Главная Блог-пост Дмитрий Поминов Форсайт «Источники ресурсов для обучения ребенка и подготовки его к современному рынку труда»
Форсайт «Источники ресурсов для обучения ребенка и подготовки его к современному рынку труда»
Результаты второй встречи «Новая schola»
120104 февраля 2022
Суть: Государственное образование сейчас превратилось из отрасли, обслуживающей реальную экономику, в «вещь в себе».
В результате первого форсайта мы выяснили, что основная задача существующей системы государственного дошкольного и школьного образования = это передержка (занятость) ребенка и его «стандартизация». К дальнейшей жизни человека и его участию в конкуренции на рынке труда — школьное образование не имеет отношения вообще. С введением системы ЕГЭ главная цель школьного образования — это сдача ЕГЭ. При этом многие дети, успешно сдавшие ЕГЭ и поступившие в ВУЗ, испытывают трудности с учебой, сообразительностью и дальнейшим трудоустройством.
1То есть система «хорошо учись в школе и сдавай ЕГЭ — и все в жизни у тебя будет хорошо» — не работает.
ВУЗовское образование тоже к подготовке ребенка к конкуренции на рынке труда имеет отношение частично (цель ВУЗовского образования — это выдать диплом, а дальше сам интегрируйся в рынок труда. Ели ВУЗ сильный, это происходит, если средний или слабый — то не происходит).
Также мы выяснили, что субъектами-интересантами в создании из ребенка успешного человека, способного осуществлять деятельность, востребованную развивающимися рынками труда, в настоящее время являются:
- Родитель, семья — основное;
- Каста, сословие (частично, здесь полу-пассивная роль, сословие скорее готово в целом поддерживать какие-то системные решения и институты образования и само-воспроизводства);
- Конфессии (частично, там цель просто создать «сильного человека», он может как выйти на развивающийся рынок труда, так и не выйти);
- Государство (частично, в лице Минпрома и госкорпораций).
Существующее противоречие на рынке труда в сфере IT и других развивающихся рынках труда:
- Работодателю нужны готовые специалисты на рынке труда, он желает выбирать из имеющегося.
- Существующая система образования не готовит «готовых специалистов» для рынка труда.
Гипотеза: Получается, интересант, готовый инвестировать в создание нового работника = это только родитель ребенка? (бизнес готов учить и переучивать, но только взрослых и студентов. А что делать с детьми и подростками?)
Тема для обсуждения: Что приходит на смену системе государственного инвестирования в создание «нового работника» для развивающихся рынков труда?
Вопрос для обсуждения №1: С какого минимального возраста работодатель готов инвестировать в создание нового работника? Во что именно он готов инвестировать? Что он хочет получить? Какая была бы идеальная ситуация? А минимально жизнеспособная?
Проблемное место: Если раньше было понятно: все люди «принадлежат» государству, оно их учит, они потом на него и работают, то сейчас компания может инвестировать в подростка, а он уйдет работать к другому?
2Вопрос для обсуждения №2: Подросток с 12-14 лет готов работать, подрабатывать.
Есть ли способы включить подростка в деятельность компаний с 12-14 лет? Как это может быть сделано? Чтобы это была взаимная польза.
Вопрос для обсуждения №3: Какой должен быть «новый работник» — молодой человек, у которого хорошая, правильная «база», которого потом уже можно подучить чему-то и тп. Что это за «правильная база»?
Вопрос для обсуждения №4: За счет каких работников компании будут выигрывать в конкурентной борьбе в ближайшие 10-15 лет? Какие свойства, качества этих работников?
Результаты встречи
Результаты встречи оказались весьма интересными и неожиданными. В качестве экспертов-работодателей присутствовали собственники ИТ-компаний и представители государственных компаний. Изложенная ниже информация не претендует на истинность и объективность, это личные экспертные мнения участников форсайта.
Главный вопрос, который интересовал организаторов, звучал так: есть ли субъекты, кроме родителей/семьи ребенка, которые готовы инвестировать в развитие ребенка и подготовку его к конкурентному рынка труда.
Если коротко, ответ, который мы получили: нет.
В части случаев в развитие ребенка готовы инвестировать глобальные корпорации с последующим «присвоением» его себе и частичным лишением самостоятельности.
Кому интересна развернутая информация, можно читать дальше :)
Тезис 1: На смену понятию «профессия» в ИТ сфере приходит понятие «роль». Это функциональное понятие, включающее определенный набор компетенций и функций. Соответственно, если вы видите будущее своего ребенка в ИТ, готовьте его не к «профессии», а к «роли» (менеджер проектов, эксперт, аналитик, дизайнер, …)
3Тезис 2: Чиновники в таком количестве и качестве будут не нужны, идет цифровизация госаппарата. Соответственно, не имеет смысл идти учиться на «государственное и муниципальное упрвление» и подобные специальности. При этом «юристы» сохранятся, потому что «юрист» это не профессия, а роль.
Тезис 3: Будет увеличиваться число самозанятых, и будут развиваться отношения «заказчик = исполнитель» (а не «работник = работодатель»). Работники как исполнители будут не нужны — работу будут выполнять внешние исполнители. Внутри компаний будут нужны не работники, а функциональные «роли». Вывод: будет много конкурентных «исполнителей» с «профессиями», со средним небольшим заработком, и небольшое количество «работников-ролей» внутри компаний с бОльшими заработками.
Тезис 4: есть несколько глобальных трендов развития человечества, пока непонятно, кто победит.
Тренд №1: Общество торжества капитализма. Малое число сверхбогатых (0,5% населения Земли) + 5% обслуживающих людей (новый «средний класс») + 94,5% бедных.
В таком случае «образование» в современном смысле нужно только первым двум категориям. Нижнему классу не нужно будет даже уметь читать и писать — с помощью технологий дополненной реальности они смогут по алгоритмам выполнять любую низкоквалифицированную работу + получать гарантированный социальный доход, чтобы не было голодных бунтов. Соответственно первые два класса будут учиться по нормальным методикам, низший класс будет получать «удаленное псевдо-образование».
При этом сценарии для представителей части 5% «обслуживающих людей», занятых в научных разработках, создании нового, высококвалифицированных работах, глобальные корпорации будут формировать портреты требуемых специалистов, и в мировом масштабе отбирать их и забирать себе (оплачивать обучение, а затем в счет возврата оплаты за обучение заключать долгосрочные контракты).
Тренд №2: Общество пост-капитализма. Труд как способ самореализации талантов людей. В этом случае задача выявить и создать условия для развития талантов ребенка. Сама технология выявления и развития талантов может быть различной, главное — это «нащупать» талант и вовлечь ребенка/подростка в процесс творческого труда.
Тезис 5: Работодателям интересно вовлекать в деятельность только студентов начиная с 2-3 курса. Инвестировать в подростков не готовы (готовы «благотворительно» заниматься с подростками, но это вне контура реального производственного интереса).
Тезис 6: Подрабатывать подросткам можно на системах удаленного найма (выполнение работ по заказу через интернет), либо на неквалифицированных работах типа «курьера» или «общественный работы = высаживание цветочков на клумбах». Соответственно для вовлечения подростка в профессиональную трудовую деятельность возможен вариант использования сервисов поиска и выполнения удаленной работы/ либо привлечение к работе родителями/друзьями семьи. Других вариантов не нашли.
Тезис 7: Все эксперты выделили главное качество, требование к молодым работникам (которые претендуют на «роль» в компании): саморазвивающийся, заинтересованный в достижениях.
4Была выявлена общая проблема: дети среднего класса ленивы, родители и так все обеспечат. Вопрос смысла: зачем трудится, напрягаться?
Вывод: образовательным организациям необходимы техники работы со смыслами при образовании подростков.
Тезис 8: Для интеграцию в конкурентный рынок труда необходима роль «агента», «продюсера». Эту роль может выполнять только родитель/семья или сам ребенок. Родитель/семья также может «нанять» такого «агента».
Вывод: потребность в «агентах» есть, а предложения сейчас нет (можно сказать что «статусные» учебные заведения и есть отчасти такие «агенты», но только отчасти, без гарантии результата, скорее родители и дети думают, что статусный ВУЗ — это такой «агент», а сам ВУЗ так не думает)
Тезис 9: школьное образование в РФ в основе своей, по программе — достаточно качественное. Проблема может быть в исполнителях-учителях: хороший учитель — будет хороший результат для ребенка, плохой учитель — будет плохой результат.
Тезис 10: противоположен предыдущему (мнение другого эксперта). Школьное образование сильно перегружено ненужными знаниями, нужно давать общую для всех небольшую базу знаний и концентрироваться на развитии конкретных талантов ребенка.
Тезис 11: Частные школы не дают никакой добавленной ценности в плане качества образования и подготовки ребенка к конкурентному рынку труда. Они дают сервис для родителя в плане удобства, сервис для ребенка в плане удобства, но результата, отличного от обычной школы, они не дают, так как работают по такой же системе как и обычные школы.
Тезис 12: Необходимые качества «новых сотрудников»: способность к кооперации, когнитивные способности, ответственность, желание.
Тезис 13: Дети не хотят учиться, потому что это «немодно» — модно быть «тиктокером». Это убивает смысл учиться у детей. Необходимо работать со смыслами тем, кто занимается образованием детей
Тезис 14: Интересантом в качественном образовании, кроме родителей и семьи, станут «профессиональные гильдии» = юристов, программистов, медиков и т.п. Эти сословия будут в своих интересах создавать учебные заведения для своих детей.
Тезис 15: Кроме родителя, интересантом в подготовке ребенка к конкурентному рынку труда может быть сам ребенок, если будет видеть для себя смысл в этом.
Оригинал в Facebook автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98314 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
81815 ноября 2024
Выбор редакции
559261422
Исполнительный директор «Международного института стратегического проектирования», кандидат политических наук, разработчик авторского метода «Система Оптимум»
Записи автора
Что такое «воспитание» в идеале?
34722 августа 2024
Образ будущего. Как будет выглядеть адекватная система образования детей второй четверти 21 века
45231 июля 2024
Модель постиндустриальной школы
139015 февраля 2022
Форсайт «Новые технологии образования и обучения»
141107 февраля 2022
Результаты первой встречи Форсайта «Новая schola»
119804 февраля 2022
Как учат робототехнике в Омске
174411 апреля 2018
О качестве детских развивающих клубов и робототехнике
174323 марта 2018
— омичка
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии