
Про образование и онлайн-апокалипсис
Все эти зумы и домашние работы — очень маленький кусочек айсберга. Далеко не самый важный. А вот готовность часами говорить с ребенком, слушать его полноценно, реально отложив свои дела, разбирать его идеи, не делая скидку на «да что он там понимает…» — вот это образование.
144527 июня 2020
Читаю страшные прогнозы, уже перерастающие в требования «запретить» и «не позволить». Дистанционное обучение как угроза всему сущему. Дети-зомби. Защитим и не допустим. По дороге еще уберем ЗНО (экзамены для поступления в высшие учебные заведения на Украине, — ред.), но это мелочи, давно бесят все эти тесты. Вот раньше, бывало, кабанчика заколол, к институту подогнал — вот и все ЗНО. А нынче и кабанчики пошли тощие, и вообще…
Анализируя сложившиеся судьбы моих однокурсников (а заканчивали мы биофак университета, который был в тройке лидирующих вузов советского союза по данному направлению) можно сказать одно: нам не пригодилась информация. Да, есть несколько человек, связавших свою жизнь с наукой, но и они заново собирали все знания, на основе реальности. Остальным так и не пригодилась физколлоидная химия или систематика низших растений. Что пригодилось, так это умение учиться и относиться толерантно к изменениям. По-разному учиться. Кто-то сидел на лекциях и в библиотеке и готовился сам. Кто-то научился готовиться за ночь по чужому конспекту (и наработал навыки этот конспект найти и выпросить). Я и пара моих друзей научились находить деньги на командировки, выживать в заповедниках на подножном корму и самостоятельно придумывать и реализовывать научные темы. А потом договариваться с теми преподавателями, лекции которых мы пропустили.
1И всем нам понадобился навык забыть все, к чему мы готовились, и смириться с мыслью, что теперь будет по-другому. Кого-то этот факт сломал. Большинство выжили, потому что были готовы к постоянным изменениям. Но весь этот процесс подготовки не имел ни малейшего отношения к той информации, которую нам скармливали в ходе программы. Имели значение байки профессоров, посиделки до утра, умение делиться идеями, спорить и мириться после этих споров.
Я уже много писал о своем отношении к отечественной школе, повторяя термин Людмилы Петрановской «детохранилище». Столкновение с реальностью, когда детей вдруг из этих хранилищ вернули в семьи, для огромного количества людей оказалось шоком. «Так они же….такие…». Выяснилось, что с ними необходимо говорить… О чем?! И неподготовленные педагоги, лишенные и без того невысокого статуса, уравненные с участниками конференции до квадратика на экране (который так весело отключить/забанить). Если это считать дистанционным обучением, то да, все верно, ничего полезного не выйдет. Хуже, правда, тоже не будет, за исключением того, что раньше он был «приписан» к школе, а теперь еще об этом голова болит. Но образование — это не знания, которые наталкивают в голову, как в кадушку с капустой. «Какой материк больше — Австралия или Антарктида?» — вопрос в третьем классе. Правда так надо спрашивать, им правда будет хотеться узнать что-то про эти материки?! Составить программу по истории, географии, биологии таким образом, чтобы ученик возненавидел их навсегда. Это талант надо иметь! И не важно, будет ли это сказано по тормозящему зуму или в сторону орущего класса. Разницы никакой. И если вы думаете, что в вуз надо идти за информацией, приберегите своего кабанчика для собственного стола.
Мои дочери, две абсолютно разные по характеру и мировосприятию девочки, уже давно на дистанционном обучении. У каждой были для этого свои причины. Но важным остается одно: все эти зумы и домашние работы — очень маленький кусочек айсберга. Далеко не самый важный. А вот готовность часами говорить с ребенком, слушать его полноценно, реально отложив свои дела, разбирать его идеи, не делая скидку на «да что он там понимает…» — вот это образование. Готовность вынимать деньги и вкладывать их в то дополнительное обучение, которое, возможно, и не выстрелит. Принимать у себя их подружек «на ночевки» и терпеть, что они пошли гулять, но возвращаются уже четвертый раз за двадцать минут за чем-то. Гулять с ним. Есть еду, которую он приготовил. Быть готовым покупать книги в правильных переводах, а не просто «на, по программе положено»...
Образование всегда, я убежден в этом, было и будет олицетворением неравенства. Неравенства на уровне личных талантов, и неравенства на уровне готовности вложений. И речь не идет лишь о деньгах (хотя и они крайне важны). Вложения на уровне личного времени и энергии, личных эмоций, личного смирения, наконец! Ты либо готов смириться с тем, что у тебя не будет новой машины, зато у ребенка будет два месяца языкового лагеря в Германии, либо не готов. Либо готов потратить свой единственный свободный вечер на разговор о новом парне дочери и перспективах их отношений, либо идешь на любимые танцы, а дочь привыкает решать свои проблемы сама, исходя из тех ресурсов, которые сумела наработать. Это не хорошо и не плохо, это подход к образованию.
Вот уже два месяца я делаю то, к чему всегда относился с опаской — веду онлайн группы. И мне все больше нравится. Возможность на три часа собрать вместе людей из нескольких стран и в конце программы иметь несколько инсайтов и решенных кейсов — это замечательная возможность! Но для меня это лишь верхушка того же айсберга. Ведь мы продолжаем общаться с участниками, с некоторыми встречаемся вживую, гуляем и говорим, делимся идеями и историями. Делимся рецептами еды и знакомыми специалистами. Говорим о жизни, любви и новых книгах. Пьем кофе и вино. Для меня это и есть образование! А то, что в результате дистанционного обучения люди превратятся в зомби… Присмотритесь, а сейчас они...того... нормальные?
Оригинал в facebook автора.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 30 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 174 человека
Самое читаемое
Итоги недели с Александром Лихачевым
570226 августа 2025
Гороскоп на 26 августа 2025 года
56825 августа 2025
Гороскоп на 28 августа 2025 года
52327 августа 2025
Выбор редакции
998108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
126405 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1002402 августа 2025
63905
Записи автора
118308 января 2022
А что делаете вы, когда одновременно «прилетело»?
101121 октября 2021
227212 августа 2021
Страх — это значит, что вы еще живы
136719 сентября 2020
— Путешественница на пенсии
— попутчица
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии