«Викинг» и трудный выбор князя Владимира между вином и женщинами

Князь Владимир – креститель Руси, конечно, хорош: красив обличьем и очень мужественен, а в конце фильма вообще – очень похож на Иисуса Христа. Дорога его к вере христианской трудна и кровава. 

5928111 января 2017
«Викинг» и трудный выбор князя Владимира между вином и женщинами

Историки вообще-то не любят читать исторические романы и смотреть кино на исторические сюжеты. Дело в том, что эти жанры, базируясь на достоверных фактах, допускают и художественный вымысел, а это для историка – как железом по стеклу. Но писать сценарий фильма о Древней Руси невозможно без перекрытия пробелов в летописи авторскими фантазиями: уж больно скупо описывает этот период «Повесть Временных лет», а другого исторического источника о той эпохе у нас нет. Поэтому авторы и додумывают сами многие куски и детали сюжета. Но главное, чтобы эти домыслы не исказили ту общую линию исторической канвы событий, которая известна и проверена учеными. Вроде бы таковое грубое отклонение от установленной историками доподлинной истины в фильме не обнаруживается. Но всё-таки – это версия. Авторская версия ответа на вопрос, почему и как русские пришли к православию. Версия красивая и имеющая право на существование. Наверное, сценарий получил даже благословение иерархов РПЦ.

А что знают историки. У князя Владимира сложная судьба и загадочная смерть. Родился он от рабыни Малуши с помощью князя Святослава, но, будучи внебрачным сыном, был признан и получил после смерти Святослава Новгород. Затем, как это часто случалось на Руси, между тремя братьями, получившими по полцарства, началась жесткая борьба за единовластие. Вначале Ярополк убил Олега, а потом Владимир убил Ярополка и сел княжить в Киеве. Ему пришлось снова собирать рассыпавшиеся было русские земли – и он добился того. Но для полного и прочного объединения разных племен надо было бы завести и единую идеологию, т.е. одну религию, вокруг которой и сплотить народы. Сначала Владимир попытался как-то сделать это на базе язычества, то есть многобожия. В 980 году на Днепре был создан единый языческий пантеон, в котором главным богом был объявлен Перун. Однако это не сработало. Форма правления – монархия требовала и монотеизма, то есть единобожия. Идея единого Господа-Вседержителя должна была способствовать укреплению и власти земного владыки.

1

И Владимир начинает знакомиться с мировыми религиями. К нему приглашают делегации волжских булгар, исповедовавших ислам, затем представителей католической и православной церквей. С иудаизмом его познакомили прибывшие хазары, государство которых полностью разгромил и рассеял его отец Святослав. Этот факт и повлиял на выбор Владимира, который задал хазарам очень неудобный для них вопрос: «Где ж ваша земля?»

В общем «в финал» вышли ислам и православие. И вот тут-то Владимир и столкнулся с необходимостью определиться между двумя видами человеческих слабостей и утех. Надо сказать, что князь, даже по летописям, был известен как большой любитель женского пола. Причем в разных неумеренных вариантах. Одних официальных жен у него было пять, а гарем насчитывал 800 наложниц. В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове…И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Только от жен у него было признанных им 12 сыновей, а детей от наложниц никто не считал. Уже свое совершеннолетие 18-летний Владимир отметил изнасилованием юной полоцкой княжны Рогнеды на глазах у ее родителей, которых он потом убил вместе с братьями княжны.

Поэтому понятно, что разрешенное в исламе многоженство его полностью устраивало. И быть бы нам всем мусульманами, если бы, в последний момент, вдруг не выяснилось для Владимира, что ислам категорически запрещает употребления алкоголя. Вот тебе на!! Вот незадача-то!! А нет такой религии, чтобы и многоженство и питие не возбранялось? Нет, не оказалось в меню такой религии, вот беда.

И тогда крепко задумался пресветлый князь Владимир. Что выбрать? Женщины или вино? Много женщин или много вина? А как одно без другого? Не простой был перед князем выбор. Но он его сделал – вынужден был сделать. Он произнес свои легендарные слова «Руси есть веселие пити, не может без того быти». Иначе говоря, для нас, для русских никакого веселия и быть не может без выпивки. Вот с такими словами и было принято решение о принятии христианства на Руси. Надо понимать – это была главная причина такого выбора.

Между двумя соблазнами - женщины или вино - князь выбрал один.

Это тоже версия. Но ее вряд ли благословят священники. Это историки так шутливо додумывают.

Но если серьезно, то ответ на то, почему Владимир пришел именно к православию, зрители в фильме так и не получили. А вроде бы, это и должно было быть главной линией лохматого сюжета. Как-то она не убедительно прозвучала. Остались вопросы. Я думаю, и заказчики фильма этой недосказанностью и невнятностью остались недовольны. Надо было, по-видимому, так подвести, чтобы зритель полностью уверовал: без принятия христианства нашим предкам дальше было жить невозможно.

Кульминационная и самая сильная сцена ленты – исповедь и раскаяние Владимира – никакими летописями не подтверждается. Тоже неубедительно, почему он к этому пришел. Разве он мог по тем временам так мучиться от того, что убил брата?! Да для князей той эпохи это было обычным делом: отец-князь, умирая, делил княжество по числу сыновей на 3-4 части, а потом всенепременно один из них убивал всех конкурентов – своих братьев и снова объединял Киевскую Русь. Привычное дело. Вот так сильные личности тогда боролись против начинавшегося феодального раздробления единого государства. И принятие христианской веры не уберегло киевских князей от продолжения этой кровавой традиции. Сынок Владимира (вот от этой «Ирины» - вдовы убитого им Ярополка) Святополк, будучи уже христианином, убьет после смерти Владимира своих родных братьев Бориса и Глеба, а также погубит и третьего брата Святослава и войдет в историю как Святополк-окаянный.

 А когда князья перестали убивать своих братьев, то Русь и распалась на множество мелких княжеств, которые потом и были легко по одиночке завоеваны монголами.

Это я всё как историк. А как зритель могу сказать, что фильм довольно зрелищный, яркий, смотрибельный. Это просто сочная иллюстрация к одной из версий о принятии христианства на Руси.

Автор:Александр Минжуренко

Фото:скриншот трейлера фильма "Викинг"

Теги:"Викинг"киноистория


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

16621 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

14622 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

914104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3303114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4340210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6163106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1038512 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх