Такая противоречивая свобода

Навеяно бурной дискуссией про развитие университетов, но на самом деле этот вопрос обо всем.

137613 октября 2018

Вроде все мечтают о свободе. Сам решаю, что делаю. Сам решаю, когда делаю, с кем сотрудничаю/дружу/работаю, а с кем – нет. В начале 1990-х, когда я начинала учиться в университете, мне довелось попасть в такой «свободный» новый проект. Мы поступили на новое направление «коммерция» (которое я для своих бабушек и дедушек даже не произносила), да еще со степенью «бакалавр». Кто знает, тот оценит мою степень свободы в таком выборе. Благо, мои родители каким-то чутьем доверились этому.

И поскольку наше отделение коммерции было экспериментальным, нам читали разные новые курсы. Которых не было на традиционном экономическом факультете. А сколько за эти 4 года мы прослушали замечательных курсов у лучших (это правда) экономистов региона – это фантастика (опять же в сравнении с тем, что было на «классических направлениях и тем, что имеется сейчас). Это были и руководители крупных фирм, банков, администрации региона. И этот дух свободы и экспериментов существенно отличал нас, во что мы свято верили (и так оно и есть).

1

Но. Принятие большой дозы свободы автоматически создает громадную ответственность за все эти решения. И где-то начинает возникать желание как-то эту свободу «урегулировать», чтобы она стала управляемой. Причем, с разных уровней. И руководителям хочется как-то контролировать эти «свободные сообщества», и преподавателям управлять «свободными» студентами, и еще желательно как-то управлять «свободными преподавателями».

И здесь начинаются противоречия. И всякие попытки «прописать уровень свободы» или хотя бы договориться о нем. И самое трудно в этот момент – поймать грань свободы и рамок «правил». Фиксация и заданность правил тоже вед очень удобны – все написано, иди и работай по ним. Но в один момент в них тоже тесно, неудобно.

Мне кажется именно в такой ситуации сейчас оказались многие университеты. С одной стороны, сейчас образование в основном «рамочно-регулируемое»: есть стандарты, но они не жесткие; есть требования к преподавателям, литературе, но они в значительной степени находятся в зоне свободы. В конце концов, вузам даже дали возможность самостоятельно разрабатывать себе стратегии развития, выбирать ректоров и иных руководителей, делать в том числе новые программы, в разных форматах.

Но. Теперь множатся разговоры, что государство мол «нечетко ставит показатели, не говорит каких специалистов и сколько готовить и т.п.». То есть, свобода есть, но распоряжаться ею не все могут. Потому как в выборе всегда таится риск. И если выборов много – рисков тоже больше. И ответственность за эти риски лежит … правильно, на руководстве и сотрудниках. И тогда если все хорошо – мы молодцы, если что-то пошло не так – «мы не виноваты, нам не указали, не написали и т.д.».

То есть свободными быть вроде хочется, но чтобы был кто-то свыше, кто будет указывать «правильный путь». И если он будет не очень правильный – мы будем его критиковать, а если этот «неправильный» путь вдруг выбрали мы сами – то что же получается, сами виноваты?

Поэтому свобода – это не только про много возможностей и много выборов. Это про способность принять на себя большую ответственность за выбор. Это про непростые решения. Про преодоление противоречий. Про сложный и ответственный, но все равно свободный выбор.

И про личную ответственность.

Оригинал в Facebook автора

2

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

15206 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

1228131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

88923 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

99321 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

114119 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

110913 августа 2025

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

38403 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

70509 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

181606 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

220329 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх