Георгий Кичигин. О времени и о себе

«Чтобы показаться и запомниться, художнику нужно повеситься. Если не картинками, то самому. За ноги. Это в духе сегодняшнего времени».

715423 мая 2021

24 мая у автора этих слов — художника Георгия Петровича Кичигина — день рождения. 

В своей мастерской на Ленина, 10, он работает над полотном, в центре которого бронзовый бюст писателя №1:

1

— Я не знаю что это: как закалялась сталь или как отливалась бронза. Я начал этот холст недели две назад и скоро начну его ненавидеть. Хотел изобразить Фёдора Михайловича во всех рОлях и ролЯх, хотел, чтобы спящий памятник был, с закрытыми глазами… 

— Как маска посмертная?

— Почти. Я начинал делать Достоевского для музея с посмертной маски. Это моя история. На фотографиях он везде разный. Если посмотреть на его фото, какой он был в юности с немного вздёрнутым носом, то к старости нос выпрямился, даже горбинка появилась. Вот он мёртвый, а начинаешь его оживлять и попадаешь в невероятную историю и энергию… 

Это он благодаря омичам выжил на каторге, сколько ему послаблений было, в госпитале лежал. Люди его спасли — хорошие, совестливые. Раньше с совестью лучше было. Выжил только потому, что начальники каторги понимали: перед ними не просто человек, а писатель.

Но вообще Достоевский не самый мой любимый писатель. Так случилось, что во время моего обучения в школе в программе по литературе он присутствовал как имя, но его произведения не были включены в курс изучения. У нас были отличные преподаватели, которые знакомили нас с литературой сверх программы. И не их вина, что в те времена я не проникся произведениями великого писателя.

1976 г. Первый состав МО СХ Омска

— Тем не менее у вас много работ, посвящённых великому омскому сидельцу. Ваши Достоевские («Омские пазлы. Касание гения», «Мёртвый дом Достоевского») были признаны коллегами лучшими художественными произведениями.  

— Бывает и такое…

2

Я почему начал разрабатывать тему с пазлами. История — это очень интересная и специфичная наука (да простят меня учёные). Испокон веков было принято писать историю под заказ и под приказ. Описание деяний великих — основа древней и прошлой истории.Да и современная ситуация в корне мало чем отличается. Выдача желаемого за действительное даёт свой специфичный результат. Создаётся своеобразная мозаика пазлов, где истинное уступает случайному или желанному, и пазлы складываются так, как удобно этому времени. Я давно подкрадывался к теме «мёртвого дома». 

— «Мёртвый дом» от вашей мастерской в двух шагах…

— Да тут вообще площадка гениев: Врубель, Ульянов,  Достоевский и на Драмтеатре свой гений, куда ни глянь — памятники. Достоевский — человек непростой был, настолько разношёрстный, что я не знал, с какой стороны к нему подойти, чтобы понять. 

— У вас опять пазлы.

— Да, этот прием даёт некоторые возможности в раскрытии темы. Пазл идёт жёстко в своем ритме, ему всё равно, а мне — нет. Делать свободную композицию без пазлов проще, а я себе столько накрутил, что иногда думаю: «Зачем? К чему? Это что – заказ? Или мне за это денег дадут?» 

С мамой и папой, 1952 г.

— Что для вас Омск – дрожжи творчества?

— Я тут просто родился и всё получил. Мне ни Москва не нужна, ни Питер и за рубеж никогда не хотел уехать. Работать только здесь могу и немножко в Германии. Но немножко, не более месяца. Это давний расклад 80-х годов. Я сотрудничал с галереей Дитера Хильдебрандта. 

— А сейчас?

— Уже нет. Он умер. Хильдебрандт был участником Второй мировой войны, в Париж входил на белом коне. Я видел фотографию.

3

— Фашист что ли?

— Немец. Фашистами не все были.

Выпуск ДХШ-1, 1966 г.

— А ваш отец воевал?

— Отец вернулся с фронта в 1946-м. Их в Болгарии развернули и кинули на Восток. Побывал в штрафной армии Рокоссовского. Где-то под Сталинградом какая-то гора не далась, так их всех в штрафбат, хотя он опытный был: финскую войну прошёл. У Хильдебранда не так: он кавалерист, интеллигент, тонкий ценитель вина. В боях-то и не участвовал: только Париж «взял» да на коне погарцевал.

ВИА ХГФ, 1972 г.

Выступление на ТВ, 1972 г.

— К нынешнему юбилею будете выставку делать?

— Я считаю, что юбилей – это 25, 50, 75, 100 лет – всё, четыре юбилея за всю жизнь, если, конечно, доживёте до 100 лет. Ну, я прав или будем смотреть на этих чудаков из телеящика? Они каждый год юбилей справляют. Наверное, боятся, что будут забыты. Мне будет 70! Сделаю выставку осенью.

— А вы не боитесь, что вас забудут?

4

— Не то чтобы боюсь… Я не знаю, на кого последствия моих трудов потом списать. Был человек, жил, работал и ушёл, навсегда. Масса людей так ушла, без последствий. А от моего ухода в виде последствия коллекция моих картин останется. Мне не себя жалко, не своё творчество. Мне жалко мою семью: куда они с этим (показывает на картины)? Я приблизительно понимаю, что из этого (окидывает взглядом стены мастерской) можно большой костёр сделать. С этим зданием, которое мы занимаем почти 50 лет, тоже непонятно, может, завтра попросят с вещами на выход или сделают обитание в нём неподъёмно дорогим. А ведь могли бы получится мемориальные мастерские с дарственными произведениями, с открытыми дверями для желающих. В Омске дефицит мест, куда мог бы зайти гость города.

Сенеж, 1995 г.

— Искусствоведы никак не могут определиться, к какому течению отнести ваше творчество. Вас называют то сюрреалистом, то метафизическим реалистом…

— Я художник с большой долей реалистического взгляда. Каждую картинку я стараюсь снабдить чем-то своим, отвечающим теме. Я меньше всего забочусь о том, как меня называют искусствоведы. Но это их профессия, и я уважаю их мнение. 

Я всегда любил что-нибудь новое, малоизвестное. Сам занимался абстракцией и всем, что по-настоящему было интересно. Я всегда пробовал соревноваться с теми, кто меня поражал наповал своим искусством.

Сушёная акула, утопленная корова – это не новое в авангарде. Когда я первый раз выехал в 1979 году в Финляндию, там подобное уже было: мусор и пыль сметённые в аккуратные кучки, и велосипеды искорёженные, и насекомые сушёные. 

— Посмотрела в календарь, а вас одни гении окружают: 21 мая 550 лет Дюреру, 22 мая юбилей у Ольги Петровны Верёвкиной …

— Микеланджело ещё 24 мая родился (подсказывает, усмехаясь), Шолохов… Верёвкина подтянулась... (улыбается). Букет, конечно, приятный. 

В Мастерской с Л.Дуровым, 1990 г.

— Вы видели работы Микеланджело?

— Нет, к сожалению, не случилось. В Италии не был. В Швейцарии был, в Швеции, Польше, Франции, Испании, Финляндии, Греции. Сегодня это воспринимается как море, отдых, а раньше-то мы не для этого туда ездили. Путешествовали на остров Сирос, чтоб там месяц жить и писать картинки. Полезные были командировки.

Союз художников СССР был, кажется, самой богатой организацией среди творческих союзов. Только в Париже у него было 18 творческих мастерских, а сейчас 15 Китай  перекупил, у нас только три осталось. А сколько у нас домов творчества было по Союзу и за рубежом, мы только в Америке не были, а так — везде. Всё продали. И Дом творчества «Сенеж» продали, и в «Челюскинской» один корпус остался, а это ж были целые предприятия. Сенеж – это озеро, там резные терема были, для обслуги стоял пятиэтажный дом. Огромные потери. Целая индустрия работала на художников, и всё это ушло как песок сквозь пальцы.

Грустно… Время такое… Художники пишут отчёты каждое полугодие: что делаем, чем заняты. У нас теперь форма отчётности, как в Академии наук. Это глупость. У меня же всё спонтанно происходит, а тут отчитываешься пошагово, как перед ФСБ. Раньше были выставки, а теперь отчёты. Это дико гнетёт. Но самое интересное, что у москвичей очень мало выставок, им выставляться практически негде. Высокая цена за аренду залов. Всё очень дорого. В Москве сейчас делают в основном групповые выставки. На Беговой остался зал, но он так забит, что каждому художнику только по 10 дней дают, и зритель не всех успевает посмотреть. А я здесь участвую в 10-15 выставках в год.

— Что для вас выставки?

—  Посмотреть со стороны на себя, показать новые картины коллегам, зрителям. Это очень нужное, в первую очередь для художника, мероприятие.

Но выставка – это сплошные расходы. Любой может зайти в лавку художника и посмотреть, сколько стоят холст, краски, рамы... У меня все рамы одного типа – рабочие, как паспарту.

Вот, к примеру, холст на подрамнике сто на восемьдесят сантиметров стоит около 2 тысяч рублей. А ещё — раскрасить красками. Которые самые дешёвые — акрил — стоят 160 рублей тюбик, масло подороже будет — 180, плюс кисточки. Хорошо набегает. А если ещё раму приобрести. За мастерскую заплатить...

На выставке. М.Ульянов с супругой, 1991 г.

— Совсем никто не помогает?

— О, господи! Единственная просьба, чтобы только не мешали, не забирали мастерскую. Вот они бы платили за свою канцелярию. 

— Депутаты Омского горсовета получают на канцелярию по двадцать тысяч рублей.

— Двадцать тысяч… (искренне удивляется). Много… (задумывается). Можно купить два набора красок и 10 холстов 100х80!!!… Счастливые люди… 

А я и не знал, что у нас такая дорогая канцелярия: ручка-то раньше стоила 15 копеек, а теперь вот как всё с ног на голову встало… 

 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

878104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3219114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4136210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6068106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1030612 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх