«Как убивает любовь»

Академический театр драмы на основной сцене открыл сезон премьерным спектаклем «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева. Давно уже я не видела такой реакции зрителей: аплодировали, практически, после каждой сцены. Похоже, соскучившиеся театралы еле дождались начала сезона в любимом театре.

9928 сентября 2024
«Как убивает любовь»

Режиссёр Александр Кузин уже больше десяти лет ставит спектакли в Омской драме и все — по произведениям классиков. Сейчас их в репертуаре три: кроме «Месяца в деревне» это «Женитьба Фигаро» Бомарше и «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. Об одном из них когда-то писала: «Режиссёр любит завлечь простодушного зрителя «костюмным» спектаклем, погрузить в далёкие времена, а потом оставить в недоумении: это про «тогда» или про «сейчас»?». Да, таков фирменный почерк Кузина, проявившийся и в новом спектакле.

1

В сценографии и костюмах это, конечно, 19-й век. Действие происходит как бы на просторной и одновременно уютной веранде помещичьего дома: плетёные кресла, белый деревянный диванчик, развевающиеся от свежего ветерка шторы выходящих на веранду окон... Усадебный уют! На обитателях этого «рая» элегантные, ладно скроенные костюмы в стиле «old money»; светлые, в основном, бежевые или природно-зелёные оттенки: люди одного круга стремятся проявлять принадлежность к нему и внешне. Разве что матушка хозяина дома, помещика Ислаева, Анна Семёновна (Татьяна Филоненко) предпочитает тёмные платья: старомодна старушка и взгляды у неё устаревшие. Да ещё по мере того, как нарастает нервное напряжение жены Ислаева Натальи Петровны (Анна Ходюн), всё более насыщенных цветов становятся её юбки, последняя — ярко-красная. Но блузки по-прежнему ослепительно-белые. Да, она до последнего старается сохранять самообладание.

Нет чопорности разве что в облике сына Ислаевых, мальчика Коли (Костя Мелков). Хотя... Начинают появляться и другие герои, не подчиняющиеся общему порядку. Скажем, воспитанница Ислаевых Верочка (Алина Заулицкая) предпочитает блузки со свободным воротником-апаш. Аркадий Ислаев (Руслан Шапорин), занятый постройкой плотины, не мучает себя пиджаками да жилетами и уж тем более — галстуками, а носит свободную рубашку с засученными рукавами и не стесняется подтяжек на пуговицах. Впрочем, точно так же одет и юный учитель Коли, студент Алексей Беляев (Тимур Муллин). Не потому ли он интересен Наталье Петровне, что напоминает молодого Ислаева?

Похоже, не столько тургеневские времена, сколько характеры и душевные состояния героев отражают их костюмы. Вот и режиссёр в приведённой на сайте театра аннотации к спектаклю утверждает, что написанная больше полутора сотен лет назад пьеса «очень современно звучит сегодня». Это потому, считает он, что в ней «есть глубокая тема, которая, на мой взгляд, сегодня должна волновать очень многих людей – это размышление о том, как убивает любовь».

Но если после этого вы подумали, что жанр спектакля — трагедия, то ошибаетесь. Вслед за автором спектакль назван «комедией в пяти действиях» (идёт, конечно, как сейчас принято, с одним антрактом). Душевные драмы героев словно бы окутаны комизмом окружающей действительности. Проницательный доктор Шпигельский (Сергей Оленберг) лучше всех понимает, что переживают окружающие, но всерьёз относиться к этому не способен. Его колкие замечания здесь воспринимают как должное, к ним все привыкли, но зрителей они веселят ещё как! А когда он инструктирует незадачливого жениха Верочки Большинцова (Николай Михалевский), их диалог превращается в самостоятельный комический номер, как и момент, когда Шпигельский делает предложение Лизавете Богдановне (Татьяна Прокопьева).

 

2

А вот друг дома Ракитин (Михаил Окунев) даже рядом с ним не становится смешон. Михаилу Окуневу удаётся при внешней сдержанности передать глубину драмы своего героя: он любит Наталью Петровну, но для неё он — лишь «жилетка», в которую можно поплакать. И Ракитин с благородством аристократа принимает это как неизбежность. По-другому реагирует на случившееся Ислаев: с горя напивается и, надо признать, Руслан Шапорин делает это очень убедительно. Но и Ислаев не менее благороден: готов дать Наталье Петровне свободу. Однако и юный влюблённый, студент Беляев, поняв, что его чувство взаимно, не осмеливается рушить уютный мир этой усадьбы. Сменив свободную рубашку на костюм-тройку, он вместе с Ракитиным покидает этот рай.

Кого же любовь убивает? Может быть, не «кого», а «что»? Например, иллюзии о возможном счастье взаимности? На это никто здесь больше не надеется. Разве что Шпигельскому и Лизавете Богдановне будет хорошо вместе. Но ведь они в любви друг другу не объяснялись, скорее, обсуждали правила удобного совместного проживания, вот и остались живы...


Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Андрея Кудрявцева

Теги:Драмтеатрпремьератеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 136 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 115 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1183112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

2242106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

824512 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

821511 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх