Хоровод вокруг вакуума
«Мужчина к женщине приходит, снимает шляпу и пальто…» Порой между ними происходит черт-те что, порой, черт возьми, ничего не происходит. Это как звезды расположатся. И об этом можно философствовать, пуркуа нет?
2358220 октября 2016
Прошедшее щедрое лето неожиданно добавило к дарам в виде сочинского солнца и моря бонус — знакомство с творчеством Франца Верфеля, написанным им в межвоенное время романом «Сто дней Муса-Дага». Роман — одновременно и историческое повествование об армянском геноциде 1915 г., и не замедлившее сбыться пророчество, а автор — вéнец еврейского происхождения, сын отошедшей в прошлое культуры, о которой мы наслышаны по отдельным именам, прежде всего по Фрейду, хотя длина списка зависит от образовательной траектории и направленности интересов. Не минуло трех месяцев, как мой (не слишком объемистый, если честно) пополнился еще одним пунктом: Артур Шницлер. Выяснилось, плодовитый писатель, некоторые его вещи неоднократно экранизированы. Пьеса же «Хоровод» сто двадцать лет назад произвела в Вене эффект разорвавшейся бомбы, взволновалась христианская молодежь, состоялся суд… Без малого сорок лет спустя пришли наци и внесли Шницлера в индекс запрещенных авторов вместе с обоими Маннами, обоими Цвейгами и т. д., причем под раздачу заодно угодил… Джек Лондон. Дошла также информация, что пьеса снова под ударом.
Прочел первую новеллу — ощущение безвкусицы. Ну, подумаешь, некоего солдата заманивают в постель, солдатик эгоист и животное, однако все равно заманивают.
1Поднялся занавес, началось. А что, собственно, началось? Да ничего — если ждать «чего-то этакого». Самая откровенная сцена — оголенная ножка царственной Актрисы на аристократической щеке Графа. На мой взгляд, чуть ли не сама стеснительность — по сравнению с тем, что не показывается, а лишь подразумевается. Остальные пикантные сценки вообще завуалированы в прямом значении этого слова. Приблизительно в такой манере все десять эпизодов, местами с неглупыми репликами и намеком на то, что физиологическая плоскость слишком уж плоска, хотелось бы большего. Словом, люди как люди, квартирный вопрос их не испортил, однако портящий фактор найдется в любом обществе и в любом социальном слое, от достатка он не зависит.
Переходя к моментам обсуждения, задержусь лишь на мнении служителей культа. Нет-нет да и говорю студентам на занятиях по риторике, что священство — это, пожалуй, самый коммуникативно эффективный отряд общества. В семинариях и духовных академиях, как догадываюсь, не пресеклась и развивается старинная традиция гомилетики, т. е. богословского красноречия и общения с паствой. Однако за выигрышной формой стоит определенное содержание, и тут надо быть внимательным.
Первое. Священнику не нравится, что уличная Девка называет Солдата херувимчиком: грамматическими средствами принижен высокий небесный чин. А почему не берется в расчет, что теми же средствами в русской классике давным-давно, скажем так, слегка пригрет самый гнусный персонаж Нового Завета? Ведь Порфирия Владимировича Головлева прозвали Иудушкой, это каждому школьнику знать положено, и никакой крамолы. Или все-таки задним числом поставим Михаилу Евграфовичу на вид за некорректное речевое поведение?
Второе. Священник говорит, что «Хоровод», может, и допустимо в Европе давать, но только не на Руси.
Уважаемый оратор о пришлом искусстве, а я пока остановлюсь на родном. Не русский ли человек Куприн написал «Яму», а она о проститутках, да и название-то какое говорящее? Не Максим ли Горький написал «Страсти-мордасти»? Перечитайте, освежите память, в рассказе двух десятков страниц не наберется, однако мало не будет, кожу продерет по полной программе. А Дмитрий Карамзин Достоевского? «У Грушеньки, шельмы, есть такой один изгиб тела, он и на ножке у ней отразился, даже в пальчике-мизинчике на левой ножке отозвался. Видел и целовал, но и только — клянусь! Говорит: «Хочешь, выйду замуж, ведь ты нищий. Скажи, что бить не будешь и позволишь все мне делать, что я захочу, тогда, может, и выйду», — смеется». И что в этом кипении страсти остается от Шницлера с его Актрисой?
Неужели надо в который раз твердить, что русский характер, каким он выведен в отечественном искусстве, не в нравственном плюсе, а в размахе между плюсом и минусом и размашистом же мгновенном переключении между ними, в невероятной способности вести себя в экстремальности как в повседневности и плохой приспособленности к среднему пути, без сворачивания в экстрим. Даже в серых своих разновидностях литературный русский сер то до умопомрачения (Беликов), то до гротеска (майор Ковалев), то до срыва в бунт (Башмачкин). «…вы любите пожары, ледоходы, вьюги, вы бежите на каждую улицу, где есть скандал. Это — неверно? Это — верно! Вам нужно, чтобы жить, какое-нибудь смутное время. Вы — самый страшный народ на земле...» Таковы слова российского подданного Захара Борисовича Депсамеса в лицо русским людям в «Жизни Клима Самгина» Горького. Горькие слова, а таков ли русский человек на самом деле, существует ли русский характер как некая доминанта широкого спектра версий, которую можно упаковать в обобщенную модель, меняется ли он вместе с российской и мировой действительностью, — вопросы отдельные. Но мы же об искусстве, а в классической русской литературе формат и диапазон «русского духа» примерно таков, и ни от какого «Хоровода» голова у нее кругом не пойдет.
Покинем литературу, выйдем на простор жизни. Сексуальная революция даже для моего поколения далеко не новость, а «старость». То, что кошмарило старую добрую Вену в 1900-м, давно детские игрушки. Негласный герой «Хоровода» Зигмунд Фрейд, Великий и Ужасный, по-прежнему велик, но давно не ужасен, давно изведен на давно ушедшую моду, поглощен, интегрирован в культурный запас и «доместицирован».
Кого сейчас удивишь Шницлером? «Мужчина к женщине приходит, Снимает шляпу и пальто, И между ними происходит, Я извиняюсь, черт-те что!» (Игорь Иртеньев). Мы, взрослые люди, пальто не снимаем, и потому о том, что происходит, не в курсе? Да в курсе, в курсе. И детки наши в курсе, а наше фарисейство на их счет уподобляет нас хрестоматийному мужу, который последним видит, какое оленье украшение произросло у него на лбу. Снижение возраста сексуального дебюта — избитая общая тенденция, в 15-17 лет многие уже не просто осведомлены, а испробовали. Они испробовали, а мы все не решаемся давать в школе уроки полового воспитания.
Нет, я не очень доволен постановкой. Считаю, что в наши дни этот громко выстреливший именно в свою эпоху и — на взгляд сквозь призму обсуждаемой постановки — не такой уж крепкий драматургический материал при переносе на сцену требует особенно вдумчивого отношения. Надо брать тонкими режиссерскими решениями, актерским мастерством, куражом (как в антрепризной «Игре навылет», которую смотрели с женой тем же щедрым летом, на мое 55-летие). Не исключено, что и апгрейдом диалогов. Например, мне тоже не приглянулся «херувимчик», но по совсем другой причине, чем представителю церкви. Актер, игравший Солдата, комплекцией напомнил еще одного бравого вояку Австро-Венгерской империи — Йозефа Швейка. А херувим есть нечто более бестелесное. Поэтому, мне кажется, надо было или заменить слово, или облечь «херувимчика» в особую пара- и невербалику, чтобы четко артикулировать косвенное сообщение. Но то ли режиссер проморгал, то ли актриса не дотянула.
Господа актеры вообще выглядели несколько деревянно. Да, премьера, спектакль еще не разогрелся. И да, чужая сцена. Ничего страшного, тюнинг — дело наживное, инсценировке нужно время, чтобы созреть. Охотно допускаю также, что исполнители были наэлектризованы и потому играли в зажиме — не все, но в целом. И все же важнее предполагаемого зажима его причины. «Хоровод» оказался столкнутым на орбиту вакуума, запущенным вокруг виртуальных коллективных и персональных фобий, вращение около которых придает весомую «материальность» как фобиям, так и самим кружащимся.
«Мужчина к женщине приходит, снимает шляпу и пальто…» Порой между ними происходит черт-те что, порой, черт возьми, ничего не происходит. Это как звезды расположатся. И об этом можно философствовать, пуркуа нет? Лишь бы политика с идеологией свечу не держали. Искусство — пусть, когда оно искусно в деле держания свечей. Я хотел сказать, поддержания творческого огня.
Под занавес. В любом случае из того, что театр начинается с вешалки, никак не следует, что он должен заканчиваться на виселице. Это ведь театр. Не меньше, не больше.
Фото:Евгений Кармаев, Новый Омск
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1041921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
88218 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
77218 ноября 2024
Выбор редакции
228621
Доктор философских наук, профессор, сотрудник Омской академии МВД.
"По главному образованию — философ, по должности — главред, по мироощущению — студент... Люблю Питер, вкусное чтиво и еду, интересных людей, бодибилдинг — да мало ли..."
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии