Электросамокаты. Неизбежное будущее манит и пугает одновременно
Думаю, что в администрации понимают, насколько масштабны проблемы, которые прикатили самокаты. Неизбежно в ближайшее время начнут происходить ДТП с участием самокатов, лавина жалоб от водителей и пешеходов будет нарастать.
242619 апреля 2022
Взглянув на карту доступных самокатов в приложении, я испытал легкий шок. Они заполонили город! Видимо, администрация города оказалась шокирована не меньше. Сначала самокатам запретили ездить в парках, а потом распорядились вовсе убрать их с муниципальных тротуаров.
Ситуация с самокатами вызвала широкий резонанс. Многие омичи попробовали новый вид транспорта и остались довольны. Водители автомобилей вряд ли сильно обрадовались, они и велосипедистов не жалуют, а тут еще и самокатчики появились. И если велосипедисту нужно, как минимум, научиться ездить на велосипеде и купить его, то для того, чтобы поехать на самокате, нужен смартфон и 100 рублей.
1В чем же дело, неужели в том, что сервис проката не договорился с арендой муниципальной земли? Предполагаю, что нет. Мои предположения отчасти подвердились результатами встречи 18 апреля. Представитель кикшеринга говорит не только о согласованной форме размещения парковок, но и улучшении инфраструктуры для самокатов в целом. Думаю, что в администрации понимают, насколько масштабны проблемы, которые прикатили самокаты. Неизбежно в ближайшее время начнут происходить ДТП с участием самокатов, лавина жалоб от водителей и пешеходов будет нарастать. Точной статистики, скорее всего, нет, потому что инциденты с самокатами не всегда регистрируются. Известно, что за 1-ое полугодие 2021-ого года зафиксировано 180 ДТП с участием электросамокатов, что в три раза больше аналогичного показателя 2020 года. Были и смертельные случаи.
Странно, что в администрации вместо того, чтобы говорить о реальных проблемах, а их действительно много, стали пенять на то, что с ними не договорились о плате за использование земли. Омск — далеко не пионер кикшеринга, и нам не надо гадать, какие проблемы везут с собой самокаты:
— пожароопасность (да, не все аккумуляторы пожаробезопасны);
— ограничение скорости;
— отсутствие подготовки у водителей самокатов (знаний ПДД и управления самокатом);
— незащищенность участников движения в случае ДТП с самокатом;
— отсутствие инфраструктуры.
Далее предлагаю познакомиться с этими проблемами поближе и узнать, как с ними борются в других городах и странах на примере Мадрида (Испания), Лондона (Великобритания) и Сингапура.
1. Пожароопасность
Уже многие подзабыли, как взрывались аккумуляторы смартфонов очень известной марки. Проблема оказалась столь значительной, что эти смартфоны было запрещено брать с собой в салон самолета.
В Сингапуре водитель самоката обязан убедиться, соответствует ли его железный конь стандарту пожарной безопасности. В Лондоне запрещено кататься на своем самокате, можно использовать только согласованные модели арендных. Одним из критериев, по которому отбирались операторы кикшеринга была возможность проверки состояния батарей для предупреждения их возгорания. Существуют и правила, общие для стран Европейского Союза (Регламент ЕС 168/2013). Отмечается, что одной из основных причин появления этих ограничений стали несчастные случаи, вызванные дефектами электросамокатов.
2. Ограничение скорости
Очевидно, что ограничение скорости самокатов существенно снижает и количество инцидентов, и тяжесть их последствий. Максимальная разрешенная скорость самокатов: в Сингапуре — 25 км/ч, в Париже — 20 км/ч, в Лондоне — 12,5 миль в час (примерно 20 км/ч), а в отдельных зонах лимит скорости самоката автоматически снижается до 8 миль в час (примерно 13 км/ч), в Мадриде — от 10 до 25 км/ч в зависимости от категории улиц.
3. Отсутствие подготовки водителей самокатов
Все автомобилисты знают, сколько времени и денег они были вынуждены потратить, чтобы получить право выехать на дорогу. Водителю самоката в нашей стране не нужно ничего, хотя по факту он является участником движения. Для сравнения, в Сингапуре с 01 января 2022 года водитель электросамоката обязан пройти онлайн-тест на знание теории. Стоит эта услуга чуть больше 10 долларов. Учебная брошюра на 64 страницах несложного текста с картинками расскажет как приготовиться к поездке, как экипироваться, где можно ездить, где нельзя и т.п. За езду без теста в первый раз наложат штраф в 2 тысячи долларов или посадят за решетку на 6 месяцев, а при последующих случаях нарушения наказание увеличат до 5 тысяч долларов и 12 месяцев за решеткой. В Лондоне водитель электросамоката должен получить водительские права категории Q.
4. Незащищенность участников движения в случае ДТП с самокатом
Наш скандальный оператор кикшеринга заявляет, что отслеживает геолокацию, а в случае ДТП даже не пытайтесь убежать, все равно найдут. Аналогично следят со спутника за самокатами и заграницей. Кроме того, в Лондоне без страховки от ответственности перед третьими лицами нельзя выезжать на общественные дороги и частные территории. В Сингапуре страховка необязательна, но рекомендуется. В Омске страховка также действует, как отдельная платная опция. В Сингапуре владелец электроскутера обязан зарегистрировать свой транспорт в местном департаменте транспорта, получить регистрационный знак. За езду на незарегистрированном электросамокате — крупный штраф или заключение под стражу.
5. Отсутствие инфраструктуры
А теперь шокирую омичей-пользователей электросамокатов. В Сингапуре и Лондоне запрещено передвигаться по дорогам и тротуарам. Совсем. В Мадриде по тротуарам можно ездить с 08 до 10 утра и в любое время в праздничные дни при условии, что нет большого скопления пешеходов, а скорость не превышает 10 км/ч. Оказывается, движение электросамокатов считается безопасным только по велодорожкам. И тут возникает ключевой для Омска вопрос — где будут ездить электросамокаты, если велодорожек у нас почти нет?!
По дороге ехать опасно. А что с тротуарами? В качестве примера я прошел по произвольному маршруту от Красного Пути до Герцена по Кемеровской, далее по улицам Добровольского и Яковлева. Красными кружочками обозначены участки дороги, не подходящие для езды на электросамокате, желтыми — неудобные.
Если вначале ширина тротуара была около 2,5 метров, то уже у офисного центра «Олимп» тротуар сужается до 1,5 метров.
Далее на углу Кемеровской и Добровольского придется втискиваться в щель 0,75 м между столбом и фаркопом припаркованного автомобиля.
Доступная среда для маломобильных групп населения и велосипедистов, к сожалению, есть не везде. То и дело придется спешиваться.
3При повороте на Яковлева нас ждет участок тротуара «безопасной и комфортной дороги» толщиной примерно 30 см.
Очень наглядное получилось фото.
Ключевая проблема Омска в том, что у нас нет инфраструктуры не то, что для электросамокатов, ее нет ни для велосипедистов, ни для пешеходов. Выпускать на эти улицы тысячи или пусть даже сотни электросамокатов опасно.
Нужно ли ограничивать движение электросамокатов в Омске? Конечно, да, но не потому что за аренду муниципальной земли не заплатили. Не нужно изобретать самокат велосипед. Что нужно, можно понять по опыту других стран:
— стандартные требования к технической исправности и защищенности от возгорания электросамокатов;
— велодорожки и велостоянки;
— четкие правила, что можно и что нельзя (нельзя ехать по дорогам для автомобилей, при езде на электросамокате нельзя слушать музыку в наушниках, быть в состоянии опьянения, быть моложе определенного возраста и т.п.);
— защита прав всех участников движения в случае ДТП;
— ограничение скоростного режима;
— пассивная защита водителей электросамокатов (наколенники, шлемы, налокотники);
— обязательность обучения правилам дорожного движения и навыкам езды.
И все это необходимо. Электросамокаты дешевые и по цене, и по стоимости обслуживания. Они экологичны. Затраты на содержание велодорожек многократно ниже стоимости содержания дорог. Широкое распространение электросамокатов способно снизить трафик на автомобильных дорогах без дорогого строительства новых дорог и развязок. Электросамокаты — это наше светлое неизбежное будущее, но похоже путь к нему будет труден и тернист. Удачи нам всем)
4
Оригинал в ЖЖ автора.
Фото:Shutterstock/FOTODOM
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1034921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
87718 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
76818 ноября 2024
Выбор редакции
1253135
Записи автора
Городской сад. Новая концепция... не безнадежная
1955325 октября 2021
Ультрамодное благоустройство на Бударина
254109 июля 2021
Бермудский колодец благоустройства
227703 июля 2021
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии