Татьяна Дернова: «Никто не отменяет финансирование семейного образования»
Педагоги и родители, депутаты и представители органов исполнительной власти города и области в режиме круглого стола обсудили последние изменения в законе №1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области».
219613 декабря 2018
Активное участие в дебатах на дискуссионной площадке в пресс-центре МКР-Медиа приняли министр образования Омской области Татьяна Дернова, директор департамента образования мэрии Омска Инна Елецкая, депутат Омского городского Совета Алексей Сокин, завкафедрой педагогики ОмГПУ Надежда Чекалева и доцент той же кафедры Наталья Макарова, директора гимназии №69 и частной «Авторской экспериментальной школы» Ирина Пучинина и Татьяна Ходжер, ректор Сибирского института непрерывного дополнительного образования Владимир Гам, профессор ОмГПУ, доктор философских наук Виктор Николин, заведующая Центром сопровождения служб школьной медиации Института развития образования Омской области Татьяна Бородавкина. В качестве представителей семей, выбравших семейное обучение, выступили Марина Карабаева и Олеся Григорьева, глава Ассоциации по защите интересов семьи, детства, отцовства и материнства, также многие такие родители присутствовали в зале и периодически включались в дискуссию.
1Обсуждение предварило видеообращение депутата Государственной думы РФ Олега Смолина. Замглавы думского комитета по образованию, отвечая на поступившие к нему ранее вопросы по теме, объяснил, что вводимая изменениями в законе №1569-ОЗ отмена гарантированных выплат «семейникам» конституционные права омичей не нарушает: «Общедоступность и бесплатность образования гарантирована только в основной школе».
Министр образования Омской области Татьяна Дернова в очередной раз была вынуждена пояснять, что, во-первых, принимаемые изменения являются вынужденными — ранее региональная Контрольно-счетная палата указала, что выплаты, которые в порядке эксперимента регион взвалил на себя еще в 2013 году (напомним, кроме омичей, такую меру поддержки, но в значительно меньшем, порой символическом объеме, ввели в Свердловской, Тульской, Тамбовской областях и Пермском крае), не могут включаться в общий объем субвенций. А во-вторых, речь не идет о полном отказе от финансирования родителей, обучающих детей в семье, — оно и далее будет осуществляться, но уже как мера соцподдержки — «на принципе адресности и нуждаемости». При том, что, по действующему законодательству, это право, а не обязанность региона.
— Семейное образование закреплено в федеральном законе «Об образовании». В нем обозначено, что в объеме субвенции в нормативах на каждого обучающегося в муниципальном или государственном учреждении предполагается обучение именно в образовательной организации, а не вне ее. Субъекты Российской Федерации в рамках полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры соцподдержки за счет средств субъекта, — пояснила Татьяна Дернова. — В течение первых трех месяцев 2019 календарного года, в том числе, посредством обсуждения в разном формате, с разными аудиториями, в том числе с теми, кто обучает уже своих детей на семейной форме, будет приниматься решение относительно того, какие из семей будут получать эту адресную помощь и в каком объеме.
Из-за существенного размера ныне выплачивающейся компенсации (от 73 тысяч рублей в год для первоклашек до 114 тысяч рублей в случае старшеклассников) уже отмечались случаи, когда семьи, фактически не живущие в Омской области, оформляли фиктивную, по сути, регистрацию в регионе. Некоторые родители, получавшие компенсацию, отдавали своих детей в частные школы, при том, что негосударственные образовательные учреждения и без того субсидируются в расчете на каждого ребенка по нормативам финансирования муниципальных школ. Возникают порой в министерстве образования и сомнения в качестве надомного обучения — уже не раз «семейные школьники» проваливали аттестации. Об этом, кстати, в дебатах упоминала и представитель негосударственного сектора — директор «Авторской экспериментальной школы» Татьяна Ходжер. Красной нитью в выступлениях представителей педагогических кругов также проходила тревога по поводу рисков недостаточной социализации детей, находящихся на домашнем обучении.
Представители другой стороны, в свою очередь, говорили, например, о лучшей, в целом, успеваемости своих детей (исчерпывающей объективной статистики по этому вопросу пока не приводилось). Периодически градус дискуссий заметно повышался. В качестве примирителя выступил депутат ОГС Алексей Сокин, заявивший «какой бы был прекрасный результат, если бы мы двигались вместе». При этом парламентарий все же констатировал, что «расплываться бюджетными деньгами по всей аудитории нельзя».
Из однозначно позитивных моментов — стороны явно сделали шаги навстречу друг другу. В частности, родители пригласили представителей областного министерства образования и городского департамента образования на форум, посвященный семейному обучению, который они планируют провести уже 24 декабря в Конгресс-холле. И это предложение было принято. Также стороны договорились о совместных консультациях по вопросам законодательства.
Фото:скриншоты видео с Youtube-канала пресс-центра МКР-Медиа
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
99414 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
83215 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— Коуч, психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии