Часто, требуя от детей реализации своих незыблемых правил, мы не учим их, как с ними справляться
Выглядит это так, как будто бы мы даём указания о начальном и конечном пунктах путешествия. То есть, ты сейчас в месте, где ничего не можешь сделать, а конечный пункт — полная автономность. Только маршрутную карту с подробным описанием шагов ребенок в дорогу не получает.
«…если человек не умеет водить машину, никто не посадит его в автомобиль одного с таким напутствием: «В добрый путь, дружок! Покатайся сам и поучись водить машину аккуратно и осторожно»… Поступать так было бы дико и совершенно безответственно».
Так Арнхильд Лаувенг в автобиографической книге «Завтра я всегда бывала львом» рассуждает о том, почему ее борьба с психическим заболеванием в подростковом возрасте была обречена на провал. В тот период своей жизни из-за измененного мышления она не могла и подумать, что можно научиться вырабатывать полезные стратегии, помогающие справиться с жизнью, внутренним хаосом и удручающей реальностью. Да и никто этому её не учил. Совсем никто. Поэтому она боролась, как могла, босыми ногами отгоняя кровожадных волков и стараясь беспрекословно выполнять приказы полоумного Капитана.
1Что заставило меня застрять на этой цитате?
Иногда, общаясь с родителями на консультации, чувствуешь, что не хватает какого-то звена в семейном взаимодействии. Часто, требуя от детей реализации своих незыблемых правил, мы не учим их, как с ними справляться. Не показываем, что нужно сделать, чтобы первоклашке стать, к примеру, самостоятельным. Мы скорей, поторопимся указать на то, чего нет и то, что обязательно должно быть: «Ты ничего не можешь сделать сам»! «Ты должен справляться со своими уроками (конфликтами с одноклассниками, несобранностью, отсутствием желания учиться, посещать секцию тяжелой атлетики) — САМОСТОЯТЕЛЬНО! Никто не будет этого делать за тебя!»
Выглядит это так, как будто бы мы даём указания о начальном и конечном пунктах путешествия. То есть, ты сейчас в месте, где ничего не можешь сделать, а конечный пункт — полная автономность. Только маршрутную карту с подробным описанием шагов ребенок в дорогу не получает.
Ну и дальше, «дружок» рулит, как может и как сам понимает. Иногда нарушая правила, заезжая в тупик, получая травмы. Будто бы, играя в жмурки с завязанными глазами, пытается найти то, что удовлетворит наш родительский запрос.
Согласитесь, нельзя сразу маленькому спортсмену рвануть штангу с рекордным весом. Не получится сесть в автомобиль и просто поехать без опытного инструктора рядом, без освоения многих часов теории и практики. Маленькие шаги, соответствующие возрастным возможностям ребенка под руководством (и порой, с участием) взрослого — совершенно нормальный и естественный этап прохождения пути от начального пункта до цели.
Маршрутный лист для родителей:
1. Сначала рассказываем ребенку о том, что такое эта самостоятельность и по каким признакам можно понять, что достиг ее.
2. Пробуем делать вместе первые самостоятельные шаги (создаем условия, подбадриваем, поддерживаем).
3. Доверяем совсем небольшое и безопасное дело, с которым может справиться ребенок и получить опыт успешности.
4. Поощряем желаемое поведение и гордимся самостоятельными действиями (корректируем мягко, если нужно).
5. Доверяем ответственное дело, за которое будет отвечать только ребенок (например, кормление питомца, наличие хлеба, молока в доме, порядок в собственной одежде, в рюкзаке).
6. Даем понять, что дела, которые ребенок делает самостоятельно очень важны для всей семьи.
7. Постепенно увеличиваем зону самостоятельности ребенка.
И да, пока ребенок осваивает этот путь, родитель тихонько «колесит» рядом, наблюдая как растут на приборной доске родительского авто показатели терпения и поддержки. В добрый путь!
2
Оригинал поста здесь.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Секреты легкой подготовки к школе: что НЕ нужно делать перед 1 сентября
Хорошие новости про злобного критика
Привычка чувствовать себя счастливым
Знают ли дети, что хотят, когда выбирают свой жизненный путь?
Спрыгнуть с высотки я не смогла...
Правила поддержки: пять шагов к ребёнку
— Коуч, психолог
— депутат Государственной Думы
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии