Главная Блог-пост Александр Тарасов Перекресток у Кристалла. Решения департамента транспорта и мировой опыт
Перекресток у Кристалла. Решения департамента транспорта и мировой опыт
Цель моей заметки — не в том, чтобы рассказать специалистам, что нужно делать, а поставить перед ними вопросы, которые возможно заставят их задуматься и скорректировать принятые решения.
405320 июля 2021
Утром 6 июня 2021 года 29-летний водитель «Мазды» в районе дома №44 на проспекте Мира влетел в ВАЗ, за рулем которого находился 48-летний мужчина, затем сбил двух пешеходов, стоявших на «островке безопасности» у «Кристалла», и снес светофор. Женщина пострадала несильно, мужчину госпитализировали с серьезными травмами. Водитель был в состоянии опьянения.
После этого происшествия Департамент транспорта принял решение изменить перекресток, чтобы предотвратить повторение подобных аварий. Что же будет делать департамент? А вот что:
1. Остановку общественного транспорта пренесут со стороны ТЦ «Европа» на сторону «Провианта».
2. Увеличат размер островка безопасности, на котором стояли пострадавшие пешеходы.
Сразу хочу сказать, что я не являюсь специалистом в области дорожного строительства и проектирования дорог. Цель моей заметки — не в том, чтобы рассказать специалистам, что нужно делать, а поставить перед ними вопросы, которые возможно заставят их задуматься и скорректировать принятые решения. Сначала попробуем разобрать предложенные дептрансом решения. Возможно, разбор будет не совсем корректным, потому что с конкретным решением, проектом или схемой департамент общественность еще не знакомил.
Какие последствия переноса остановки на другую сторону перекрестка?
Странно, что это решение родилось именно после этой аварии, потому что направление движения в сторону Нефтяников в ней затронуто не было. Хорошо, может быть это мероприятие будет направлено на предупреждение аварий по другим сценариям.
Сейчас остановка общественного транспорта по движению в сторону Нефтяников находится между ТЦ «Европа» и улицей Химиков. Газельки и автобусы постоянно толкутся в районе остановки, снижая скорость потока на этом участке дороги. Что будет, когда остановка переедет? Трехполосная широкая дорога, можно ехать, не сбавляя скорости, не опасаясь, что с правой полосы выскочит газелька. И не будет в средней полосе крадущихся машин, которые пытаются объехать общественный транспорт на остановке и повернуть направо на Химиков.
А еще здесь неизменные спутники крупных остановочных пунктов — киоски. Для них нужен трафик. Уйдет трафик, они уйдут вслед за ним. Но куда? Там, куда планируют перенести остановку нет места для такого количества киосков.
Фото отсюда.
Таким образом, полагаю, что перенос остановки приведет к следующим последствиям:
— увеличится скорость трафика по улице Мира в направлении перекрестка с Химиков, что негативно повлияет на безопасность участников движения, увеличит аварийность;
— будет нанесен удар бизнесу киосков, расположенных на старом месте, либо они вынужденно перебегут на новое место, чем испортят облик улицы и сузят тротуар.
Какие последствия от увеличения островка безопасности?
К сожалению, пока неизвестно, как именно будет выглядеть обновленный островок, но в любом случае, уверен, что его увеличение повысит безопасность пешеходов.
В идеале, конечно, если бы он стал выглядеть примерно так:
Фото отсюда.
Но увеличения размеров одного островка безопасности недостаточно! Для успокоения трафика необходимо сужать полосы, расширять все существующие островки на этом перекрестке и добавлять новые. Откуда такие мысли? Этому нас учит шведская концепция нулевой терпимости к смертности на дорогах — Vision Zero. В Швеции смертность на дорогах за последние 20 лет снизилась почти в 3 раза, поэтому, конечно, шведский опыт заслуживает внимания.
Что еще можно сделать?
Вот, примеры повышения безопасности в соответствии с концепцией Vision Zero:
Легко заметить, что на каждом из этих примеров происходит сужение доступного пространства для водителей — как реального, так и видимого. Полосы сужаются, добавляется разделительная разметка, светофоры, добавляются даже элементы благоустройства.
3Давайте, посмотрим, что видел водитель, который несся в сторону Центра со стороны Нефтяников.
Те, кто ездит через этот перекресток, знают, что несмотря на разметку, зачастую прямо едут три ряда, а не два, и еще один поворачивает налево на улицу Химиков. Это очень широкая дорога с широкими полосами. И визуально пространство открыто, как на площади. Слева и справа парковки, визуально дорогу ничего не ограничивает, кроме скромного заборчика по правой стороне. Сужение ширины полос при сохранении их количества, предусмотренного разметкой (три), снизит скорость потока.
Предполагаю, что найдется много недовольных таким решением. А как же зимой, снег выпадет и полосы еще сильнее сузятся?! — спросят они. Но Швеция тоже не тропическая страна, от снегопада и несвоевременной уборки не спасет даже самая широкая полоса. При этом, я не прошу утрировать и сокращать полосы настолько, чтобы машины начинали притираться, вовсе нет.
Другой возможный вопрос — а почему три полосы, а не четыре, там и так всегда пробка?! Концепция Vision Zero прямо говорит о сокращении количества поло, и я с этим соглашусь, потому что пропускная способность проспекта Мира все равно не позволит пропустить тех, кто смог проскочить перекресток у Кристалла. Разница будет лишь в том, где стоять — на Кристалле или у Политеха — а время стояния в пробке останется неизменным. С другой стороны, вариант организации движения с четырьмя полосами со стороны Нефтяников тоже будет сопровождаться сужением полос. Возможно, этого уже будет достаточно для снижения аварийности. А может быть можно предусмотреть дополнительные меры для успокоения тарффика, например, отделить левую полосу движения разделительной полосой или правую сделать для общественного транспорта. Эти вопросы лучше адресовать к специалистам, к числу которых, как я уже говорил, сам я не отношусь.
Другой пример от экспертов, последователей шведской концепции, — обустройство общественного пространства на месте парковочного островка.
В Нью-Йорке опыт таких решений показал снижение скорости вблизи таких общественных пространств на 16%, а снижение травматизма — на 26%. Кроме того, омичи не избалованы общественными пространствами. Дополнительная зона отдыха повысит качество жизни горожан. Посмотрите на иллюстрацию ниже, почему бы не сделать островок безопасности у Кристалла со стороны Нефтяников также.
Другое стандартное решение по успокоению трафика — это приподнятые пешеходные переходы.
4Эта фотография уже не из Нью-Йорка, а из Обнинска, в котором с 2017 по 2019 гг. приподняли 15 пешеходных переходов. Думаю, что наш город не хуже Обнинска и тоже может себе такое позволить.
У «Кристалла» же сейчас даже тротуар не приподнят над дорогой.
Фото отсюда.
Островок безопасности со стороны Нефтяников отличается от дороги только цветом асфальта — два оттенка серого.
Приподнимать можно и нужно не только тротуар, но и весь перекресток.
Фото отсюда.
При этом, приподнятая поверхность перекрестка выделяется ярким цветом.
Таким образом, комментарий к планам департамента транспорта получается такой:
1. Перенос остановки едва ли повысить безопасность участников движения, только испортит бизнес киоскам и облик города.
2. Расширение островка безопасности необходимо, и решение правильное, но недостаточное.
3. Необходимы меры по ограничению скорости на перекрестке, например, это могут быть приподнятые пешеходные переходы, добавление элементов благоустройства вдоль дорог вплоть до организации общественных пространств, сужение полос движения, отделение полос движения разметкой, разделительными полосами и т.п.
А главное, хотелось бы видеть последовательную системную работу по повышению безопасности на дорогах. Сейчас некоторые решения напоминает кампанейщину — то остановку перенесут, то проекционную зебру поставят.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
84716 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
842921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
77318 ноября 2024
Выбор редакции
1253135
Записи автора
Электросамокаты. Неизбежное будущее манит и пугает одновременно
242619 апреля 2022
Городской сад. Новая концепция... не безнадежная
1954325 октября 2021
Ультрамодное благоустройство на Бударина
254009 июля 2021
Бермудский колодец благоустройства
227503 июля 2021
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии