Как убить инициативу…
Что же формирует у этого малыша «мама-оберег»? От чего спасает своего ребёнка на самом деле?
94322 февраля 2020
В соседнем от меня купе расположилась молодая семья. Глава семейства разговаривал по телефону, а супруга его занималась воспитанием сына. Мальчику было лет около пяти. Ребёнку разрешили залезть на верхнюю полку, и он там радостно резвился. Мама, тревожно наблюдая, начинает ему громко говорить:
— Не прыгай! Сейчас упадёшь. Упокойся! Прекрати, я тебе сказала!
1Но ребёнку ведь успокоиться сложно, когда он разыграется. И он там вертелся на этих полках как юла. Мамочка тоже не успокаивается:
— Ну, смотри у меня! Упадёшь — я тебя так накажу! Тебе так влетит — мало не покажется!
И вот мне интересно: ребёнку стало страшно от этих маминых угроз или нет? А с другой стороны, маму можно понять. Ребёнок может упасть и удариться. Разве можно это допустить? Не родительская ли задача ограждать своих детей от возможных травм и падений?
То есть в купе с ребёнком сейчас находится «мама-оберег». Вроде бы всё правильно, и ни к чему не придерёшься. Но если разобрать эту ситуацию поглубже, то что получается на самом деле?
Послание «Не прыгай — упадёшь» — это программа, которую мама сейчас формирует ребёнку.
Тогда какой жизненный сценарий этой фразой она может смоделировать для него?
— Не рискуй! Не пробуй ничего делать. Если ты будешь делать что-то опасное, если ты будешь рисковать, то ты точно будешь неудачником и тебе будет больно. Я тебе это гарантирую, — фактически говорит мама малышу. Эмоционально. Убедительно.
— Сядь и сиди на попе ровно, тогда ещё может быть жизнь тебе улыбнётся. И если в твоей жизни не случится ничего хорошего, во всяком случае плохого точно не произойдёт, — звучит контекстом для него жизненная программа.
2Ещё один посыл этого маминого сообщения:
— Бойся! Бойся падения. Бойся неудачи. Бойся проиграть. Бойся удариться. Бойся ошибиться.
Что слышит неокрепшая детская психика?
— Но! Если ты всё-таки рискнёшь, и у тебя не получится, за это ты будешь наказан.
Говоря другими словами:
— Если будешь рисковать — будешь наказан дважды: тебе самому будет плохо, плюс ещё извне прилетит за то, что рискнул и не состоялся. Поэтому делай либо то, в чём ты уверен наверняка, либо не делай ничего. Только побеждай! Если рискуешь, то только побеждай! Промах тебе запрещён. Ты будешь за промах наказан. И наказан жестоко! И я, как мама, на твоей стороне только тогда, когда у тебя удача. И я тебя всегда поддержу и буду рядом, когда ты будешь успешен. Как только у тебя промах, от меня последует кара.
Такой вроде бы небольшой эпизод, и такой мощный контекст! Что же формирует у этого малыша «мама-оберег»? От чего спасает своего ребёнка на самом деле?
Она оберегает его от возможной боли ошибок. Пусть он лучше будет никто, чем ему будет больно. Ведь если бы ей удалось обездвижить и усадить непоседу на время всей поездки, она была бы абсолютно счастлива. Всё под контролем! Миссия выполнена. Оберег работает.
А от чего оберегла мама пацана в этот момент? От упоительного состояния оголтелости и риска. Она наложила категорический запрет на ошибку:
— Ты не имеешь права ошибаться. Будь никем. И за это я тебя награжу. Как только ты перестанешь быть инициатором, КАК ТОЛЬКО ТЫ ИСПУГАЕШЬСЯ, как только ты начнёшь бояться ошибок, как только ты смалодушничаешь и побоишься удариться — ТЫ КРАСАВЧИК!
3И какое счастье, что родителям часто трудно спорить с природой, и с тем, какой прочный внутренний стержень, как правило, она даёт их ребёнку. И если родителям повезло с хулиганистым отпрыском, то, несмотря на все тревожные усилия родителей, ребёнок не остановится озорничать и исследовать жизнь.
Если же природа вдруг поскупилась на лидерские качества для ребёнка, то у мамы может и получиться воспитать из своего ребёнка безынициативную личность, со слабым стимулом чего-то в своей жизни добиться.
Меня на столько захватили эти размышления, что на одной из программ я задала этот вопрос мамочкам в группе. И получила такие вот версии:
— Вокруг ведь люди, мешать им тоже неправильно.
— Нужно ребёнка чем-то отвлечь, чтобы занялся чем-то другим, чтобы это не так травматично было для ребёнка.
— Спросить ребёнка: ты уверен, что не упадёшь? (Н.Т. а он ни в чём не уверен, он балуется, он прыгает ему интересно, у него азарт)
— Пусть лазает, а я буду на подстраховке. (Н.Т. Ура! Как я ждала такого ответа!)
И давайте разберёмся: цель родительского воспитания — не допустить падения ребёнка или может быть воспитать смелого, решительного, самостоятельного, уверенного человека?
Ведь мы-то с вами знаем, что жизнь не легка. Жизнь сложна, и она частенько нас побивает.
Тогда как же воспитать в наших детях умение держать удар, как привить иммунитет к боли?
Ведь ограждая, изолируя ребёнка от этих ударов, мы тем самым прививаем ему страх удариться, лишая навыка достойно справляться с болью, с неудачей, с промахом.
4— Что же тогда, — спрашивают родители, — Делай что хочешь?
Конечно же, нет! Необходимо найти середину между этими двумя крайностями. Так как же наиболее уместно в этой ситуации вести себя маме? Первое. Рассказать о возможных последствиях ребёнку всё-таки необходимо:
— Ты прыгаешь сейчас. Ты рискуешь сорваться и удариться очень больно.
Ребёнок обязательно должен узнать от родителей, что свалиться, удариться риск всё-таки есть. И не важно, кто из них это скажет: мама или папа. Предупредили. И дальше необходимо быть рядом контролировать ситуацию. Нужно, да, заниматься своими делами, но вниманием находиться от ребёнка на расстоянии вытянутой руки, чтобы, в случае чего, предотвратить травмирующую ситуацию.
А если он всё-таки слетит с полки, то я уверена, что даже разговаривающий по телефону отец моментально среагирует и поймает своё чадо. Скорее всего ребёнок испугается. И не всегда избежит ударов и боли. Но он получит СВОЙ опыт.
А испуганная мама закричит не менее испуганному ребёнку:
— Я ж говорила! Не слушаешься меня! Вот получил теперь!
ТО она тем самым закрепит сценарий «Не рискуй! Не будь инициатором, не будь успешным. Сиди ровно, не высовывайся». А что же взамен? Варианты, предлагаемые мамочками:
— Ты думаешь, что делаешь?! (Н.Т. опять — не действуй, пока всё не просчитаешь)
— Поинтересоваться: что ты чувствуешь? (Н.Т. опять мама-оберег)
Может быть лучше:
— Ничего страшного! Подумаешь, ударился! Пройдёт!
И помочь ему справиться с испугом. Потрём ушиб, прижмём к себе нежно, поцелуем: я рядом, я тебя люблю, ты моё золотце.
— Это точно пройдёт. Это не страшно. Иди сюда. Иди ко мне моя радость. Успокойся. Все ударяются, все живы, всё хорошо.
— Не бойся неудач, они случаются! Важно научиться с ними справляться. Я тебя люблю и всегда буду рядом.
И когда ребёнок полезет на верхнюю полку снова, важно воздержаться от возгласов:
— Опять полез?! Опять свалиться хочешь?! Мало один раз ударился?! Надо ещё раз?!
Важно отказаться от запугивания:
— Тебе одной шишки не хватило? Опять хочешь получить?
Ребёнок: «Можно я ещё?»
Родитель: «Иди. Просто ты теперь знаешь, как себя вести»
Ребёнок: «Да, да, знаю»
Ведь родитель точно знает уже на своём опыте, что успех — это завершающее звено в цепи неудач.
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1169921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
96718 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
84718 ноября 2024
Выбор редакции
25303
Записи автора
Основная родительская ошибка в воспитании детей
456112 декабря 2023
105016 февраля 2020
97015 февраля 2020
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии