Омский след в фильме «Белое солнце пустыни»
У нового автора нашего сайта Саида Абишева, в прошлом режиссера омского телевидения - недавно вышла книга «Секреты кино. Белое солнце пустыни». Как выяснил «ВОмске», у фильма имеются омские корни.
229026 марта 2017
- Саид, почему вы решили написали эту книгу?
- Время от времени я читаю лекции по теории кино. Их сложно организовать – длинный цикл непросто согласовать с графиком работы, а в короткий всего не уместить. Студенты постоянно просят – выложите материалы в интернет или напишите книгу. «Секреты кино. Белое солнце пустыни» - мой первый опыт, скоро будет продолжение, посвященное другим режиссерам и фильмам.
1- О чем вы рассказываете на ваших лекциях?
- Самостоятельная деятельность в качестве режиссера у меня началась в Омске, в 1998 году. Я много смотрел тогда – картины, фильмы, рекламу. Просмотрев фильм, я вырезал какой-либо заметный фрагмент и откладывал в коллекцию – прокручивая по кадрам, следил за своим восприятием и искал в кадрах акценты, которые этим восприятием манипулируют. То же самое с картинами, я чертил схемы, зарисовывал, за что цеплялся глаз. Было масса открытий. Оказывается, во многих фильмах заложены очень хитрые приемы, которые приковывают зрителя к креслу. Я постепенно стал понимать правила восприятия и на съемочной площадке стал чувствовать себя свободнее. На лекциях я рассказываю о том своем опыте, разбираю эпизоды из своей коллекции, которую начал собирать еще тогда – в Омске.
- Почему именно «Белое солнце пустыни» стало «героем» книги?
- Еще в тот период самообучения глаз зацепился за небольшой эпизод – когда басмачи захватывают красноармейца Сухова на берегу. Один из них делает выстрел из пистолета. Эпизод – 4 секунды, но в нем было какое-то напряжение. У меня это постоянно сидело в голове. Лет через 10, уже в Москве, готовясь к очередной лекции, решил привести на ней этот фрагмент. И уже разбирая его, подумал – если творческая группа – режиссер, оператор, художник-постановщик – так зарядили крохотный, практически проходной эпизод, наверное, стоит и во всем фильме дотошно покопаться. В тот же вечер, после лекции я его пересмотрел и был потрясен – фильм, который видел миллион раз, оказалось, содержал в себе очень хитрые приемы-манипуляции со зрителем. Я вырезал наиболее значимые фрагменты и понял, что это материал для отдельной лекции. Очень было интересно наблюдать реакцию студентов – ведь все видели фильм, и никто не замечал, каким образом авторы пристегнули их к креслу!
Сейчас я начал новый проект – тоже по просьбам студентов – делаю короткие двух-трехминутные видеоролики с разборами сцен, первый из них – как раз об этом эпизоде, каждый может убедиться – эпизод сделан гениально, очень точно!
Потом решил написать книгу. В процессе подготовки связался с музеем кино на Мосфильме, мне предоставили несколько раскадровок, а уже там подсказали – художник-постановщик фильма Валерий Петрович Кострин живет в Москве. Валерий Петрович откликнулся на просьбу побеседовать о фильме, в книгу вошло его интервью, оно очень интересное. Также он предоставил несколько кадров со съемочной площадки – он оказался прекрасный фотограф - так что в книге есть настоящий раритет, можно сказать – артефакт. Но самое главное, вы не поверите – фильм имеет довольно прямое отношение к Омску!
- Интересно.
- Уже готовясь к встрече с Валерием Петровичем, я наткнулся на интервью режиссера Владимира Яковлевича Мотыля, где он говорит, что познакомился с исполнителем роли Саида актером Спартаком Мишулиным во время работы в омском театре. Это меня заинтриговало, захотелось найти документальное подтверждение. На мой вопрос в соцсетях откликнулась омская журналистка Елена Завьялова, связав меня с с заведующей музейным отделом Омского академического театра драмы Юлией Ескиной. Она нашла программку - 1959 года! – спектакля «Клоп», режиссером которого был Владимир Мотыль, а одну из ролей действительно играл Спартак Мишулин! И даже прислала фотографию Мишулина в роли! Это тоже вошло в книгу, так в ней совершенно неожиданно оказался представлен Омск.
А уже изучая программку, я обнаружил еще одну фамилию, которая была в титрах фильма - – художника по костюмам Вадима Павловича Линденбаума, он выполнил все мужские костюмы к фильму. По свидетельству Валерия Петровича Кострина, режиссер дружил с Вадимом Линденбаумом и постоянно брал его на свои проекты.
- Ваша книга рассчитана только на специалистов?
- Специалистам – режиссерам, операторам, и даже фотографам - она действительно будет полезна, потому что композиционные решения фильма исключительны, из категории «так сейчас не снимают», там очень точная работа всей съемочной группы. Но ее с удовольствием читают и люди, которые просто интересуются кино, хотят лучше понимать киноязык. Она сейчас доступна в главных электронных магазинах – на Озоне, Амазоне, Литресе.
- Действительно неожиданно увидеть что-то новое в давно знакомом и любимом фильме.
- Мне приятно слышать от людей: «Теперь я по-другому смотрю фильмы и картины». Раньше мне так говорили слушатели лекций, сейчас – еще и читатели. Значит, я правильно делаю свою работу.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1344921 ноября 2024
«А как он шуршит! Это же музыка!»
74120 ноября 2024
Гороскоп на 22 ноября 2024 года
70221 ноября 2024
Выбор редакции
— попутчица
— журналистка
— Предприниматель, журналист, блогер, PR-специалист
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии