Любовь, похожая на шизу

Слава метростроевца обошла экс-губернатора Полежаева стороной и отдалась «Пятому театру», который осуществил голубую мечту омичей. Именно здесь 15 и 16 марта распахнулись турникеты в сладкий мир «подземки».

2216217 марта 2019
Любовь, похожая на шизу

Час с четвертью перевозбуждённый зритель в компании легендарных омских памятников блуждал по тоннелям родимого метро и «варился» в патриотическом бульоне, обильно сдобренном надеждами и комплексами «третьей столицы». Отец психоанализа Фрейд отдыхает…

То, что не удалось в свое время всемогучему «Мостовику», получилось у молодого петербургского режиссёра Дениса Шибаева и не менее молодого омского автора Серафимы Орловой — они сбили с дороги «классический театр», пошли не от Станиславского, а от схемы омского метрополитена и раскопали-таки новое метро в душах горожан.

1

Как говорится, слава тебе, господи, театр и пьеса нашли друг друга, а спектакль — своего зрителя…
Мне кажется, «Про город» сделает кассу. О нём станут жарко спорить, на него, как на водопой, поведут ближних и дальних, местных и иногородних, потому что в нём — про нашу «счастливую» жизнь, про Омск — город сложной судьбы, мизерных зарплат, непомерных амбиций и обманутых ожиданий; потому что он «в лоб» и без всякой там зауми.

Здесь не надо думать, не надо задавать «мучительных социальных вопросов», за тебя уже всё придумали и озвучили, а ты — смейся.

Смейся, дурачок, валенок сибирский, недотыкомка, паяц омский, потому что Колчака отправляют варить щи, а ноги сантехника Степаныча вот-вот устроят мировой потоп, потому что наркоман с Космического проспекта обречён «держать» Луну, а два монументальных Фёдора Михайловича, как торгаши с оптовки, выясняют, кто из них подлинный.

Здесь «Прощание славянки» вышибает скупую мужскую слезу, «Когда уйдём со школьного двора» — женскую, а «Всё летит в п…у» — молодёжную. И над всем этим бредом плывёт инфернальный «Омский вальс»: «Я люблю, я люблю наши омские улицы/ В этот час, когда светят кругом фонари».

Час с четвертью за моей спиной бушевал переполненный зал, смеялась и аплодировала моя родина, мой безумный город, который матушка-Москва оставила с носом, у разбитого корыта, как старуху из пушкинской сказки.

Я не разделяла всеобщего возбуждения и радости. Я впала в оцепенение от бешеной энергии любви, которую зал испытывал к своему родному городу, когда во время спектакля ему наступали на все больные мозоли и «надавливали на все стереотипы».

Когда паралитическое действие премьеры сошло на нет и причудливая вязь нейронов в голове обрела, наконец, способность шевелиться, захотелось спросить кого-нибудь знающего: «А театр ли это?» И если это — театр, то не иначе как вся сфера земная перевернулась.

В душе ничего не плескалось, ничего не отражалось, ничего не зарождалось. От потрясения я притихла, как напуганная гадюкой курица. Мне из каждого угла — свят, свят! - мёртвый Гоголь мерещился: «И будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

2

…Год назад в «Пятом театре» задались целью поговорить со зрителем об Омске. Сценарий к спектаклю писали долго, всё-таки «путешествие по подсознанию города Омска, позволяющее увидеть зрителям его тайны, страхи и мечты» — это вам не баран чихнул.

Что же такое, спрашивает нас «Пятый театр», этот Омск? О, это истинный храм абсурда, «при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли» и, добавлю отсебятины, мозгов (да простит меня неистовый Виссарион).

Семь новелл, семь историй о наболевшем, я бы даже сказала — набившем оскомину, опостылевшем до тошноты, до звенящей пустоты. Но, вероятно, в каждом драматурге живёт патологоанатом, а в каждом режиссёре — садист.

В мифическом омском метро колчаковцы-моряки ведут войну с нижней половиной сантехника Степаныча (верхняя-то на Любинском сидит). Отряд во главе с ресторанным («нормального места так и не нашли») адмиралом взрывает тоннели, а Степаныч, вооружившись разводным ключом, устраняет последствия боевых действий. И так без малого 100 с лишним лет.

На «Колчаковской» зрители-пассажиры знакомятся с колоритной асфальтоукладчицей из народа, но, на мой непрофессиональный взгляд, сцены с её участием не очень удачные, да и сама станция — самая слабая в спектакле.

На «Летовской» (она же психиатрическая лечебница) к костюмированному шествию присоединяется лидер панк-группы «Гражданская оборона». Ожившие монументы помогают Егору Летову сочинять его песни. Зачем? А чтобы неходячий Степаныч встал с инвалидного кресла, открутил вентиль и устроил мировой потоп.

Музыкант Летов как бы ещё не памятник, но после такого спектакля, я полагаю, он обязательно им станет.

Не приходя в сознание от забойной композиции «Винтовка – это праздник», зритель стремительно несётся на станцию «Авангард», где его ждёт alter ego.

«Красно-чёрным громом, разметая всех, красно-чёрным громом в Омск идёт успех» - скандирует фанат нашей любимой команды, которая, увы, уже не наша, а балашихинская, и станет ли когда снова нашей, бабушка надвое сказала.

Разумеется, за бетонным забором, отгородившим «Арену» от Омска, никто не играет в хоккей. Омич «болеет» сам с собой.

3

«Это шиза», - ставит диагноз папе-болельщику сын-подросток и вызывает «Скорую».

Но прибывшие медики солидарны со своим пациентом. «На песке построили, трещина пошла, деньги разворовали, а таких, как этот придурок, 10 тысяч». И что с ними делать?!

«О незаслуженно забытой роли омской каторги в формировании гения» под «Школьный вальс» рассуждала танцующая учительница. А на видеоэкране мелькали фото «выпускников» - каторжан, в том числе анфас и профиль её самого успешного сидельца Фёдора Достоевского.

Омичи, нам есть чем гордиться, читалось в нехитрых па педагога. Это наша каторга дала будущему гению мировой литературы время для поиска тем, которых ему хватило на всю жизнь.

«Вам повезло, - обращалась она к ликующему залу,- вы уже живёте в Омске. Омская каторга ждёт своих птенцов, её двери всегда открыты для людей креативных. Добро пожаловать на Омскую каторгу!»

Временами мне казалось, что я присутствую на капустнике в клубе железнодорожников, а порой спектакль напоминал КВН. Ну, как будто ведущий Масляков спрятался за кулисами и шепчет актёрам: «А пошутите-ка, ребята, на тему омской каторги». И актёры начинают яростно, с остервенением шутить. Они бросают в зал шутки, «как триумфатор червонцы» и ждут ответной реакции, и реакция следует незамедлительно: публика в аффектации хлопает и хохочет, я бы даже сказала, неприлично громко хохочет.

Впрочем, актёры — ребята молодые, им, наверное, простительно. Слава богу, что в этом «клубе весёлых и находчивых» не «засветились» такие мэтры, как Владимир Остапов и Татьяна Казакова. Провидение ли спасло их от участия в подобном мероприятии, инстинкт ли самосохранения, здравый ли смысл, про то не ведаю.

Будет несправедливо, если не скажу, что один весьма серьёзный момент в постановке присутствовал (когда на станции «Космической» наркоман всё держал и держал Луну, пока не отдал Богу душу). Вот если бы глубже копнули там, где о живых молодых людях, которые пачками уходят в ад, где зрителю есть над чем подумать и потрудиться…

Станция «Аэропорт», на мой взгляд, — самая идеологически выверенная и самая притянутая за уши. Зритель наблюдает, как из Омска провожают Туда некоего Евгения Петровича, а он не хочет улетать, потому как неизвестно, а есть ли Там, за пределами Омска, жизнь вообще. Но отец Иннокентий, резво летающий по сцене на гироскутере, всё-таки уговаривает его: «Миссия у нас такая».

В финале потревожили творчество замечательного писателя Паустовского. Актёр, произносивший правильную и нужную цитату, как бы подытоживал: «Мораль сей басни такова».

4

«Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать, а не заболевать неврастенией и трамвайным бешенством. Нужно, чтобы город не угнетал сознание, чтобы мы не мирились с ним, как с необходимостью, чтобы мы не ненавидели его как нечто, что сокращает жизнь, а приходили в него, как в свой дом, полный друзей, книг и работы».

Мысль верная, но, по-моему, немного не из этого спектакля…

Со своей стороны хочу предложить уважаемым читателям ещё одно мнение, высказанное человеком, который во время спектакля «Про город» ни разу — я наблюдала — не захлопал и не засмеялся:

- Пропаганда должна — обязана! — быть тоньше. Пропаганда может увлечь, может рассмешить. Но пропаганда настолько «в лоб», ультрадоходчиво, ультрапатриотично, со звериной серьёзностью шуток — такая агитка культурно-массового сознания вызывает неловкое чувство стыда. И ты думаешь, что всем — многим — вокруг это станет очевидно после первой же «шутки»: «Баба — не человек!» Но когда над ЭТИМ ВСЕ смеются, неловкость превращается в страх.
Очень хорошо понимаешь Оруэлла с «пятиминуткой ненависти», хотя это всё ещё история про Омск. Прямо-таки веет госзаказом на нашу счастливую омскую жизнь. И шутки вроде бы разрешены свыше, с барского плеча: пока они смеются, они не выходят на улицы.
Я бы очень хотел надеяться на «второе дно», на эзопов язык. Но верить в это — значит, обманывать себя. По-моему, создатели спектакля добивались именно такой реакции. Они получили восторг зала. Я получил опыт того самого человека, который на известной архивной фотографии не вскидывает руку в нацистском приветствии в толпе.

Одним словом, как советовал Белинский В.Г., «ступайте, ступайте» уже в «Пятый театр» на спектакль «Про город», «живите и умрите» от любви к Омску, «если сможете!»

А если не сможете, поделитесь своим мнением…

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Анна Шестакова / kultura55.ru

Теги:Пятый театртеатрпремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

22921 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

20922 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

950104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3389114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4451210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6249106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1045912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх