На УЗИ перестанут пускать без направления: хорошо или нет?
С 1 января 2021 года в силу вступает федеральный приказ, который регламентирует правила проведения ультразвуковых исследований. Довольны ли врачи и к чему готовиться пациентам, рассказывает Нелли Киселева, заведующая отделением функциональной и ультразвуковой диагностики КМСЧ №9.
5068401 ноября 2020
– Нелли Валерьевна, в сентябре этого года вышел федеральный приказ, который регламентирует правила проведения ультразвуковых исследований. Он вступает в силу с 1 января 2021 года. Что для вас в нем главное?
– Согласно этому приказу, ультразвуковые и функциональные исследования должны проводиться только по направлению лечащего врача. Не сможет человек прийти в мой кабинет и сказать: «Сделайте мне УЗИ, я все оплатил в кассе». Это правильно, потому что человек не должен заниматься самодиагностикой и самолечением. У нас зачастую так: сделал УЗИ, сам изучил, с интернетом проконсультировался, сам себе лекарство выписал и дальше никуда не идет… Это, мягко говоря, неправильно. Приказ можно назвать долгожданным: в этом смысле в нашей работе давно ничего не обновлялось. Мы пользуемся приказом от 1993 года, и новые стандарты нам в работе, надеемся, помогут, и люди будут более ответственно подходить к диагностике и лечению.
– Вы работаете в медсанчасти без малого тридцать лет. Приказы приказами, но наверняка многое в вашей работе изменилось за эти годы.
– Безусловно. Выросли требования к врачам, объемы работы, количество исследований. Невероятно широк спектр исследований, которые мы выполняем. Без этих исследований не обходится сегодня ни один пациент и ни один врач-клиницист. Это ЭКГ и эхокардиография с допплеровским анализом, исследование функций внешнего дыхания, суточное мониторирование ЭКГ и АД, дуплексное сканирование сосудов, электроэнцефалография и все виды УЗИ – печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, мочеполовой системы, предстательной железы, щитовидной железы, молочных желез, лимфатической системы, мягких тканей и так далее.
– ЭКГ по-прежнему процедура незаменимая в диагностике ряда сердечно-сосудистых заболеваний?
– Альтернативы этому методу исследования электрической активности сердца не придумано: он действительно незаменим при диагностике ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда, нарушении ритма и проводимости. Исследование комфортно для пациента и не требует его специальной подготовки.
Мы активно участвуем в диспансеризации, первый этап включает в себя ЭКГ, а на втором по показаниям проводится дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий – это современный метод диагностики сосудов головы и шеи. Это те крупные артерии и вены, которые ответственны за приток крови к тканям головы, мозгу и к верхним конечностям. При исследовании специалист может распознать внутрисосудистые образования, такие как атеросклеротические бляшки, тромбы, утолщение сосудистой стенки. Может увидеть расширение просвета – аневризму сосудов, оценить ход артерий – извитости, изгибы, при которых нарушается ток крови, и другие патологические изменения.
Также в феврале этого года наша медсанчасть приобрела аппарат для суточного мониторирования ЭКГ по Холтеру. Название этого метода говорит само за себя: запись ведется круглосуточно в обычных для пациента условиях: он дома, на работе, на пробежке или обедает – а работа сердца фиксируется прибором. Его электроды крепятся на груди, а регистратор, похожий на маленький плеер, носится в компактной сумочке под одеждой.
– Какие показания существуют к суточному мониторированию ЭКГ?
– Жалобы на нарушения сердечного ритма, на головокружения по непонятным причинам, на обморочные и полуобморочные состояния, одышку, слабость, неясные боли в груди, которые не позволяют исключить или подтвердить стенокардию. Также таким образом оценивается эффективность проводимого лечения или оценка работы кардиостимулятора. Холтеровское мониторирование помогает выявить ишемическую болезнь сердца, особенно безболевую форму, которая способна привести к внезапной смерти, возникновению опасных нарушений ритма сердца, развитию инфаркта миокарда, застойной сердечной недостаточности. Сейчас мы можем оценить сердечную деятельность в течение 24 часов при повседневных психоэмоциональных, пищевых и физических нагрузках и в рамках полиса ОМС провести это исследование большему количеству наших пациентов, как в стационаре, так и в поликлинике.
– Вы практикуете суточное мониторирование не только сердечного ритма, но и артериального давления. Для кого актуален этот метод?
– Показание к СМАД – суточному мониторированию артериального давления – это уточнение диагностики пограничной артериальной гипертонии. К примеру, у человека впервые выявлена артериальная гипертензия и нужно подтвердить необходимость приема препаратов. Или нужна оценка эффективности лечения. Или обследование молодого человека, но с отягощенной наследственностью по артериальной гипертензии. СМАД помогает отследить динамику, обнаружить «гипертонию рабочего дня» или «гипертонию белого халата» – когда давление повышается в тот момент, когда его измеряет врач. То есть при помощи круглосуточной записи АД и ЧСС оценивается не только стойкая, но и приходящая артериальная гипертензия и гипотензия. Это не лишнее: все мы знаем, что именно сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смерти людей во всем мире, а ведущий фактор риска сосудистых заболеваний – как раз артериальная гипертензия.
– Нелли Валерьевна, а почему из всего многообразия медицинских специальностей вы в свое время выбрали именно функциональную диагностику?
– В институте мне очень нравились занятии по терапии, как завороженная, смотрела на узоры, которые рисует электрокардиограф. Когда поступала в медакадемию, не думала, что буду врачом функциональной диагностики – и, по правде говоря, четко не помню, кем именно хотела стать. Врачом – это да. Училась в музыкальной школе играть на гитаре, увлекалась баскетболом, но сделала выбор в пользу химии и биологии. Знаете, у меня и тяга эта в старших классах школы родилась, потому что хотелось помогать тем, кто тяжело болен. А уж чем именно я смогу быть полезна, учеба покажет, – рассуждала так. Когда оканчивала мединститут, в КМСЧ №9 освободилось место врача функциональной диагностики, и меня пригласили на работу. Так что работаю я здесь с 1992 года.
– Поскольку вы проводите все виды исследований, то работаете в тесном сотрудничестве со всеми отделениями медсанчасти, будь то хирургия, неврология или гинекология. А с кем вставать «в связку» приходится чаще всего?
– Активно – со специалистами сердечно-сосудистого отделения: с кардиологами и неврологами. Там без наших исследований никуда. При помощи функциональной диагностики выявляется большой процент патологий. Например, при помощи ЭХОКГ можно выявить экссудативный перикардит: в полость между воспаленной оболочкой сердца выделяется чрезмерное количество жидкости. В норме ее объем не должен превышать 20-30 мл, но при данной патологии он увеличивается в десятки раз. Не далее как месяц назад мы при исследовании обнаружили огромный запущенный перикардит, и наши рентгенхирурги тут же сделали пункцию, откачав из сердечной сумки около двух литров жидкости. Пациенту тут же стало легче дышать, цвет лица изменился на глазах… Диагностируем такое грозное заболевание как расслаивающая аневризма аорты – когда появляется ложный канал, который заполняется кровью. Эта патология требует срочного хирургического вмешательства. Наши исследования помогают выявить бактериальный эндокардит, пороки сердца, легочную гипертензию. Видим признаки перенесенного инфаркта: это очень важно, потому что порой и сам человек не знает, что у него был инфаркт.
– Аппаратура и сами методы год от года совершенствуются и расширяют возможности диагностирования. Какие новейшие виды исследований и диагностики стали вам подвластны в последнее время?
– Например, электронейромиография (ЭНМГ) – комплексное электрофизиологическое исследование, которое мы используем для определения функционального состояния периферической нервной системы и мышц. Активны ли мышцы, проходит ли по ним нервный импульс: ЭНМГ рук и ног позволяет ответить на эти вопросы и выявить патологические изменения на самых ранних стадиях. Для нас это имеет очень большое значение, потому что в пять лет назад в нашей медсанчасти открылся Центр критической ишемии нижних конечностей и синдрома диабетической стопы. При диабете страдают мелкие сосуды и нервные окончания, и чтобы оценить степень тяжести, нужны своевременные исследования: значительно снижается чувствительность, человек может продолжать жить с серьезным заболеванием и долгое время не замечает происходящих изменений, поскольку не чувствует боли.
И тут нам на помощь как раз и приходит электронейромиография. Метод, при котором мы исследуем электрическую активность мышц и вычисляем скорость проведения импульса по нервным волокнам, дает возможность диагностировать эти нарушения еще на стадии доклинических проявлений. А значит, профилактировать серьезные, порой несовместимые с жизнью осложнения.
– Функциональную диагностику всегда относили к так называемой «вспомогательной службе»: функционалист дает заключение по исследованию, с которым пациент уже идет к узкому специалисту или терапевту, а врач-клиницист дает заключение на основании совокупности данных. Но ведь зачастую именно вы и становитесь свидетелями и «глашатаями» верного и своевременного диагноза…
– Нет смысла тянуть одеяло на себя, или наоборот. Главное для любого врача – поставить верный диагноз, и тут мы во многом облегчаем диагностику клиницистам, потому что зачастую лишь инструментальные методы исследования дают объективную, точную и полную картину. Без функциональной диагностики не определить наверняка, есть ли у пациента порок сердца, много ли у него жидкости в плевральной полости, имеет ли место тромбоэмболия легочной артерии, действительно ли камень перекрыл выход из почки и какого он размера… Перефразируя Экзюпери, самого главного глазами не увидишь, но если на помощь приходит такая высокотехнологичная аппаратура, которая есть в нашем арсенале, зорким будет не одно лишь сердце. Например, УЗИ проводится при помощи многоцелевых, компьютеризированных сканеров высокого класса компании Toshiba, Siemens, Aloka с использованием спектральной, цветовой и энергетической допплерографии. Они дают изображение очень высокого разрешения. Плюс команда у нас в отделении профессиональная и грамотная: полная взаимозаменяемость, каждый врач владеет всеми методиками.
– Пациенты к вам попадают разные, нередко тяжелые. Стресса в работе хватает. А как минимизируете его для себя, как отдыхаете?
– Отдыхаю в общении с близкими людьми, с семьей, с мужем: он тоже врач, и мы уже много лет говорим с ним на одном языке – во всех смыслах. Любим театры, хорошие книги, свою дачу. Детей, внуков – их у нас пятеро. Приедут в гости – праздник. Уедут – ну тоже праздник, только уже тишины. (Смеется.)
Лицензия № ЛО-55-О1-ОО2541 от 07.05.19. ℗
Фото:из личного архива Нелли Киселевой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 150 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 28 декабря 2024 года
105627 декабря 2024
Гороскоп на 29 декабря 2024 года
91728 декабря 2024
Гороскоп на 30 декабря 2024 года
89429 декабря 2024
Выбор редакции
— журналистка
— Психолог
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии