Антипродающий пост
Каждый раз объясняю руководителю: фасилитация — это не «волшебная таблетка» от всего.
99425 августа 2019
Напишу-ка я «антипродающий» пост.
Чтобы после его прочтения половина клиентов поняла, что им этого точно не надо. Ни-ког-да. И ни за что. Ну или просто не сейчас.
1Я про эту самую фасилитацию.
После Острова случился такой «всплеск» активности по этому вопросу, что теперь или все хотят учиться ей или «придите и пофасилитуйте с нами». Не обижайтесь, мои друзья в ФБ и не только. Это ни в коем случае не оценка, просто про подумать.
Не знаю, что это. Дань моде? В какой-то части, конечно) Способ показать, что мы тоже «в теме»? Да, и это тоже. Стратегическая сессия — это звучит гордо (серьёзно, красиво, …)? А как жеж…
На сайтах компаний, в лентах ФБ, везде все и обо всё фасилитируют. Значит, и нам надо.
На этой неделе дважды пришлось сказать, что «вам не надо». По крайней мере, сейчас и для этих задач, точно не надо. А надо другое.
Так вот, чтобы не попасть, так сказать, «под влияние общественного мнения (которое часто изменчиво», я решила написать (естественно, своё субъективное мнение), когда фасилитировать НЕ НАДО. Потому как про «надо» написано 100500 статей и постов.
Это, кстати, очень полезно для первых встреч и прояснения ситуации, чтобы и я, как фасилиатор, и заказчик не пытались любыми способами «запихать» фасилитацию в решение запроса.
Здесь заранее уточню, что я не буду касаться стратегических сессий (это вообще отдельная история). Пока просто про командные сессии по разным текущим/операционным вопросам.
2По моему опыту, я бы не стала рекомендовать проводить/внедрять фасилитацию, если:
1. Нет задачи (фокусирующего вопроса). «У других, я слышал, такие сессии проводятся, мы тоже не хотим отставать». Здесь уточняю — Вы какую задачу/какой вопрос хотите решить? Просто соревноваться с конкурентами, кто «современнее»? Не надо. Нет запроса, или команда прекрасно понимает, что и зачем делает, — не нужно создавать «искусственную» тему для сессии. «Ну так давайте придумаем, мало ли проблем в каждой компании», — не надо. Типа люди поймут, что они работают в продвинутой компании… Ну-ну…
2. Нет готовности передавать полномочия в реализации. Руководитель хочет подумать и увидеть новые идей по какому-то вопросу, а потом «я сам решу, что из этого они будут делать». Здесь еще были варианты: «я хочу, чтобы после сессии они решили делать это и это…». Я бы не стала, потому как руководителю надо определиться или он «вовлекающий лидер» или «красный командир». Или он доверяет команде и готов её слушать и разрешать потом делать, как решили сотрудники, или сам лучше всех знает.
3. В команде/отделе/компании нет экспертизы по вопросу, который будем обсуждать. Или уровень экспертизы очень низкий. Пример: помогите нам разработать программу продвижения на год, и заодно подучите наших специалистов, а то они у нас «не очень»… отвечаю на это просто — если нет компетенций у людей, вы получите после сессии ровно то, что имеете сейчас. Ну просто люди мало знают свой функционал и лучшие практики в свой сфере.
4. Нет доверия к команде и внутри команды. «Давайте мы соберём лучших экспертов по теме, они всё придумают. А потом мы впишем это в план». Тоже круто. Но объясняю, что это называется «консалтинг» и к фасилитации отношения не имеет. Обсуждать должны те, кто будет это делать. Иначе всё прах…
5. Нет реальной потребности в «вовлекающем лидерстве» или управлении. Через фасилитацию хочется просто «подружить людей». Так бывает (и сам руководитель это признаёт), что люди в его команде реально преследуют разные личные интересы. И реализация этих (даже иногда «враждебных друг другу») интересов помогает компании зарабатывать денег. И «дружить» они не хотят. И цели бизнеса никакой в связи с этим нет. Я бы не стала.
И каждый раз объясняю руководителю: фасилитация — это не «волшебная таблетка» от всего. Если нет экспертизы – надо учить. Нет задачи/вопроса для обсуждения — ждите, когда появится (если появится). Нет потребности вовлекать — не надо, работайте так, как устроена ваша бизнес-модель компании. Если всё работает — не надо «чинить заранее».
Потому как фасилитация несёт и риски компаниям (которые тоже не всегда понятны). Люди могут придумать идею/план, который компания не будет внедрять — получите сомнения с других начинаниях. Команда примет решение делать что-то, что не согласуется с отдельными личными интересами людей, — можете потерять сотрудников.
Это я пишу и говорю всегда не для того, чтобы «снизить растущий спрос», а чтобы не было потом обманутых надежд и ожиданий руководителей, сотрудников. И, конечно, самих фасилитаторов.
В общем, всё хорошо, когда по делу и к месту приходится.
3Но есть оооочень много вопросов, которые с помощью фасилитации решаются быстрее, интереснее (выше, сильнее…). Но об этом в другой раз.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
99614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
83415 ноября 2024
Выбор редакции
344711921
Записи автора
Хочешь услышать людей — пересиль себя, закрой/заклей рот, заткнись и слушай
55005 сентября 2024
Мне кажется, 1 сентября — это почти наш национальный праздник
57602 сентября 2024
«Кто прав, тот уходит первым, оставив свой след на земле...»
43026 августа 2024
Самое время ввести в школах финансирование по принципу «персональных сертификатов» на детей
162320 июня 2021
Прогнозы не сбываются сами по себе, их сбывают люди
186022 декабря 2020
Очень рекомендую новую презентацию Сбера
135826 сентября 2020
Про нас «новых»: что изменилось за эпоху Covid
125506 августа 2020
Прочитать нам, родителям, 100 раз и периодически повторять
186908 июня 2020
— омичка
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии