
Такая противоречивая свобода
Навеяно бурной дискуссией про развитие университетов, но на самом деле этот вопрос обо всем.
129413 октября 2018
Вроде все мечтают о свободе. Сам решаю, что делаю. Сам решаю, когда делаю, с кем сотрудничаю/дружу/работаю, а с кем – нет. В начале 1990-х, когда я начинала учиться в университете, мне довелось попасть в такой «свободный» новый проект. Мы поступили на новое направление «коммерция» (которое я для своих бабушек и дедушек даже не произносила), да еще со степенью «бакалавр». Кто знает, тот оценит мою степень свободы в таком выборе. Благо, мои родители каким-то чутьем доверились этому.
И поскольку наше отделение коммерции было экспериментальным, нам читали разные новые курсы. Которых не было на традиционном экономическом факультете. А сколько за эти 4 года мы прослушали замечательных курсов у лучших (это правда) экономистов региона – это фантастика (опять же в сравнении с тем, что было на «классических направлениях и тем, что имеется сейчас). Это были и руководители крупных фирм, банков, администрации региона. И этот дух свободы и экспериментов существенно отличал нас, во что мы свято верили (и так оно и есть).
1Но. Принятие большой дозы свободы автоматически создает громадную ответственность за все эти решения. И где-то начинает возникать желание как-то эту свободу «урегулировать», чтобы она стала управляемой. Причем, с разных уровней. И руководителям хочется как-то контролировать эти «свободные сообщества», и преподавателям управлять «свободными» студентами, и еще желательно как-то управлять «свободными преподавателями».
И здесь начинаются противоречия. И всякие попытки «прописать уровень свободы» или хотя бы договориться о нем. И самое трудно в этот момент – поймать грань свободы и рамок «правил». Фиксация и заданность правил тоже вед очень удобны – все написано, иди и работай по ним. Но в один момент в них тоже тесно, неудобно.
Мне кажется именно в такой ситуации сейчас оказались многие университеты. С одной стороны, сейчас образование в основном «рамочно-регулируемое»: есть стандарты, но они не жесткие; есть требования к преподавателям, литературе, но они в значительной степени находятся в зоне свободы. В конце концов, вузам даже дали возможность самостоятельно разрабатывать себе стратегии развития, выбирать ректоров и иных руководителей, делать в том числе новые программы, в разных форматах.
Но. Теперь множатся разговоры, что государство мол «нечетко ставит показатели, не говорит каких специалистов и сколько готовить и т.п.». То есть, свобода есть, но распоряжаться ею не все могут. Потому как в выборе всегда таится риск. И если выборов много – рисков тоже больше. И ответственность за эти риски лежит … правильно, на руководстве и сотрудниках. И тогда если все хорошо – мы молодцы, если что-то пошло не так – «мы не виноваты, нам не указали, не написали и т.д.».
То есть свободными быть вроде хочется, но чтобы был кто-то свыше, кто будет указывать «правильный путь». И если он будет не очень правильный – мы будем его критиковать, а если этот «неправильный» путь вдруг выбрали мы сами – то что же получается, сами виноваты?
Поэтому свобода – это не только про много возможностей и много выборов. Это про способность принять на себя большую ответственность за выбор. Это про непростые решения. Про преодоление противоречий. Про сложный и ответственный, но все равно свободный выбор.
И про личную ответственность.
Оригинал в Facebook автора
2Фото:с blogspot.com
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
12331405 марта 2025
344711921
Записи автора
Хочешь услышать людей — пересиль себя, закрой/заклей рот, заткнись и слушай
70805 сентября 2024
Мне кажется, 1 сентября — это почти наш национальный праздник
69002 сентября 2024
«Кто прав, тот уходит первым, оставив свой след на земле...»
53626 августа 2024
Самое время ввести в школах финансирование по принципу «персональных сертификатов» на детей
172520 июня 2021
Прогнозы не сбываются сами по себе, их сбывают люди
195922 декабря 2020
Очень рекомендую новую презентацию Сбера
145526 сентября 2020
Про нас «новых»: что изменилось за эпоху Covid
134806 августа 2020
Прочитать нам, родителям, 100 раз и периодически повторять
198408 июня 2020
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии