Главная Взгляд Леонид Полежаев: «Череду великих святых, вполне возможно, пополнит святейший образ Владимира Ульянова»
Леонид Полежаев: «Череду великих святых, вполне возможно, пополнит святейший образ Владимира Ульянова»
Время стремительно меняет представление о многих сущностях в исторических оценках личностей.
1349212 апреля 2019
В адрес Омского регионального общественного фонда «Духовное наследие» поступают звонки и обращения по поводу недавно вышедшего из печати первого тома антологии «Три века Омской культуры» — «Театр». Много желающих приобрести книгу, возможно, фонд выпустит ее дополнительный тираж.
Как всегда, нет равнодушных, как нет и единого мнения о судьбе воссоздания памятника истории и культуры города Омска — Свято-Ильинского Собора. Хотя, справедливости ради, интерес растет и растет в пользу возвращения небесного покровителя города. Однако большинство жителей ничего об этом не знают. Есть мнение, что в Омске и так много храмов, которые построил Леонид Полежаев. Много это к чему: к тому, что они уже заметны в городе и лучше построить детский сад? Надо построить детский сад, кто с этим спорит. Но дело в том, что детские сады и школы встраиваются в парадигму храмов, роль которых — нести в общество принципы высокой христианской духовности и культуры. Жители Омска, которых на рубеже XIX-XX веков было около 100 тысяч человек, считали, что храмов мало и насыщали ими все городское пространство: церкви были в шаговой доступности. Все из уничтоженных мы не можем восстановить до сих пор. Некоторые жители Омска современного, проносящиеся в своих автомобилях мимо храмов, считают, что их много. Времена меняются, но упрекать нас, мобильных, сегодня есть в чем. Мы просто хуже тех, кто строил город и создавал в нем собственный нравственный мир не только для себя, но прежде всего для потомков.
1Время и учит, и лечит; и мы сейчас понимаем, что люди, пришедшие со всех сторон необъятной России на берега Иртыша, строили на свой лад общее продолжение русского православного мира. Это были первопроходцы, герои своего времени, и пришло время, чтобы вспомнить о них, уважая их труд, веру и верность стране. Или нам безразлично, что нами уже сделанное, в свое время будет с еще большим равнодушием забыто, заброшено и растоптано подошвами сапог ничего не знающих о нас современников?
Основной камень преткновения в воссоздании храма — это наличие памятника Владимиру Ленину в непосредственной близости к историческому месту. И речь здесь идет не о технической проблеме, а о принятии политического решения руководством области. Пока такого решения нет. Тем не менее, Фонд ведет проектно-изыскательские работы по воссозданию памятника истории — Свято-Ильинского Собора. Для этого собран квалифицированный авторский коллектив во главе с известным архитектором Татьяной Малиновской. В конце мая 2019 года Фонд и коллектив проектной группы готовы представить Архитектурно-Градостроительному Совету Омской области концепцию воссоздания архитектурного оформления храма и благоустроительных работ на прилегающей территории. С бережным сохранением существующего памятника Владимиру Ленину. Многие видят в этом некую несовместимость, но фонд не видит несовместимости. Не видит по той причине, что все мы привыкли и уже не представляем другого места для мавзолея Ленина, располагающегося в окружении старинных сохраненных и восстановленных Московских Соборов: Успенского Собора в Кремле, усыпальницы Московских царей, Храма Василия Блаженного, Собора Казанской божьей матери. Напротив, город будет иметь зрительное восприятие двух исторических эпох в жизни страны.
Время стремительно меняет представление о многих сущностях в исторических оценках личностей. Все мы знаем легендарного воина князя Александра Невского по бессмертному фильму Сергея Эйзенштейна. Таким мы его представляем в массовом бытовом сознании. Но в долгой исторической ретроспективе, исчисляемой столетиями, судьба князя была иной. Его обвиняли в потере чести, убийстве брата, его княжение было тревожным, его критиковала Церковь — тогда могущественный институт. Мало кто хотел понять его глубокую, порой на грани жизни и смерти, сложную дипломатическую деятельность с Золотой ордой. Годами пребывая в ставке Хана, он шаг за шагом отстаивал интересы русских княжеств в сохранении народа, имущества, административной целостности, а главное, сохраняя становление хребта русской национальной общности — православия. Риск был уже тогда стать исламской Россией. Да, он поступался многим, в том числе и честью своей семьи, и своего имени. Но он знал, для чего он это делает, и видел тогда будущую Россию, когда ее не видел никто. Понадобилось 400 долгих лет, чтобы оценить деяния этого гения земли русской. Когда было нужно, он становился воином, отражая набеги тевтонцев и шведов на Прибалтийские земли. Он видел Балтийское море русским от начала и до конца, но он не был воином по призванию. Он видел себя не в украшениях князя-победителя, не в дорогих доспехах и во всеоружии, он видел себя хранителем духовных и нравственных начал народа, сыном которого он был. В последние часы жизни он постригся в монахи и в убогом монашьем обличии в простой деревянный колодец был погребен. Но он вернулся к своему народу великим воином и в облике святого русской православной церкви.
К чему я привел этот пример? К тому, что совершенно бессмысленно спорить, стоять на Ильинской горке Ленину или стоять Собору. Стоять обоим как неотъемлемым частям и памятникам нашей общей культуры. Пройдут годы, даже столетия, возможно и раньше, совершенно по-другому будет оцениваться роль самого Ленина и той эпохи. Уйдут споры, остынут головы, годы унесут как врагов, так и раболепов. Останется другое — поиск истины человека и вопрос: кто он был для России и мира. Он был не просто политиком, он был философом с глубоким видением будущего. Он стоял у истоков модернизации мировоззренческого устройства мирового сообщества, необходимой не только для России. Кто смеет сказать, что он был не прав, ведь в его философии можно найти все те же 12 заповедей, главными в которых были: свобода, равенство и братство всех народов. Разве не к этому своими не столь радикальными путями медленно движется человечество?
Не вина вождя, что нашлись те, кто эту благородную идею оседлал: негодяи, карьеристы, безграмотные люди, принесшие неисчислимый вред народам и, по сути, скомпрометировавшими ленинизм, если не навсегда, то надолго.
У России другой взгляд на его роль в жизни страны и общества. Ушедший из жизни он оставил людям веру в этот идеал, и это надо хранить, об этом нужно помнить. Пусть в нас кинут камень те, кто поручится, что через какое-то время, недолгое, и церковь не забудет все обиды и не оценит по-другому роль в истории народа великого реформатора ХХ века. И тогда череду великих святых в русской православной церкви, вполне возможно, пополнит святейший образ православного Владимира Ульянова. Таким увидится в нашей будущей жизни, в которой закончится эта тлеющая уже 100 лет гражданская война. И то, что омичи могут сделать свой вклад, может быть началом переосмысления роли великих русских людей и возвращением городу милости его небесного покровителя — Святого Илии Пророка. Из всех существовавших к 20-м годам прошлого века омских храмов Свято-Ильинский Собор был единственным, не принявшим обновление русской православной церкви, требуемое большевиками, и оставшимся на фундаментальных канонических позициях. Участь настоятеля церкви, всего священства и церковного Совета была предрешена. Они выбрали свою Голгофу.
Разве эти люди, верные правде, духу и нравственности должны быть забыты омичами? Разве они навсегда потеряли веру в нас и право вместе с нами вновь своими образами переступить порог возрожденного Храма?
Президентом Омского регионального общественного фонда «Духовное наследие» Леонидом Полежаевым, активным автором возвращения Собора ведется большая работа по привлечению пожертвований и спонсоров для участия в этом проекте: не только в Омске, но и в других городах России: Москве, Санкт-Петербурге.
2Президент фонда известен множеству людей, как, собственно, и его репутация. И его инициатива находит реальную поддержку. Целью фонда является неукоснительное желание сделать эту духовную акцию народной, не привлекая бюджетных средств. Причастность многих людей к возвращению Собора сделает его еще более ценным в глазах людей.
В ближайшие дни общественный фонд «Духовное наследие» обратится к Председателю Архитектурно-Градостроительного Совета Омской области с предложением включить в повестку дня Совета рассмотрение концепции воссоздания Свято-Ильинского Собора.
Пресс-служба фонда
Оригинал duhovnoenasledie.ru
Фото:с сайта duhovnoenasledie.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1068921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
90518 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
79418 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии