, очень высокие тарифы на свет, коммуналку, автомобильное топливо, при этом маленькие зарплаты и отсутствие работы — все это и многое другое, конечно, толкает на отъезд. Так почему же я здесь остаюсь? Из-за людей, как ни странно. Люди здесь радушные, открытые, добрые, многие из них не карьеристы, правда, ленивые, но все-таки неплохие. И работа держит. Как бы там ни было, но служба Родине для меня не пустые слова, и между заработком, пускай даже бОльшим, продавцов или менеджеров в городе и работой в таможне — я выберу таможню.
— Поделись парой интересных историй, произошедших после переезда.
— Могу перечислить несколько моментов.
Приехав в Забайкалье летом 2011 года, я столкнулся с тем, что никто из коллег меня не приглашал помыться в бане, а проситься самому было неудобно. Не найдя другой возможности, я решился подогреть кипятильником воду в ведре, поставить тазик на улице во дворе и таким образом помыться. Незабываемые ощущения, скажу я тебе. Тогда я себя ощущал никому не нужным и выкинутым из Омска в Тмутаракань. В последующем, конечно же, я стал спокойно мыться в бане своих коллег, с которыми подружился.
В деревне я снимал дом у одной бабушки, которая уехала жить в Читу к внучке. Мы с ней договорились о бесплатном проживании за счет охраны дома от мародеров. Соседи, прознав обо мне, решили сосватать свою дочь, угощая то молоком, то сметаной. Принимая в дар угощения, я без задней мысли благодарил их и жил своей жизнью. В один прекрасный день соседи осознали, что я не собираюсь уделять внимание их дочери, и решили мне отомстить и выселить из дома. Они постоянно названивали бабушке и обвиняли меня в неопрятном содержании дома. И вот однажды, когда я спокойно занимался субботней уборкой, ко мне без предупреждения приехала родня бабушки с официальной формулировкой «поздороваться». Убедившись в чистоте содержания их дома, инспекция уехала.
Чуть позже я завел кошку Петьку, что сразу же стало предлогом звонка бабушке с ругательствами в мой адрес «о распоряжении домом как своим собственным». Бабушка же отнеслась спокойно к факту проживания Петьки. А следующей осенью в саду выросли ранетки. Никому эти ранетки особо были не нужны, бабушка по этому поводу тоже не звонила, и поэтому, когда сторож таможенного поста попросил их себе, я не отказал. Сторож пришел за ранетками во время моего отсутствия, ну а вечером разразился настоящий скандал, и мое проживание в домике вновь было поставлено под угрозу. Вездесущие соседи, увидев как сторож собирает ранетки, пришли и выгнали его со двора, угрожая мне выселением за распоряжение ранетками как своими. Потом все обошлось (бабушка у меня была мировая), а соседи так и остались со своей дочкой не у дел.
Когда бабушка вернулась из Читы, я решил снять дом на соседней улице, хотя она предлагала остаться с ней. Переехав в другой дом, гораздо хуже по состоянию, я стал жить напротив деревенских бичей, которые не работали, а только глазели через забор, как я хожу по огороду и уезжаю на работу. Это было очень тяжелое лето — я тогда еще не знал, что у меня аллергия на полынь и лечил аллергический кашель таблетками от простуды. Врачей в деревне не было, а мне с каждым днем приходилось все хуже. Каждый вечер я загибался от кашля, сильно похудел в жаре, скудном рационе и одиночестве и под постоянным наблюдением со стороны бичей.
Однажды, выйдя на крыльцо, я услышал шум и увидел, как через мой забор лезли эти бичи. Перепрыгнув через него, они уставились на меня, а я на них. Один из них спросил: «А где Марина?» Выяснилось, что Марина занималась самогоноварением, и бичи были ее постоянными клиентами. Через некоторое время я вернулся к своей бабушке.
А на работе мне постоянно приходилось иметь дело с хитрыми монголами, пытающимися запугать меня шаманскими проклятиями, если я не пропущу их со шмурдяком через границу. Никакие бутылки водки и подарки на меня не действовали, и поэтому на границе четко сложилось мнение, что, когда работает таможенник в очках, то лучше вообще не ехать с контрабандой. Надо было видеть их радость, если я все-таки разрешал проехать с какими-нибудь шмотками в Россию. Постепенно монголы поняли, что меня не нужно подмазывать, нужно просто ездить согласно законам.
И кстати, это еще одна особенность Забайкалья. Восточные народы часто хотят решать вопросы не по закону, а по договоренности через личное знакомство. Есть даже такая шутка: «Резюме бурята — «Я от дядюшки Баира». И такое отношение во всех сферах.
— Очень интересные истории, достойные отдельного сборника рассказов. Скажи, ты занимаешься каким-нибудь творчеством?
— Уже почти 10 лет занимаюсь танцами, которым меня научили в Черлаке. И после переезда в Забайкалье не стал их бросать, позвав всех желающих заниматься танцами в местном ДК. У нас свой хореограф, танцевальному коллективу в Забайкальске исполнилось 5 лет в 2018 году. Если посчитать все мои выступления начиная с 2009 года на различных праздниках, то их число уже перевалит за сотню.
Постепенно стал заниматься фото- и видеосъемкой, занимал первые места в конкурсах художественной самодеятельности таможенников Сибири. Местное ДК приглашает участвовать в театральных постановках, а детские садики и школы — выступать на их мероприятиях с танцевальными номерами. Впервые в 2018 году попробовал себя в роли Деда Мороза в детском садике «Солнышко». В итоге, несмотря на маленький городок, я смог найти себе занятия по душе.
— А путешествовать любишь?
— В отпусках стараюсь путешествовать по России, побывал на Кодаре, Байкале, Алтае, Камчатке, Курильских островах и Сахалине. Кроме того, путешествовал в Непале в Гималаях. Мне нравится дикая природа, нетронутая человеком и, кстати говоря, Забайкалье именно этим выгодно отличается от других регионов страны — особенно это касается Кодара.
Уверен, каждому хотя бы раз в жизни стоит побывать в горном походе - это непередаваемые приключения и ощущения. Сразу после них обычно не хочется возвращаться в поход, но через время, восстановившись, вновь появляется желание идти в горы. Особенно здорово ходить осенью, когда нет комаров и мошек в марях, а ночью еще не холодно.
— Давай вернемся к Омску. Часто ли ты приезжаешь?
— Обычно бываю 2-3 раза в год.
— Видишь ли какие-нибудь позитивные/негативные изменения в городе?
— Раньше я сильно критиковал Омск, считал его болотом. Во многом из-за того, что не смог устроиться в нем и найти хорошую работу. Однако, с каждым годом, сравнивая атмосферу жизни в Омске и Забайкалье, прихожу к выводу, что не все так уж плохо. В Омске лучше медицина, огромное количество театров, концертов, здесь мои родные, город чистый, ухоженный. Можно жаловаться на задымленность, на цены, но все познается в сравнении. Люди в Омске культурнее, интереснее, активнее.
А может, я просто стал старше и ушел тот максимализм и критиканство, придирчивость к Омску. Как-то знакомая, возвращаясь со мной на такси, сказала про омичей: «Они все нытики», на что таксист, извинившись за вмешательство в разговор, объяснил, что омичи не нытики: просто раньше город был великим промышленным гигантом, по сравнению с которым Новосибирск и Красноярск были захолустьем. И вот по той жизни омичи и скучают, они хотят вновь стать великими.
— Make Omsk great again!
— Да, я верю, что Омск вновь станет сильным городом. Во мне такая уверенность еще и потому, что я нередко встречаю омичей в разных уголках страны, и все они очень трудолюбивые, образованные и культурные люди.
— И последний вопрос. Представь, что ты стал мэром или губернатором. На что бы ты обратил внимание в первую очередь?
— Главное постараться возродить промышленное производство, притянуть инвестиции в регион, а все остальное в Омске есть и будет.
Фото:предоставлено героем
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 159 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
11861405 марта 2025
30903415
Разработчик мобильных приложений «Мой маршрут», «Гид по Омску», «Гид по Омской области», «ЗавтраОмск» и других.
Записи автора
Мой глобус Омска. Рождество в Нюрнберге
141627 декабря 2019
Мой глобус Омска. «Питер — что-то среднее между Москвой и Омском»
252625 октября 2019
Мой глобус Омска. Алексей Егоренко
156219 августа 2019
193029 июня 2019
Никто не забыт, ничто не забыто
187829 января 2019
182616 ноября 2018
Дополненная реальность в омской разработке
211418 июля 2018
242631 октября 2017
— попутчица
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии