Русские кактусы против монстров Америки
Американский народный богатырь Танос, «серые лепёшки», «злые тёти» и другие арт-чудеса I-ой Областной выставки-конкурса молодых талантов — деятели изобразительных и прочих искусств удивляли, как умели.
320604 сентября 2020
Ну, здравствуй, «племя младое, незнакомое»…
Не желая отсиживаться в самоизоляции, молодые омские художники с жаром отдались творчеству. Питаясь одним коронавирусным воздухом, они превращали его в произведения ммм… искусства, вызвавшие самые противоречивые мнения: от «Прости господи, что за безобразие» до «Чьих кистей будет этот смелый мазок?!».
1Век от века искусство становится всё изощрённее. Пока не пропадает вовсе. Искать шедевры на выставке современного молодёжного искусства — всё равно что гулять по минному полю с закрытыми глазами. Абстрактная вещь, конечно, способна разбудить воображение, но без объяснения куратора тут ничего не понять.
Я не стала «демонстрировать художественную заострённость» и обратилась за помощью к Татьяне Колточихиной — признанному мастеру, графику, члену Союза художников России.
Моя просьба несколько озадачила Татьяну Увинальевну, но она — не без колебаний — любезно согласилась прокомментировать некоторые работы:
— В целом я вижу очень низкий профессиональный уровень. Сильно влияние массовой культуры, а те, кто пытается выдерживать линию, их — единицы. Например, у Полины Зарембы вот эта работа (указывает на «Полдень») вроде бы неплохая, но левая часть — слабая. А это («Pierres») — непонятно, что за серые лепёшки. Хотя она старается выдержать линию абстрактного направления, и я к ней, конечно, придираюсь.
Это же массовая культура (любуемся квадратным гипсовым подбородком «Таноса» Михаила Минина).
— Это сын Павла Георгиевича (Минин П.Г. — известный омский художник, резчик по дереву — прим.авт.)? Папа просмотрел?
2— При чём тут папа!!! Я на своих детей мало могу влиять, они уже выросли. Вкус-то раньше формируется.
Это же герой! Можно было придумать какого-нибудь викинга. Миша не патриот. Если он не может сделать русского богатыря, пусть придумает викинга. Американского-то супергероя зачем?
— А, может, он метит в «Национальный сад американских героев» к Трампу?
— Миша прошёл хорошую школу, он учился не у нас, в центре, но зачем делать это безобразие? Я лично патриот, а здесь меня просто коробит. При том, что работа сделана очень качественно.
Повздыхав над «Мыслителем» с гигантской опухолью на голове (автор Николай Поздняков), мы принялись разглядывать «Прогрессоров» Антона Козлова (I место в номинации «Арт-объект»):
— Мне кажется, что это вообще компьютерные игры. Я посмотрю по Интернету. Это всего лишь моё предположение.
— Чем вы объясните низкий, на ваш взгляд, профессиональный уровень работ?
— Я боюсь быть излишне критичной, но, по-моему, виноват низкий уровень образования. Люди закончили худграф, они пытаются что-то делать. Но иногда это прямо художественная школа.
Вряд ли кому-то это покажется произведением искусства, спросите любого человека. Художник, как композитор, должен всё придумывать сам.
3— А есть здесь вещи любопытные?
— Из графики мне показалась цельной «Кошка» (автор Ксения Романенко получила диплом II степени в номинации «Графика»). Белое светлое пятно держит композиции.
Автор этих «Голов» (Мария Сушкевич) пытается сделать фотореализм, но по рисунку немного недоработано. И потом головы, разорвали проходом, а диптих должен рядом висеть.
Елена Гришаева (победительница в номинации «Станковая живопись») смотрится неплохо. Тут и настроение есть, и архитектура. Она не любуется старым забором, а превращает его в какие-то ритмы.
Батики сыроваты. «Ангел» (автор Наталья Желиостова, поощрительный диплом в номинации «ДПИ») технически сделан лучше. А вот горячий батик без кракелюра смотрится излишне лёгким для заводов (Анна Семиколенова, «Огни большой химии», поощрительный диплом).
Мне нравится, что Николай Поздняков (победитель в номинации «Графика») придумал эту композиции с арбузами, а его скульптура мне не понравилась по форме.
— А как бы вы охарактеризовали, к примеру, вот этот триптих со злодеями «Пути»?
4— Я бы назвала это декоративной живописью, но там есть какой-то отрицательный момент: злые дяди, злые тёти…
— Это их путь в живописи, — заступилась за молодых Елена Боброва. — Там идея борьбы человека с искушениями. Под работу подложена целая философия.
Художница Елена Боброва предстала на выставке «о трёх ипостасях»: как организатор мероприятия, куратор проекта и член жюри конкурса. Она рассказала, зачем Омскому отделению Союза художников России всё это нужно:
Новое вино в «ветхие» мехи
— В последнее время молодёжь стала уезжать из Омска, мостик между учебными заведениями города и Союзом художников немножко потерялся. Многие не находят себе применения, не понимают, куда им идти дальше и растворяются в этой жизни, уходя в другие сферы.
Мы почувствовали, что нам, как организации, необходимо обновляться, и придумали площадку, где молодые художники от 18 до 35 лет смогут показать наработанное за год.
Эта выставка — первая. Не исключено, что для кого-то она станет мощным стимулом для дальнейшего творчества.
Альбомы — это тоже полезно
— Нынче, к сожалению, не получилось с финансированием, —продолжила рассказывать Елена. — Но в следующем году, думаю, министерства культуры выделит субсидию, и появятся денежные призы. Тогда, надеюсь, художники будут работать с бОльшим энтузиазмом.
Сегодня мы дарим призёрам наши альбомы-каталоги. Это тоже полезно. Альбомы редкие, там будет что посмотреть нашим молодым художникам.
По-моему, это престижно — получить 1,2,3 место в Доме художника.
Большие надежды
— Удивил Коля Поздняков: на омских выставках давно не было сухой пастели. Всеми, кто посмотрел его «Композицию с арбузом», отметили неожиданное решение в таком формате.
Понравилась своим мышлением Соня Ясюкович (поощрительный диплом в номинации «Станковая живопись»). У неё уже сформировался авторский язык и мир образов. Её ни с кем не перепутаешь. Соня окончила омский худграф и поехала учиться на искусствоведа в магистратуру в Петербург. Если она будет работать дальше, мы, скорее всего, о ней ещё услышим.
Марья Сушкевич — самый молодой участник выставки, ей 18 лет. Она поступила на худграф в этом году.
Марья показывает две головы: горячую и холодную. Много в этом юношеского максимализма, но приятно, что такой юный автор обращается к человеку. На этой выставке, как и вообще на молодёжных выставках, очень мало представлен человек. Молодёжь уходит в абстракцию, в пространные футуристические композиции, а здесь — лицо, которое сложно писать. Это говорит и о каком-то уровне умений и об уровне притязаний, что тоже важно для художника. Художник не боится и заявляет сложную тему. Это позволяет надеяться, что она будет нашим человеком.
Лена Гришаева — молодая мама, но уже преподаёт (у нас на выставке много молодых мам). Работы Лены отличаются графичностью. Видно, что это думающий человек, который умеет остановиться, переосмыслить и переработать увиденную действительность. Лена с существенным отрывом от товарищей выбилась в лидеры в своей номинации.
Снежиника Сенина (диплом III степени в номинации «Графика») показывает очень эмоциональную и экспрессивную графику. Её работы отмечены посетителями выставки. Кое-где проскальзывает немецкий экспрессионизм, что позволяет надеяться: мы ещё увидим и услышим этого автора.
Я много лет знаю Свята Капралова (II место в номинации «Станковая живопись») как работающего художника, который не вылезает с пленэров, собирает большое количество этюдного материала. Мы все ждали, когда же он начнёт перерабатывать этюды, и вот, наконец, Свят взялся делать большие холсты. Скоро мы увидим новый уровень пейзажа. Всё-таки Сибирь всегда славилась пейзажной живописью, и омская художественная школа в том числе.
У нас прекрасное декоративно-прикладное искусство. Много лет в Омске было мало керамики. Сейчас основные призы были разыграны как раз между керамистами.
Мы все полюбили «Кактусы» Лилии Хасановой (победительница в номинации «ДПИ»). Они меняют атмосферу нашего выставочного зала. К тому же это очень качественный, со вкусом выполненный продукт. А напротив кактусов — керамика Юры Буренкова (II место в номинации «ДПИ»), который работает в сдержанном ключе. В его кувшинах узнаётся и зрелый подход, и мастерство...
Во время церемонии награждения председатель Омского отделения Союза художников России (он же — председатель жюри выставки-конкурса) Андрей Машанов пожелал молодым «счастья и творческих успехов» и попросил авторов пока не забирать работы:
— Пусть выставка повисит до воскресенья!
Так что до 6 сентября у вас есть время увидеть всё, что натворили молодые омские алхимики от искусства.
Фото:Олега Деркунского
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98414 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
82015 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— омичка
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии