Растет в Сибири климовский каштан…
Известно, что каштаны в Сибири не растут. А эти прижились на сибирской земле, как когда-то и я сама.
6812708 мая 2021
Много лет назад мой дедушка Константин Иванович Ермаков посадил у своего дома в поселке Климово Брянской области маленький каштан — в честь поступления в первый класс любимой внучки.
1Десять лет назад я привезла со своей малой родины несколько орехов — «деток» того каштана. Бережно выращивала саженцы, чтобы потом пересадить в почву. Известно, что каштаны в Сибири не растут. А эти прижились на сибирской земле, как когда-то и я сама. Надеюсь, скоро зацветут, даря радость уже моим детям и внукам. Связывая две родины — Брянщину и Сибирь — одной нитью...
Мальчик из Нового Ропска
У моего детства — вкус антоновских яблок. В памяти навсегда остался просторный дедушкин дом на улице Полевой, родовое гнездо Ермаковых. Дедушка построил его в 1965 году. Порой во сне открываю до боли знакомую калитку, вхожу в дом дедушки. На пороге с улыбкой, как много лет назад, встречают родные люди — дед Константин Иванович и бабушка Татьяна Сергеевна:
– Здравствуй, Людочка! Давненько же ты у нас не была…
И хотя оба давно ушли из жизни, память бережно хранит тепло бабушкиных рук, добрую дедушкину улыбку. Для меня они — единое целое. А любовь, которая их соединила — как то кольцо из песни, у которого «начала нет и нет конца».
Из рассказов бабушки знаю, что познакомилась она с будущим мужем на своей родине — в селе Новый Ропск, что на Брянщине. Серьезный, сдержанный Костя Ермаков был моложе бабушки на четыре года и тщательно скрывал от нее этот факт. Его отец, Иван Пименович Ермаков, с женой Надеждой Федоровной растил семерых детей. Мой будущий дед Константин Иванович родился 24 февраля 1906 года. Был четвертым ребенком в семье. Когда мальчику исполнилось одиннадцать, трагически ушла из жизни мать. Много лет спустя бабушка вспоминала, как впервые увидела будущего мужа на сельских похоронах — худенький мальчик в старом пальтишке стоял у гроба мамы и плакал навзрыд…
Вернувшись с Гражданской войны, Иван Пименович женился на вдове с четырьмя детьми. Мачеха добротой не отличалась и «чужих» детей не баловала — приберегала все лучшее для родных. Рано повзрослев, Константин пошел работать в колхоз — чтобы не быть обузой для семьи. А в двадцатилетнем возрасте повстречал в клубе миловидную большеглазую Таню. Свою будущую жену...
Расписались молодые 26 июня 1926 года. Поселились в Новом Ропске. Жили в мире и согласии. Через год у супругов родилась первая дочь — Инна. Через три года, 12 января 1930 года, сын Владимир. Его моя бабушка назвала в честь Владимира Ильича Ленина. А 28 декабря 1936 года на свет появилась младшая дочь — Ольга Константиновна Ермакова, моя будущая мама.
2Любимой супругой мой дедушка всю жизнь гордился. По мере возможностей берег от тяжелой работы по дому. Называл ласково — Тасенька, Тасенок. На людях уважительно величал Сергеевной. По совету жены поступил в Новозыбковский сельскохозяйственный техникум, имея за плечами семь классов общеобразовательной школы. Бабушка помогла подготовиться к экзаменам и всегда призывала: надо учиться! Так мой дедушка получил мирную, самую земную профессию — агронома.
Госпиталь на улице МОПРа
Константина Ивановича Ермакова призвали на фронт на второй день Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года. Было ему тридцать пять лет. Ушел защищать родную землю, с болью в сердце оставив на Брянщине любимую жену и троих детишек. Из скупых рассказов деда я запомнила, что был он фронтовым разведчиком, воевал на разных фронтах. Как все разведчики, чтобы добыть данные о противнике, сутками сидел в засаде. Много раз в составе разведгруппы ходил за «языком». Навсегда усвоил основной закон разведки — своих на поле боя не бросать, в плен живыми не сдаваться.
Когда в 1943-м под Сталинградом получил тяжелое ранение, однополчане вынесли его из-под огня. Военно-санитарным эшелоном боец был отправлен в далекий сибирский город Омск. Так уроженец Брянщины Константин Ермаков оказался в Сибири, где «на диком бреге Иртыша» когда-то размышлял о будущем его «тезка» Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири…
В омском эвакогоспитале №1494, который и сегодня находится в историческом здании на улице Гагарина, бывшей улице МОПРа, фронтовой разведчик провел девять месяцев. Врачи не гарантировали, что он сумеет выкарабкаться. А тяжелораненый Ермаков перенес несколько операций и пошел на поправку. До конца своих дней с благодарностью вспоминал персонал госпиталя — докторов, медсестер, санитарок, которые его, тяжелораненого, выходили. Вспоминал реку Омь, куда незадолго перед выпиской ходил за водой, чтобы помочь сотрудникам принести воды для хозяйственных нужд. Питание в госпитале было скудное. И хотя в военное лихолетье все жили бедно, сестры и санитарочки приносили раненым кто домашней лапши, кто — картошки или квашеной капусты, кто — огурчик со своего огорода. Относились к бойцам, как к родным людям. Сибиряки покорили дедушку своей добротой, широтой души и отзывчивостью. Много лет спустя он признавался: «Я бывал во многих городах, а лучше сибиряков в жизни никого не встречал. В Омске — самые хорошие люди…»
После госпиталя дед снова ушел на фронт. На передовую после ранений уже не отправляли. Он честно прошел путь до конца войны. Домой вернулся лишь в ноябре 45-го. Был награжден орденом и медалями (награды после войны передал в Климовский музей). В качестве семейной реликвии у нас долго хранился подаренный Константину Ермакову в 1945 году серебряный именной портсигар «За победу над Германией» с барельефом И.В.Сталина.
– Когда война окончилась, я уже подросла. Часто бегала на перрон, чтобы успеть к проходившим составам. Надеялась встретить отца с войны, – вспоминала много лет спустя моя мама Ольга Константиновна. – Однажды играю с ребятишками и вижу: через наш огород идет незнакомый мужчина в военной форме. Увидел меня, зовет: «Оля, Оленька!» А я, младшая в семье, отца помнила смутно. По-детски была уверена, что внешне он — вылитый Ленин! Мама смеялась: «Оля, да папа совсем не такой!» И в тот раз его не узнала. Он подошел, подхватил меня на руки… Из дома выбежали сестра Инна, брат Володя, повисли на отце. Мама была в школе, вела уроки. Отец предложил: «А давайте мы ее встретим!» Шел и плакал. Зрелый мужчина, прошедший войну, не мог скрыть слез. Встретил маму возле школы. Она бросилась навстречу. Как они обнимались, целовались! Никогда не забуду. Мороз по коже… Мы были самыми счастливыми на свете: папа вернулся с войны!
Зонтик, забытый на вокзале
Дедушка всю жизнь был благодарен супруге за то, что в страшные годы оккупации выжила, дождалась его. А главное — сберегла детей. Хотя сама Татьяна Сергеевна ничего героического в этом не видела. Мол, жила как вся страна. День освобождения Климовского района от фашистских оккупантов был для них обоих особой датой.
Позже историки подсчитают, что за два года оккупации фашистами было уничтожено, сожжено, замучено 75 тысяч жителей Брянской области. Еще больше угнали в Германию. Села, в которых жители помогали партизанам, сжигали. Много было расстрелянных и повешенных. Бабушка была одним из живых свидетелей того времени. В годы войны учительствовала в Хохловке и Митьковке. Вспоминала тот период, как самый тяжелый. Не хватало всего — еды, одежды, обуви, лекарств... От голода спасались, потому что выращивали на своей земле овощи, а в садах спели антоновские яблоки. Весной — лепешки из лебеды. Выжили, потому что верили в Победу.
3По признанию бабушки, во время оккупации она больше всего переживала за судьбу мужа и трех братьев. Однажды даже обратилась к местной знахарке. Та, глядя в обручальное кольцо на луну, сказала: муж бабушки будет тяжело ранен, но вернется домой. А братьев она в живых не видит — только три холма… Пророчество сбылось: братья бабушки — Алексей, Илья и Константин – погибли на войне.
Бабушка много лет учительствовала в Митьковской школе. В Климово они с дедом переехали в 1961 году. Дедушка работал на консервном заводе, а Митьковка — в нескольких километрах от Климово. К тому же в райцентре уже жил сын Владимир. Сначала купили дом по улице Полевой. Через четыре года дедушка решил построить новый. Старый разобрали по бревнышку, и бригада строителей за четыре месяца возвела из них новое родовое гнездо Ермаковых.
Работая на консервном заводе, дедушка много ездил по району на заготовки сырья. Бывал и на Украине, в Одесской области. Трудился до глубокой старости. Всегда аккуратный, подтянутый: неряшливых, ленивых людей Константин Иванович не уважал. Уходил на работу ранним утром. Перед этим успевал подмести и прибрать во дворе, набрать воды из колонки — чтобы его любимая Сергеевна не носила тяжелые ведра. Дедушка был общительным, умел ладить с людьми. Тепло, с искренней заботой относился к многочисленным родственникам.
Я всегда гордилась тем, что мой дедушка — участник войны. Девятое мая было дня него святым днем. К празднику готовился заранее. Обязательно надевал костюм с наградами и шел на традиционную маевку. Встречался с другими фронтовиками, их тогда еще было много. Поднимал чарку за Победу. Любил смотреть серьезные фильмы о войне. Среди самых любимых — эпопея Юрия Озерова «Освобождение» и драма «Девочка ищет отца» Льва Голуба. Очень хотел еще раз побывать в Омске, пройти по знакомым улицам. Так получилось, что его мечту осуществила я. Решила своими глазами увидеть «город-сад», где живут лучшие люди страны. И уехала в Омск. Думала, на время, а оказалось — на долгие годы...
Во время своего очередного отпуска на Брянщине дала слово дедушке: если с ним случится самое плохое, обязательно приеду. Он провожал меня на автовокзале. Тогда я впервые увидела его слезы. Дедушка очень плохо себя чувствовал. Видимо, сердце подсказывало, что видит меня в последний раз. Расстроившись, я забыла на скамейке автовокзала зонтик, мамин подарок. Когда рассказала об этом на работе, одна из коллег заметила: «Значит, скоро еще раз вернешься туда — примета такая!» Я не поверила — ведь всего месяц назад была на родине. А ночью 15 ноября — звонок от дяди, с трагическим известием: умер дедушка. Ему было семьдесят восемь лет...
…Годы летят. На календаре — 76-я годовщина Великой Победы. И я вновь с огромной любовью и признательностью вспоминаю своего деда. Когда бываю на малой родине, в Брянской области, обязательно навещаю Климово. Не раз посещала омский госпиталь для ветеранов войн, где врачи в 1943 году спасли жизнь Константина Ивановича Ермакова и тысячи других бойцов Красной армии.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
857921 ноября 2024
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
85316 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
77918 ноября 2024
Выбор редакции
633471
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии