Иртышская набережная: Не дай ему засохнуть!
Когда метро в нокдауне, гидроузел в завязке, Федоровка «пролетела» как фанера над Парижем, на арене появляется Она — «самая протяжённая набережная Омска, России и всего континента». Та, что не даст городу «засохнуть».
372403 декабря 2020
Как говорил покойный Михаил Жванецкий, свет в конце тоннеля есть, только тоннель, с…, не кончается…
Третьего декабря на градостроительном совете архитектурное сообщество единодушно проголосовало за идею развития Иртышской набережной.
1Защищал идею директор БУ г. Омска «Центр компетенции по вопросам городской среды» Сокин А.А.
Всем радостям мира Алексей Анатольевич предпочёл обустройство родного города за счёт федеральной программы. Депутат Омского городского совета стал более увлечённо и самоотверженно служить народу на поприще руководителя казённого учреждения.
«Центр компетенции» громкую славу пока не обрёл, но идея набережной «не хуже, чем в Дубае» уже всколыхнула стоячие омские воды, а федеральный центр выделил средства.
Отныне «из глубины сибирских руд» город «должен повернуться в сторону Иртыша и Оми».
Часть первая. Идея.
Рассказывая о Начале Большого Пути, Алексей Анатольевич заметил в неопределённо-личной форме:
— Было принято решение благоустроить набережную реки Иртыш и тем самым раскрыть жемчужину Сибири.
Вскоре лицо обозначилось:
2— Мы включились, мы — это команда специалистов и людей, которые работают в центре городской среды, и к лету 2020-го сделали документ, который тогда же был представлен губернатором в Москве и Минэкономразвития, а осенью вице-премьеру России.
Мы проанализировали структуру 278 земельных участков (18 федеральных, 12 областных, 60 муниципальных, в собственности организаций — 64, у физлиц — 63, а у 61 участка отсутствуют данные в Росреестре).
Мы подготовили презентацию 15 километров с юга на север от Речного вокзала до причала на улице Андрианова, проработали экономический блок, разместив более тысячи объектов для малого и среднего бизнеса и 11 хабов.
По скромным расчётам г-на Сокина, аренда в этих местах обогатит городскую казну более чем на 200 млн. рублей, а налоговые платежи увеличатся на 400 млн. рублей.
Чтобы архитекторы, так сказать, воочию убедились, что «Центр компетенций» не кукиш на пустыре воздвиг, его директор предложил «пройтись с юга на север» и расставил сверхзадачи:
— Территорию от Речного порта до Бульвара Победы надо просто привести в порядок и наполнить экономическим содержанием. Через Омь проложить велопешеходный мост. Набережной Тухачевского требуется капитальный ремонт, а парк «Зелёный Остров» как большой пазл мы планируем сделать за счёт программы «Формирование комфортной городской среды» (это 300 миллионов рублей)
В микрорайоне «Изумрудный берег» предстоит новое строительство набережной с выходом к академии «Авангард». Задача должна быть реализована к Молодёжному чемпионату мира по хоккею.
А далее необходимо соединить велопешеходную набережную с парком «Советским». И последний хаб — соединение парка с микрорайоном на Андрианова. Таким образом, этот проект планируется реализовать к 2026 году.
Общий объём финансирования составляет 27,3 млрд. рублей, из которых 7,3 млрд. руб. — бюджетные средства, 20 млрд. руб. — частные средства.
3Архитектурное сообщество, не сбиваясь на взволнованную песнь, с аналитическим скальпелем в руках приступило к обсуждению «идеи».
— Как будет управляться этот объект? — поинтересовался архитектор Шалмин. — Какая у него будет экономика? Продумывалась ли для этого объекта организационная форма?
Сокин: В начале января мы запускаем серию сессий вовлечения жителей, специалистов, профессионалов: какой хотят видеть набережную люди. Правительство Омской области выделяет первые 12 миллионов рублей на съёмку и изыскания.
Шалмин: Извините, я немного о другом спрашивал…
Сокин (о своём): Около 300 миллионов рублей область выделит на ПСД…
Шалмин (прерывает): Будет у набережной дирекция, как, например, у муниципальных рынков? Если мы разобьём набережную по отдельным площадкам, то есть угроза, что экономически мы её не удержим как целостный объект.
Сокин (про своё): Заказчиком будет выступать Правительство Омской области, часть территории будет делаться за счёт федеральных программ «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные и качественные дороги».
В неконструктивный диалог вмешивается модератор градсовета вице-мэр Губин М.В.:
— Связующее звено должно быть. Мы об этом думаем. Но сейчас мы обсуждаем концепцию. Давайте вместе посмотрим на набережную! Я призываю вас подумать, как это сделать хорошо.
4Часть вторая. Прения.
Архитекторы крепко подумали и высказались.
Архитектор Никита Шалмин: «Сначала надо проработать оргструктуру и просчитать экономику».
— То, что мы берёмся за суперпроект, – вещь хорошая: городу нужны амбициозные проекты. Это мобилизует и настраивает на победоносный лад. Но, как показывает практика, сначала надо прорабатывать организационную структуру, и тогда мы увидим, как будут капитализироваться доходы, потому что без этого говорить об экономике места и в момент строительства и в момент эксплуатации просто не приходится.
Второе. Концепция уже как бы готова, и архитектура проработана, а вы говорили о конкурсах, о привлечении архитекторов. То есть сейчас они побоку? Садить архитекторов на разработку рабочей документации? Но это должны делать проектировщики.
Если мы возвращаемся к концепции, тогда давайте скажем, что это — первоначальная модель, а теперь сядем за серьёзную концепцию. Например, на Зеленом острове в своё время расположили все интересные объекты, а в результате ничего не получили, деньги провалились. Сейчас мы говорим о том, что в Зелёный Остров нужно вложить ещё деньги. Хорошо — ещё вложим, но с течением времени это придёт к нынешнему состоянию. То же можно сказать и о парке Советского округа. Чтобы этого не получилось, на первом этапе надо просматривать оргструктуру и просчитывать экономику.
И давайте обговорим эту концепцию не с двумя архитекторами, а с развёрнутым сообществом. Нам надо не просто сделать набережную, а найти наилучший вариант. Мы тратим деньги на благоустройство, но вопрос эффективности, эффектности как бы не рассматривается, а без этого те деньги и усилия, которые мы вкладываем, не приносят эффекта и пропадают. Набережная Тухачевского тоже делалась, но почему она пришла в упадок? Потому что не поддерживалась и не участвовала в финансовой оргструктуре. Не надо повторять ошибок!
Вопрос заключается не в том, будет объект или не будет, а какой он будет, насколько он подчеркнёт уникальность Омска и насколько будет интересен и омичам и гостям города.
Архитектор Александр Бегун: «Не ставьте телегу впереди лошади!»
— Обустройство набережной – хорошая идея, но на данном этапе должно быть сформировано техническое задание. Я воспринимаю всё, что доложил Александр Анатольевич, как прелюдию к составлению грамотного технического задания. Только после его составления нужно объявлять конкурс: городской, международный, не знаю какой. И когда конкурсная составляющая будет пройдена, можно обсуждать концепцию, выявлять лучшие и худшие моменты, можно разделять, что один коллектив работает на одном участке, другой на другом, но при общем авторском руководстве. Если у нас будет автор только Сокин Алексей Анатольевич, то это не то — он менеджер проекта.
Сейчас авторского видения нет, есть набор каких-то элементов, расставленных по всей длине набережной. А слово «хаб» здесь вообще неприменимо, потому что это —транспортно-пересадочный узел. Какие у нас тут транспортно-пересадочные узлы?! Мы делаем прогулочную набережную для людей. Нам надо сформулировать техзадание, которое позволит сделать хороший архитектурный проект. Не ставьте телегу впереди лошади!
Архитектор Роман Воробьёв: «Фитиль подожгли, надо, чтоб бомба взорвалась».
— Сколько живу в Омске, столько этой набережной кто-то занимается. На мой взгляд, в городе много проблем, которые более актуальны и требуют более оперативного вмешательства, но вопрос набережной никто не закрывал.
Говорить о концепции как таковой преждевременно. Есть кусок земли протяжённостью 15 км, есть несколько проектов на разные участки. Чтобы пойти по пути, который предложил Бегун, нужно добротное техническое задание, а вопрос финансирования — тема Центра компетенции городской среды.
Спасибо за предоставленный материал, что вопрос поднят из небытия, а дальше надо вместе думать. Фитиль подожгли, надо, чтоб бомба взорвалась.
И ещё, «хаб» — не очень удачный термин. Есть же нормальные, понятные слова. Надо говорить так, чтоб до горожан это доходило.
Главный архитектор ИТП «Град» Ирина Стуканёва: «Общая идея не прочитывается».
— Хочу поддержать Никиту Петровича: этот процесс должна возглавить какая-то дирекция, люди, которые будут консолидировать идеи.
Проект напоминает коллаж на тему. Общая идея не прочитывается, должна быть какая-то связующая, чтобы она отличала этот проект от других.
Предприниматель Денис Кошель: «Нужно начинать не от архитектуры, а от бизнеса».
— В нашей истории было много красивых картинок. К примеру, в 2001 году, тогда мэром был Белов, я участвовал в обсуждении концепции Иртышской набережной. Там тогда даже аквапарк нарисовали, но ничего не реализовалось, потому что это не было бизнес-проектом.
Понятно, что мы должны смотреть в будущее, но хочется жить настоящим. Надо оценить эту концепцию с точки зрения бизнес-проекта. Мы ориентируемся на мировые аналоги: набережные Лос-Анджелеса, того же Батуми, но у нас 9 месяцев в году зима, и поэтому многие объекты либо нереализуемы, либо большую часть времени не будут использоваться.
Чтобы понять реализуемость тех или иных намеченных планов, нужно начинать со встречи с предпринимателями, которые владеют земельными участками либо объектами.
В вопросе, что первично: бизнес или архитектура – директор ООО «Горпроект» Татьяна Столбова держалась архитектуры:
— Сейчас разговоры с бизнесом преждевременны. Сначала — архитектурная грамотная концепция, которая будет думать о том, как сюда привлечь бизнес.
Губин М.В. всем сердцем, всей душой поддержал Кошеля Д.Е.:
— Если не будет бизнеса, набережная будет мёртворождённая.
Капитан яхты «Сибирь» Сергей Щербаков: «Может, нам достроить Красногорский гидроузел?»
— Я пятьдесят с лишним лет хожу по Иртышу, и, чтобы проектировать набережную, надо понимать, что уровень воды в реке от паводка до меженного периода составляет пять метров и даже больше. Поэтому надо подумать, на какой высоте делать набережную: либо она будет затапливаться, либо стоять над водой, и мы будем смотреть вниз на песок.
Может быть, параллельно нам надо завершить процесс Красногорского гидроузла? Тогда мы стабилизируем минимальный уровень — 70 метров над уровнем моря. Сейчас уровень воды в Иртыше катастрофический, он провалился как минимум на 2 метра, и на это надо обратить внимание при выборе концепции.
Часть третья. Голосование
Подытоживая сказанное, г-н Сокин ещё раз призвал «работать в команде». Давайте, говорит, уважаемые архитекторы, «зажжём фитиль» и вообще, говорит, «прошу поддержать предложение, прям проголосовать за идею». Нам, говорит, «каждый специалист очень-очень нужен» для того, чтоб «вскладчину эту работу постараться выполнить».
И вице-мэр Губин призвал архитекторов к тому, «чтоб вместе, не ущемляя ни бизнес, ни население реализовать идею новой набережной».
— Я бы хотел проголосовать: нам это надо? — поинтересовался Михаил Владимирович из своего квадратного заточения. — Кто за соответствующую идею?
— Подождите! — воскликнул Александр Вениаминович Бегун. — Идея развития набережной? Ради бога, кто ж против! Но за конкретное предложение, которое там показали, мы не можем голосовать!
— Мы не будем голосовать за эту концепцию! – поддержал коллегу Никита Петрович Шалмин. И объяснил почему. — Здесь два момента: собственно набережная — все за неё — и концепция, представленная в плане архитектурного насыщения. Вот за это голосовать не надо.
— Это идея, Никита Петрович, — пояснил г-н Сокин.
«Сокин извивается, как уж на сковородке», — написали в чате.
— Алексей Анатольевич, идеи бывают разные, — гнул свою линию архитектор Шалмин. — Я вам выложу другую идею, у которой будут другие так называемые хабы. Мы сейчас за это проголосуем, а потом будем формировать техническое задание, чтобы это и разрабатывать? Давайте в ходе сегодняшнего градсовета зафиксируем, что мы все поддерживаем идею набережной. А вы представили конкретную архитектурную идею, и за это голосовать не надо
— Вы поддерживаете идею развития набережной? — кажется, вице-мэр Губин начинал терять терпение. — Мы же не говорим, что этот проект будет реализовываться только так и никак иначе!
— Тогда давайте так и сформулируем вопрос, — парировал г-н Шалмин.
— Сформулируйте ещё раз! — настаивал архитектор Бегун.
«За всё хорошее против всего плохого», — подсказали в чате.
— За идею развития набережной, — «сформулировал» Михаил Владимирович.
— Опять идея! Какая идея? — взорвался Никита Петрович.
— С учётом тех предложений, которые прозвучали на архитектурно-градостроительном совете, — нашёлся г-н Губин.
— Мы не принимаем тот альбом, который показывал Алексей Анатольевич, — настаивал архитектор Бегун. — Мы принимаем идею развития набережной с учётом замечаний, высказанных членами градостроительного совета.
Смык В.И. огласила итоги голосования: «Все – за, никто не против».
«Та же фигня, что и в горсовете: пакетным голосованием хотят протащить свои идеи», — написали в чате.
Фото::эскизы Центра компетенций по развитию городской среды/Вконтакте
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии