Омск оставит Достоевского без подарков?
11 ноября 2021 года всё прогрессивное человечество готовится с размахом отметить 200-летие «самого трудного в мире классика». Духовная столица Достоевского – Омск – «впереди планеты всей». Наши краеведы откопали новые, не известные миру находки, связанные с именем писателя №1. Однако предъявить их гостям города пока не представляется возможным. Почему?
298405 февраля 2021
Эту загадку попытались разгадать участники круглого стола, прошедшего 4 февраля в «Точке кипения».
1Никита Шалмин, председатель Омского отделения ВООПИиК: «На сегодняшний момент Омск должен осознать себя местом рождения писателя»
- Вся эта история началась года три тому назад, когда затронули тему расширения музея Достоевского к юбилею писателя. Как пожарный вариант было предложено использовать павильоны «Флоры». Они находятся в плачевном состоянии, их нужно расширять, иначе музею там не разместиться. Когда в ВООПИК обсуждалась эта тема, Игорь Леонидович (Коновалов – прим.авт.) предложил прекрасную идею. Есть здание по улице Победы, 5. Это дом генерал-инженера Ивана Шпрингера: второй этаж у него сгорел, а первый сохранился. В одной части Валерий Михайлович Кокорин выполнил здание в кирпиче, а другая — деревянная, только обложенная кирпичом, и там, собственно, родной сруб.
По свидетельствам современников, первые месяцы каторги Достоевский негласно работал в этом здании. По образованию он был военный инженер и трудился в чертёжной группе. Дом генерала Шпрингера связан с именем писателя, и если его воссоздать и разместить здесь развитие музея Достоевского, а в подвале сделать литературное кафе, то в городе появится новый объект - и жизнеспособный, и современный, и исторический.
Проблема заключается в том, что здесь находится прогимназия. Её необходимо перенести. Область переадресовала проблему городу, городу идея понравилась, было поручение создать рабочую группу, но на том всё и остановилось, и уже больше года эта ситуация висит.
Работа по павильонам «Флоры» осуществляется, есть проектные решения, но, с точки зрения ВООПИиК, это не совсем хорошо, потому что исторически — это плац, здесь происходили парады, народные гуляния, развод караула. Это площадь и сердце города, и превращать и без того чуждые объекты в капитальные строения, конечно, нежелательно.
Второй объект, связанный с именем писателя, располагается за драмтеатром. Это реальные фундаменты острога. Их раскопали активисты нашего общества. Сейчас благодаря этим фундаментам мы можем с высокой точностью обозначить все объекты острога и в том числе острожную стену. По нашему мнению, на фундаментах можно воссоздать деревянные строения. Но так как улица их разрезает, они тоже будут в разрезе, и за витринным стеклом можно будет наблюдать экспозицию.
Третий объект — амуничник, или летние арестантские казармы. Здесь из петрашевца родился писатель Достоевский. Здесь он работал над «Сибирской тетрадью».
Казармы принадлежат Министерству обороны и нуждаются в срочном ремонте. Мы направляли письмо главе ведомства за подписью нашего центрального управления и получили ответ: «Использование данных зданий в качестве музеев не представляется возможным». Во-первых, мы не запрашивали казармы в качестве музеев, а говорили о трёх зданиях, два из которых признаны объектами культурного наследия (ОКН). Вся территория госпиталя — это достопримечательное место, и в его составе есть несколько зданий, связанных с именем Достоевского. Но по ряду причин летние казармы не включили в состав ОКН. Сейчас мы подаём заявку в минкульт, и, я думаю, объект официально будет включен в состав ОКН.
2Мы написали ещё одно обращение в Минобороны за подписями десяти омских общественных организаций, но ответа пока не получили. Примечательно, что пишем мы министру обороны Шойгу, а ответ приходит из округа. Но нам не нужны формальные отписки, это не совсем красиво.
Арестантские казармы сейчас не используются, их можно музеефицировать, сделать витрины на улицу Гусарова. Это живой объект в структуре города, который будет работать и как памятник, и как экспозиция. Здесь можно будет проводить уроки, экскурсии. Я считаю, что это обогатит интерьер города, и вместо страшного забора, который мы сейчас наблюдаем в центре города, Омск получит интересную экспозицию. Хорошо бы весной получить доступ к зданию, чтобы сделать обмеры, оценить затраты и составить предпроектную документацию.
Игорь Коновалов, заместитель председателя омского отделения ВООПИиК: «У нас нет недостатка в желающих цитировать Достоевского, есть недостаток в землекопах»
- Для того чтобы мы могли осмысливать жизнь и творчество Достоевского, нам необходимо что-то предъявить миру и себе. Поэтому музеефикация этих объектов очень важна. Там можно рассуждать о его взглядах и роли в мировой литературе. Раз уж в этом году юбилей Достоевского, и мы, надо честно сказать, ничего не успели, нам хоть что-то нужно предъявить, потому что приедут гости.
На этот год стоит задача как-то завершить работы на остроге, чтобы раскопанный фундамент стал музейным объектом. Его нужно докопать, законсервировать и развернуть в нём временную экспозицию. Всех присутствующих будем рады видеть в качестве землекопов. Там с лопатами в руках можно будет рассуждать о Достоевском и цитировать его.
Есть сложности с военными, ведутся вязкие переговоры с администрацией госпиталя, но мы надеемся на понимание и поддержку министерства культуры, потому что в тех же летних палатах можно успеть сделать до юбилея временную экспозицию, которую есть чем наполнить. Главное — получить доступ в госпиталь. Тогда бы мы могли разместить там цитаты из его произведений, ибо когда они будут расположены там, где он их писал, это станет восприниматься более убедительно.
Есть готовое помещение инженерной мастерской, где была проведена спорная реставрация: подвесные потолки, керамогранит, пластиковые окна — одним словом, всё, как при Фёдоре Михайловиче. А писателя в этом помещении заковывали и расковывали. Заходишь в гипсокартон и рассказываешь: здесь на Достоевского надевали кандалы, и никто не верит, потому что неубедительно. Что мешает городской администрации разместить там экспозицию? Скажем, поставить в соседней комнате токарный станок, который крутил Достоевский, обдумывая жизнь русской души, чтобы посетители попробовали, легко это или трудно.
Нам нужен столяр, который изготовит такой станок по чертежам XIX века. Нужны кузнецы, которые оборудуют кузницу и скуют кандалы, и мы обязательно кого-нибудь в них закуём, чтобы люди почувствовали, каково в них было Достоевскому, и поняли, почему он писал такие произведения.
Надо успеть обозначить до юбилея место, куда писатель поместил своего Раскольникова. Оно известно. Когда в книге или Интернете читаешь: «На берегу широкой пустынной реки…», это не так воспринимается. Нужно придти на берег этой реки, встать на это место живьём.
3Прогимназия занимает не все комнаты генеральского дома, в пустых помещениях можно поставить стол середины XIX века с чернильницей, чертежами, какими-нибудь рукописями Достоевского. То есть предъявить перспективу будущего музея, ту песчинку, из которой может вырасти жемчужина. Что мешает министерству культуры заразить губернатора этой идеей, а то мы в последнее время только коронавирусом заражаемся.
Летние арестантские палаты — это деревянная галерея с колоннадой 1823 года постройки. Это уникальное строение, которому вообще мало аналогов в русской архитектуре. Ему почти 200 лет. Понятно, что оно перестаивалось и многократно изменялось, но существует достаточно документов, чтобы привести здание в исторический вид. Речи о реставрации нет. Для начала мы хотим выполнить консервацию в нынешнем виде, чтобы исключить дальнейшее разрушение памятника русского классицизма.
Александр Лосунов, историк-краевед: «Ещё немного, и казармы разберут на дрова»
- Омский госпиталь — это единственный сохранившийся в Западной Сибири такого рода комплекс деревянных зданий. Как известно, военные люди — консервативные, в том плане, что они ничего не строят и ничего не ломают — они поддерживают. В своё время они так «доподдерживали» обозный сарай в Омской крепости, что его пришлось снести и заново построить. Сейчас на очереди летние палаты. Крыша там уже упала. Ещё немного — и здание разберут на дрова.
Меня часто спрашивают: «Сколько стоит сделать музей?» Я отвечаю: «Больших денег». Но сегодня с помощью Интернета можно купить всё что угодно, порой и подлинные вещи выскакивают. Но для начала нужны подлинные здания.
Жанна Хахаева, искусствовед, ведущий инженер по охране объектов культурного наследия: «Отреставрированные казармы послужат и славе Минобороны, и славе города Омска»
- Дело за малым. Необходимо содействие регионального министерства культуры в части уточнения предметов, составляющих достопримечательное место, и придания ему твёрдого статуса. Со стороны министерства обороны требуется помощь в доступе на территорию госпиталя. Эти помещения давным-давно не нужны военному ведомству. Их нужно выделить с территории военной части, как в своё время это сделали с Тобольскими воротами, и начать работы. А забор, став прозрачным, будет возвращён на прежнее место. В результате военные получат вполне пригодное к эксплуатации здание, которое частично можно использовать под склады, частично - под экспозицию. И всё это послужит и славе Министерства обороны, и славе города Омска. Сегодня же ситуация такова, что здание может быть разобрано на дрова, и никто за это ответственности не понесёт. И нам без решительных шагов со стороны министерства культуры не обойтись!
Фото:скриншоты видео с Youtube-канала Точка кипения Омск
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии