О библиотеках и о грамотности

Уменьшение количества читающих книги связано прежде всего с распространением новых средств информации и развлечений.

161926 декабря 2017
О библиотеках и о грамотности

Заметку «Мои библиотеки», опубликованную «ВОмске»,
прокомментировал Александр Скрягин:

«Да, в США есть прекрасные библиотеки. Но при этом надо иметь в виду, что по данным американских же социологов, более 80 процентов американцев после окончания учебы не прочитали в своей жизни ни одной (!) художественной книги, а более 50 процентов взрослых граждан испытывают трудности в понимании текстов из-за крайне слабых практических навыков чтения. У нас в России даже сегодня такая ситуация кажется фантастической, но, тем не менее, в "цивилизованной" Америке ситуация именно такова... А библиотеки в Америке, в самом деле, есть очень хорошие...».

Заметка моя, напомню, была о библиотеках, а не об уровне грамотности или уменьшении количества читающих, поэтому такого рода комментарий напомнил мне давно канувшие в прошлое дни, когда рассказать что-либо хорошее о жизни в иностранной державе нельзя было, не добавив чего-нибудь вроде «зато мы делаем ракеты». Надеюсь, Александр Скрягин не обидится на меня за это замечание. Я не хочу сказать, что комментарий абсолютно неуместен, а только что я очень ценю обретённую мною в солидном уже возрасте свободу излагать свои впечатления, не заботясь о том, чтобы баланс хорошего и плохого был «правильным», и рассказывая об увиденном мной в библиотеках, например, рассказать о читателях, не запасаясь сведениями о том, какая доля населения страны не посещает библитотек вовсе.

1

Однако же цифра эта — 80% не прочитавших за годы ни одной книги — показалась мне неправдоподобной, и я поискала, что написано по этому поводу, а написано о резком падении числа читателей немало, и исследований в последнее время проводится много. Самое фундаментальное из когда-либо осуществлённых — обзор на основании совмещённого с переписью 2002 опроса 17 тысяч жителей страны; с тех пор подобные опросы проводились многократно, но не столь масштабно. По данным Национального фонда искусств, число людей, прочитавших хотя бы одну книгу (относящуюся к художественной литературе, специальная, учебная и вообще чтение с какой-нибудь практической целью не в счёт) в течение одного последнего года, снизилось с 56,9% в 1982 году до 43,6% в 2015.

Уменьшение количества читающих книги связано прежде всего с распространением новых средств информации и развлечений: прежние читатели романов нынче сидят за компьютерами или же с помощью смартфонов проводят время в соцсетях, играют в электронные игры. читают новости. Что это сулит стране в ближайшем будущем — трудно предсказать. Но процесс стремительных изменений основ культурной жизни происходит повсеместно, во всех странах.

«Более 50 процентов взрослых граждан испытывают трудности в понимании текстов из-за крайне слабых практических навыков чтения» — ещё более сомнительное и неопределённое утверждение:
что такое «трудности в понимании текстов»? Каких текстов? Для каждого человека можно найти текст, который ему трудно будет понять. Провести тестирование взрослых, «окончивших учёбу», гораздо труднее, чем школьников, и к тому же менее интересно, потому что школьники — это будущее, а опрос окончивших учёбу расскажет нам больше о прошлом, чем о будущем. Да и само это состояние, «окончившие учёбу», стало менее определённым теперь, с распространением онлайнового обучения, взять хотя бы Курсеру: миллионы людей получили возможность бесплатного высококачественного образования и активно эту возможность используют, так что вчера ещё считавшие себя «окончившими учёбу» сегодня учатся.

Ну а что касается сравнения грамотности школьников США и России, то на этот счёт достаточно данных: проводятся международные тесты, по математике, чтению и «наукам» (физике, химии, биологии), результаты школьников России и Америки близки, выше среднего из 70 участвовавших в самом представительном тестировании стран, но не попадают в десяток лучших, и у американских школьников чуть выше оценки, чем у русских, по чтению и ниже — по математике, а лидирует неизменно Сингапур, (см., например, тест PISA).

Но вот в недавнем очередном международном тестировании «читательского мастерства» четвероклассников, тщательно разработанном и проводимом раз в пять лет Бостонским колледжем, четвероклассники России по многим показателям догнали четвероклассников Сингапура.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 133 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 112 человек

Родилась в 1940 году в Омске.

Училась в школе 18 города Омска. В 1955 году переехала с родителями в Новосибирск. В 1959 году поступила  во вновь открывшийся Новосибирский государственный университет (НГУ).

По окончании университета работала в Институте органической химии и Институте катализа СоАН СССР, а также в редакциях издательства СОАН СССР. С 1990 года работала в Лаборатории молекулярной биологии Медицинского центра Университета Массачусетса.

В настоящее время — на пенсии, живет в городе Линне, недалеко от Бостона (США).

Записи автора

9 мая 1945 года

188009 мая 2018

Меня зовут осенние леса

4184406 сентября 2017

Мои библиотеки

2862328 августа 2017

Возвращённый свет

228324 августа 2017

НГУ (часть 2)

253512 августа 2017

НГУ (часть 1)

271610 августа 2017

Спасибо за память!

256605 августа 2017


























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

772112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

1733106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

790212 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

787411 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх