Чего лишает авторитарный стиль воспитания?
Стиль воспитания в семье или тип родительского поведения по отношению к ребенку не означает, что эта действующая «конструкция» не может оказаться не эффективной по мере роста и взросления.
108314 июня 2022
«У меня авторитарный стиль воспитания. Я хочу, чтобы ребенок слушался меня просто потому, что я — родитель. Без лишних увещеваний и доказательств. Я забочусь, обеспечиваю, воспитываю, вкладываю в него моральные принципы и, соответственно, устанавливаю правила, требую их выполнения, отчитываю и наказываю за провинности и лень. Меня тоже так воспитывали. И я считаю, что баловать и сюсюкать ни к чему. Хочу, чтобы сын вырос настоящим мужчиной. И сейчас меня беспокоит то, что он не может за себя постоять, в классе у него нет друзей, скорей, наоборот, все не прочь над ним подшутить. И учится он из-под палки. Бывает, не хочет идти в школу. А позади всего лишь 5 класс! Что же будет дальше? Как научить его справляться с трудностями?»
Если разобраться, чего хочет родитель в данном случае, то запрос, кажется, в первую очередь касается ребенка. Почему такой четко выверенный воспитательный подход дает сбой? Что с ним не так? Что подкрутить и скорректировать, чтобы сын соответствовал и дальше выбранной модели взаимоотношений «ребенок — родитель»?
1Стиль воспитания в семье или тип родительского поведения по отношению к ребенку (детям) не означает, что эта действующая «конструкция» не может оказаться не эффективной по мере роста и взросления. Вышеприведенный пример, конечно, собирательный. Но в той или иной интерпретации тема довольно распространенная для родительского запроса. Что же делать в таком случае? Приказ «Справляйся с трудностями!» не работает. Тогда, что получается, отменить авторитарный подход?
Для родителя часто это означает признать свои ошибки, подвергнуть сомнению свой авторитет перед ребенком. К тому же приверженцы данного подхода могут считать все остальные если не вредными, то совершенно бесполезными. «По-другому не понимает!» Каждый случай индивидуален. Жизненный опыт родителя, особенности характера и темперамента ребенка, семейная ситуация — все это имеет большое значение при поиске инструмента для работы с запросом. Однако есть один ключевой момент, который важно иметь в виду родителю вне зависимости от выбранного подхода.
Стиль воспитания (авторитарный, попустительский, авторитетный) — это не просто совокупность признаков и способ реагирования на поведение ребенка в процессе воспитательного воздействия. Можно сказать, что это культурно обоснованная интерпретация опыта, исторический экскурс, жизненная философия, наконец. Если воспринимать свою родительскую задачу как передачу всего этого богатства, то станет очевидна недостаточность единственно выбранного воспитательного подхода. Потому что помимо четких границ и правил авторитарного подхода рано или поздно потребуется логическое объяснение и наличие диалога между подросшим ребенком и уважаемым им авторитетным родителем.
Когда воспитание исключает иные подходы и сводится только к авторитарности, то оно становится крайне неэффективным. Ребенок в этом процессе — лишь объект воздействия, ему не делегируется иная возможность: СО-трудничества, СО-вместного приобретения опыта, СО-творчества. У него не формируется навык общения на равных, опыт важности своего мнения, (пусть и неверного).
К тому же воспитание — процесс обоюдно развивающий. На каждой ступени развития ребенка родитель тоже растет, трансформирует и преумножает свой опыт. Нести ответственность за ребенка не означает муштровать его ежедневно, узнавать «как дела в школе» не значит вести доверительное общение. Если способы и приемы неэффективны, то это не означает, что ребенок «плохой», «поломанный». Скорей, стоит пойти вглубь его индивидуальности (характера, темперамента) и подобрать подходящий инструмент. В этом случае помощь психолога может оказаться весьма полезной.
Следующее упражнение поможет выбраться из тупика родительского несовершенства.
1. Перенеситесь мысленно на несколько лет вперед. Представьте вашего ребенка в будущем. Какими качествами он, по-вашему мнению, должен обладать? Запишите их.
2. А теперь проанализируйте, какими способами эти желаемые качества и навыки вы сейчас в нем формируете. К примеру, если хочется видеть ребенка самостоятельным и отстаивающим свое мнение, то насколько умение беспрекословно подчиняться родительским требованиям сейчас может быть ему полезно? А что скорее ему поможет в этом?
3. Попробуйте продумать более рабочие варианты. И не забывайте применять их в жизни. Стиль воспитания не повод ограничивать свои родительские возможности.
2
Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1043921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
88318 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
77318 ноября 2024
Выбор редакции
7751568
Записи автора
Секреты легкой подготовки к школе: что НЕ нужно делать перед 1 сентября
52922 августа 2024
Хорошие новости про злобного критика
58515 августа 2023
105622 октября 2022
Привычка чувствовать себя счастливым
110120 октября 2022
Знают ли дети, что хотят, когда выбирают свой жизненный путь?
135020 октября 2022
Спрыгнуть с высотки я не смогла...
99817 октября 2022
101107 октября 2022
Правила поддержки: пять шагов к ребёнку
109330 сентября 2022
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии