Из жизни законотворцев и им сочувствующих
На первый взгляд здесь, как в театре: три звонка, мягкие стулья, все здороваются. И на этом, пожалуй, сходства Законодательного Собрания Омской области с театром заканчиваются.
2561415 февраля 2019
Даже в Госдуме журналистов пускают на балкон, чтобы они могли вживую слышать и видеть, как в поте лица своего трудятся слуги народа: кто зевнул, кто вздремнул, кто в носу замешкался.
Омск – не Москва. Здесь так не принято. В Омске аккредитованных рыцарей пера и диктофона любезно приглашают в кабинет, который, к слову, абсолютно не пригоден для того, чтобы создавать в нём репортажи, не уступающие сказкам из «Тысячи и одной ночи».
1Вас там не было, поэтому я позволю себе краткое описание места, откуда 14 февраля сего года довелось одним глазком взглянуть на высокое собрание. Представьте себе огромный зал с высоченными сводами, по которым звук растекается, размазывается и, не долетая до слушателей, превращается в пчелиный гул. В конце этой аудитории, на стене — плазма, а в её левом верхнем (представили?) углу иногда возникают знакомые лица: то спикер что-нибудь скажет, то какой-нибудь докладчик взойдёт на трибуну. Если бы рядом с изображением не писали фамилию выступающего, всё, труба. Есть, конечно, опытные журналисты-слухачи, которые различают депутатов Законодательного Собрания по голосам, я не из их числа, я там вообще в первый (и после этой заметки, вероятнее всего, последний) раз.
Столы и стулья в кабинете наличествуют, но на кой они нужны, если всё время приходится напрягать органы слуха и зрения?! Поначалу мне было даже удивительно слышать, как молодёжь интересовалась, а можно ли этот «бубнёж» расшифровать с диктофона, потом с интересом наблюдала, как коллеги заботливо пристраивают записывающие устройства на динамики, прикреплённые к стенам. Заметив, что «старая гвардия» обходится дедовским способом: блокнотом и ручкой, я тоже плюнула на свой диктофон и в первый раз пожалела, что я не рысь.
Вот писатель Бунин, говорят, видел все семь звёзд в созвездии Плеяд и слышал за километр свист суслика в степи. Но омские парламентарии – не суслики, а я не могу, как Бунин. Таким образом, мне предстояло оценить миссию депутатов в рамках одного конкретного заседания, просидев пару часов в «плохом кинотеатре».
Прежде чем уважаемый читатель приступит к дальнейшему чтению, считаю своим долгом предупредить:
а) Если вы ждёте анализа и прогнозов, то я — не ваш автор, бросайте читать прямо на этом месте, в моей саге — сплошные впечатления, наблюдения и рефлексия. Для меня главное — увидеть и зафиксировать, а потом размышлять: что это было? зачем? почему? для чего?
Можно было, конечно, ограничиться общими фразами, как министр финансов Омской области В.А. Чеченко: «Параметры улучшились, динамика впечатляющая, подушку безопасности сформировали, что позволит существенно улучшить параметры на 2019 год». Всё хорошо, прекрасная маркиза. Но, на мой взгляд, даже репортаж с заседания Законодательного Собрания не может быть написан сухо, как квартальный отчёт.
б) Когда чудовищная акустика размывает голоса депутатов, которые говорят так тихо, будто в зале заседаний тяжелобольной, когда включать диктофон бессмысленно, как бессмысленно надеяться, что запись, может быть, потом, преобразит «жвачку», нужно либо уметь читать по губам, что сказал депутат А. или министр Б., либо «вариться» в вопросах, обозначенных в повестке, круглогодично. Я, как вы уже догадались, в силу «амплуа», не могу писать больше одного абзаца ни про лесные отношения в Омской области, ни про «критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения».
Вот спикер настоятельно рекомендует министру строительства Заеву А.А. «постараться донести ценности этих изменений» до депутатского корпуса. Антон Александрович очень сильно старается. В его выступлении особенно чётко различается слово «возможность» (наверное, потому что он произнёс его раз двадцать). Приятно видеть: зампредседателя Правительства Омской области не на шутку обеспокоен вопросом, как помочь обманутым дольщикам, и даже на трибуне ищет выход из безвыходной ситуации.
2Г-н Варнавский даёт подсказку. Если, говорит, решить вопрос с землёй, на которой расположены военные склады на проспекте Маркса (уж больно она привлекательна!) и предоставить инвесторам эту территорию, то, возможно, мы сможем помочь бедным дольщикам.
Спикер всё время импровизирует, играет смыслами, вовлекая в эту игру докладчиков и депутатов, смело привносит новое и неожиданное, отчего Законодательное Собрание представляется живым организмом. Владимир Алексеевич не говорит — он искусно жонглирует образами. Сравнения так и «пенятся у него на языке».
- Ну что, Антон Александрович, гири с ног снимаете? – шутит г-н Варнавский, когда речь заходит о передаче «мусорных» полномочий от минстроя минприроды.
И парламентариям, ласково так, по-отцовски:
- Голосуем, и самое главное — не волнуйтесь!
На одиннадцатом пункте повестки, касающемся «нашего всё» — бюджета — голос спикера усиливается и крепнет. Владимир Алексеевич говорит горячо, пламенно, потому как нет в жизни парламентариев темы более важной, чем деньги. Пускай даже и рубли.
Не прошло и двух месяцев, а законотворцы уж вносят первые изменения в бюджет области на 2019 год.
За счёт увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета, за счёт увеличения целевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета и прочих счастливых обстоятельств в закромах региона прибавилось аж на 13,4 млрд. рублей. В результате доходы областной казны-2019 составят 89,7 млрд. рублей, расходы – 93,3 млрд. рублей.
В текущем году 10,1 млрд. рублей направят на реализацию 8 национальных проектов. Львиная доля этих средств уйдёт на «Безопасные и качественные дороги» (3,19 млрд. рублей) и «Демографию» (2,9 млрд. рублей), меньше всего достанется «фаворитам» — «Культуре» (99 млн. рублей) и «Экологии» (100 млн. рублей).
За счёт нацпроектов в Омской области предусмотрено строительство 14 детских садов, причём 4 возведут уже в этом году, 6 школ, нового онкологического корпуса.
Спикер подчеркнул, что необходимо «освоить всё до копейки», не допускать того, чтобы «оставались миллионы», а также поблагодарил региональный минфин, который в Москве отстаивал интересы области и «боролся буквально за каждый рубль».
После пламенного пятиминутного спича своего главнокомандующего депутаты в едином порыве проголосовали «за» принятие поправленного Закона о бюджете.
3Выступление директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Спинова В.И. взволновало депутата Зугу И.М. Он поинтересовался, почему 420 миллионов рублей уплывают в другие регионы (в основном это Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ)? Почему мы не можем оказывать такую медицинскую помощь в Омске?
Г-н Спинов, в частности заметил, что сегодня 150 тысяч наших земляков работают на других территориях, но поскольку полис им выдан в Омской области, то фонд ОМС направляет деньги туда, где их лечат.
Ответ депутата Зугу не удовлетворил, он попросил предоставить финансовый отчёт, а спикер, в свою очередь, не преминул пригласить коллегу на заседание комитета, где, по мнению Владимира Алексеевича, Игорь Михайлович давно не появлялся: «Честно сказать, вас там уже подзабыли, а если у вас есть интерес — обратитесь к председателю комитета».
Среди людей любой профессии есть аутсайдеры и есть таланты. На мой взгляд, г-н Варнавский – талант, сэнсэй и маг. Он умело руководит депутатским «оркестром», вовремя «пересоздаёт хаос в космос», не давая превратиться благородному собранию в цирк-шапито на выезде.
Он может рассказать всё и по любому вопросу повестки заседания (как это было в случае с министром Лобовым И.А.). Временами мне вообще казалось, что в силу многолетнего опыта и интуиции этот человек может не только угадывать слова парламентариев, но и понимать язык зверей и птиц, силой мысли вызывать южный ветер и «минус семь» на термометре, взглядом убивать мух и некоторых несознательных депутатов.
Так едва не случилось на 25-м пункте повестке заседания, когда министр природных ресурсов и экологии Илья Лобов говорил об инициативах, которые Законодательное Собрание Омской области внесло в Госдуму в 24 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и в статью 65 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Смысл инициативы состоит в том, что «в случае регистрации стационарными или передвижными пунктами мониторинга состояния атмосферного воздуха значительного превышения ПДК загрязняющих веществ сотрудники природоохранных органов получают право на внеплановую, без предварительного согласования с прокуратурой, проверку территории предприятия, находящегося вблизи места, где зафиксирован выброс». Это даст возможность оперативно выявлять виновников.
И в такой ответственный момент депутат Картабаев Н.Б. призывает собратьев по мандатам НЕ голосовать за этот законопроект. Говорит — хватит кошмарить бизнес своими проверками.
Спикер прямо в лице изменился. Даже в левом верхнему углу плазмы это было отчётливо видно. Вот те нате хрень в томате. Вроде цивилизованный человек с прогрессивными взглядами, а рассуждает как…
«Я не понимаю, вы где живёте? У вас вообще где прописка?» - не удержался от «интимного» вопроса г-н Варнавский.
Но даже когда депутаты проголосовали за инициативу и министр Лобов И. А. уже приступил к следующему докладу, Владимир Алексеевич продолжал волноваться: «Да, «Справедливая Россия»», чё-то тут не то!»
4Если говорить о работе заседания в целом, то депутатский корпус трудился дружно, сплочённо, голосовал за редким исключением единогласно. Разумеется, только «за».
Парламентское судно, ведомое главным кормчим, уверенно бороздило проекты законов, попутно внося изменения и поправки. И хотя мой любимый писатель Венедикт Ерофеев говорил, что «все эти дополнения и поправки – от дряблости воображения, от недостатка полёта мысли», к Заксобранию Омской области это высказывание точно не относится.
Заседание проходило динамично, бодро, один раз спикер даже начал рассказывать анекдот, да передумал, видимо, решил сохранить интригу до следующей встречи.
Фото:с omsk-parlament.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии