Антипродающий пост

Каждый раз объясняю руководителю: фасилитация — это не «волшебная таблетка» от всего.

118925 августа 2019

Напишу-ка я «антипродающий» пост. 

Чтобы после его прочтения половина клиентов поняла, что им этого точно не надо. Ни-ког-да. И ни за что. Ну или просто не сейчас.

1

Я про эту самую фасилитацию.

После Острова случился такой «всплеск» активности по этому вопросу, что теперь или все хотят учиться ей или «придите и пофасилитуйте с нами». Не обижайтесь, мои друзья в ФБ и не только. Это ни в коем случае не оценка, просто про подумать.

Не знаю, что это. Дань моде? В какой-то части, конечно) Способ показать, что мы тоже «в теме»? Да, и это тоже. Стратегическая сессия — это звучит гордо (серьёзно, красиво, …)? А как жеж…

На сайтах компаний, в лентах ФБ, везде все и обо всё фасилитируют. Значит, и нам надо.

На этой неделе дважды пришлось сказать, что «вам не надо». По крайней мере, сейчас и для этих задач, точно не надо. А надо другое.

Так вот, чтобы не попасть, так сказать, «под влияние общественного мнения (которое часто изменчиво», я решила написать (естественно, своё субъективное мнение), когда фасилитировать НЕ НАДО. Потому как про «надо» написано 100500 статей и постов.

Это, кстати, очень полезно для первых встреч и прояснения ситуации, чтобы и я, как фасилиатор, и заказчик не пытались любыми способами «запихать» фасилитацию в решение запроса.

Здесь заранее уточню, что я не буду касаться стратегических сессий (это вообще отдельная история). Пока просто про командные сессии по разным текущим/операционным вопросам.

2

По моему опыту, я бы не стала рекомендовать проводить/внедрять фасилитацию, если:

1. Нет задачи (фокусирующего вопроса). «У других, я слышал, такие сессии проводятся, мы тоже не хотим отставать». Здесь уточняю — Вы какую задачу/какой вопрос хотите решить? Просто соревноваться с конкурентами, кто «современнее»? Не надо. Нет запроса, или команда прекрасно понимает, что и зачем делает, — не нужно создавать «искусственную» тему для сессии. «Ну так давайте придумаем, мало ли проблем в каждой компании», — не надо. Типа люди поймут, что они работают в продвинутой компании… Ну-ну…

2. Нет готовности передавать полномочия в реализации. Руководитель хочет подумать и увидеть новые идей по какому-то вопросу, а потом «я сам решу, что из этого они будут делать». Здесь еще были варианты: «я хочу, чтобы после сессии они решили делать это и это…». Я бы не стала, потому как руководителю надо определиться или он «вовлекающий лидер» или «красный командир». Или он доверяет команде и готов её слушать и разрешать потом делать, как  решили сотрудники, или сам лучше всех знает.

3. В команде/отделе/компании нет экспертизы по вопросу, который будем обсуждать. Или уровень экспертизы очень низкий. Пример: помогите нам разработать программу продвижения на год, и заодно подучите наших специалистов, а то они у нас «не очень»… отвечаю на это просто — если нет компетенций у людей, вы получите после сессии ровно то, что имеете сейчас. Ну просто люди мало знают свой функционал и лучшие практики в свой сфере.

4. Нет доверия к команде и внутри команды. «Давайте мы соберём лучших экспертов по теме, они всё придумают. А потом мы впишем это в план». Тоже круто. Но объясняю, что это называется «консалтинг» и к фасилитации отношения не имеет. Обсуждать должны те, кто будет это делать. Иначе всё прах…

5. Нет реальной потребности в «вовлекающем лидерстве» или управлении. Через фасилитацию хочется просто «подружить людей». Так бывает (и сам руководитель это признаёт), что люди в его команде реально преследуют разные личные интересы. И реализация этих (даже иногда «враждебных друг другу») интересов помогает компании зарабатывать денег. И «дружить» они не хотят. И цели бизнеса никакой в связи с этим нет. Я бы не стала.

И каждый раз объясняю руководителю: фасилитация — это не «волшебная таблетка» от всего. Если нет экспертизы – надо учить. Нет задачи/вопроса для обсуждения — ждите, когда появится (если появится). Нет потребности вовлекать — не надо, работайте так, как устроена ваша бизнес-модель компании. Если всё работает — не надо «чинить заранее».

Потому как фасилитация несёт и риски компаниям (которые тоже не всегда понятны). Люди могут придумать идею/план, который компания не будет внедрять — получите сомнения с других начинаниях. Команда примет решение делать что-то, что не согласуется с отдельными личными интересами людей, — можете потерять сотрудников.

Это я пишу и говорю всегда не для того, чтобы «снизить растущий спрос», а чтобы не было потом обманутых надежд и ожиданий руководителей, сотрудников. И, конечно, самих фасилитаторов.

В общем, всё хорошо, когда по делу и к месту приходится.

3

Но есть оооочень много вопросов, которые с помощью фасилитации решаются быстрее, интереснее (выше, сильнее…). Но об этом в другой раз.

Оригинал в Фейсбуке автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

41814 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

91307 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

921105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

795203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх